Казахстанскую модель религиозной толерантности могут изучить в мире — эксперт
По мнению кандидата философских наук, доцента, профессора Алматинского университета энергетики и связи им. Гумарбека Даукеева Заремы Абдуллиной, сформировавшаяся в Казахстане модель межконфессионального согласия является результатом продуманной государственной политики.
— Зарема Альфредовна, давайте сначала определимся, что такое толерантность?
— Толерантность – это общественное явление, которое формируется на протяжении длительного времени и означает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям, непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и народностями, как, например, у нас в Казахстане, где проживают представители более 130 национальностей и этносов, это необходимое явление.
В современном мире толерантность в идеале предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов. Ее основой являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество просто не сможет существовать.
На сегодня исследователи насчитывают свыше 10 основных видов толерантности. Это религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, сексуально-ориентационная, географическая, возрастная, маргинальная, межклассовая, межнациональная, расовая, политическая.
— Какие из них являются наиболее острыми в настоящий момент?
— В постоянно меняющемся мире актуальными и острыми являются вопросы, связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения.
— Тот факт, что в нашей стране за годы независимости созданы и действуют 18 конфессий, говорит ли о том, что мы достигли максимально полной религиозной толерантности?
— Это очевидно. Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Уважение к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.
Борьба с всемирной эпидемией, к сожалению, не сплотила народы и государства, а привела к новым обострениям, в том числе в религиозной сфере. В этой связи в первую очередь хотелось бы отметить нарастание противоречий и конфликтов между Западом и исламом. Этой ситуацией не замедлили воспользоваться различные экстремистские и террористические организации.
— Что вы имеете в виду?
— В данном случае речь идет об использовании ценностей и норм мусульманской религии в определенных политических целях, осуществляемых такими экстремистскими организациями, как «Аль-Каида», «Исламское государство», «Братья-мусульмане» (запрещенные на территории Казахстана террористические организации. – Прим. ред.) и так далее. Как известно, они главным образом стремятся к свержению светских режимов в мусульманских странах, замене их на шариатское правление и созданию единого исламского государства – халифата.
Что касается непосредственно Казахстана, то тревожной тенденцией нескольких последних лет у нас стало активное распространение идей и ценностей ортодоксальных и радикальных течений в исламе и вовлечение казахстанцев в соответствующие структуры. Во многом этому способствуют социально-экономические проблемы, низкий уровень религиозной грамотности населения, недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. В результате создается благодатная почва для проявления религиозного экстремизма и терроризма, сращивания религиозных радикальных объединений с криминальными структурами.
Также военные конфликты в Афганистане, Ираке и Сирии продолжают притягивать к себе некоторых казахстанцев из числа приверженцев так называемого чистого ислама.
— К чему это может привести, по вашему мнению?
— Думаю, у нас не будут допущены такие крайности, как раскол общества и гражданские столкновения по религиозному признаку, ибо руководство Казахстана держит принципиальную позицию по укреплению светских начал национальной государственности. А это и есть основной фактор недопущения таких крайностей.
Также свой вклад вносят уполномоченные госорганы и институты гражданского общества, ответственные за теоретическое обоснование и практическое продвижение ценностей диалога, согласия и толерантности в религиозной сфере.
На мой взгляд, религиозная толерантность в Казахстане – это результат продуманной государственной политики. С самого начала процесса суверенного развития Казахстан провозгласил себя светским государством. Это предполагает, что ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика проводится исключительно в интересах всего общества без отдачи каких-либо преимуществ в пользу определенных религий и их последователей.
Во-вторых, наше государство в одинаковой степени уважительно и корректно относится к религиозным конфессиям и объединениям, действующим на территории нашей страны, и не вмешивается в их внутренние дела, если они ведут законную деятельность.
Вместе с тем светский статус не означает полного дистанцирования государства от религиозной сферы. Прежде всего, оно обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан на свободу совести, определение религиозной принадлежности и защиту от любой дискриминации по признаку таковой.
Таким образом, обеспечение межконфессионального согласия в Казахстане является одним из ключевых направлений официального политического курса страны, что в свою очередь предполагает формирование и внедрение в повседневную практику установок толерантного сознания и поведения.
Регулировать сферу религии государство вправе через уполномоченные органы.
— В чем это выражается?
— Это главным образом выражается в государственной регистрации религиозных объединений и лиц, занимающихся миссионерской деятельностью, в проведении религиоведческой экспертизы учредительных и других документов религиозных объединений, осуществлении контроля за соблюдением законодательства в данной сфере, определении порядка строительства культовых сооружений и так далее.
Действующий с 2011 года Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен на совершенствование государственно-конфессиональных отношений, обеспечение устойчивости государства и снижение условий для использования религии в деструктивных целях.
Наконец, проявляя заметную активность на международной арене, Казахстан стал инициатором создания уникального института продвижения в глобальном масштабе ценностей межконфессионального согласия и межцивилизационного диалога.
Таковым является Съезд лидеров мировых и традиционных религий, проводимый в Астане, ныне Нур-Султане, с периодичностью раз в три года. С 2003 по 2018 год были проведены шесть таких форумов по актуальным вопросам взаимодействия представителей различных религий в интересах мирной и достойной жизни людей всей планеты.
Официально признавая культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, государство осуществляет конструктивное взаимодействие с соответствующими религиозными объединениями и заинтересовано использовать их потенциал в интересах развития страны.
Как видим, светский характер государства достаточно успешно сочетается с его активной деятельностью в сфере религии и межконфессиональных отношений и при этом проводится работа по укреплению светских принципов и устоев, что отвечает интересам всего казахстанского общества без какого-либо его деления по религиозным и иным признакам.
— Очевидно, такой подход важен в условиях проявления негативных тенденций в религиозной сфере на глобальном и региональном уровнях.
— Безусловно. Позиция нашего государства достаточно четкая и ясная – религия и терроризм совершенно различные по своей природе, по целям, задачам, действиям и результатам, феномены. Терроризм представляет собой ключевую угрозу безопасности человечества в целом. Данная установка отражена и в процессе реализации государственной политики в религиозной сфере.
Так, в деятельности по профилактике и противодействию религиозному экстремизму задействованы и активно участвуют не только госорганы и институты гражданского общества, но и представители мусульманского духовенства и теологи.
Таким образом, на фоне отмеченных критических тенденций за рубежом, Казахстан имеет хорошие возможности лишний раз продемонстрировать мировому сообществу созданную им модель межконфессионального согласия. Соответствующий казахстанский опыт заслуживает серьезного внимания и изучения заинтересованными официальными и негосударственными структурами разных стран мира.
— Есть еще один уникальный опыт Казахстана – социальный. Можно об этом более подробно?
— За 30 лет независимости наша страна достигла впечатляющих успехов. Отечественные и зарубежные эксперты и аналитики с уверенностью называют Казахстан устойчивым и стабильным участником политических и экономических процессов не только в Азии, но и во всем мире.
Главным же достижением Независимости является наше единство. В этом смысле введение термина «казахстанцы» и даже «буквенная» корректировка – переименование Ассамблеи народов Казахстана в Ассамблею народа Казахстана имеют глубокий смысл и подразумевают очень многое. При таком количестве этносов и культур пытаться построить государственность только на этнической идентичности, укрепить и развить ее – нереально.
Хотелось бы напомнить слова Елбасы, сказанные еще в 2016 году на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Казахстан должен быть комфортным для каждого гражданина. И утверждаю, что гражданство – самое главное, а не нация. Гражданство означает, что все граждане страны живут по одним законам и Конституции, и подчиняются этим законам... Не теряя национальных особенностей, историю, культуру, язык, в гражданстве мы едины».
Шаги по сохранению и укреплению единства казахстанцев цементируют не просто государство, а сплачивают всех людей, наш народ. На фоне ситуации в целом ряде бывших советских республик мы демонстрируем не просто терпимость друг к другу, а именно толерантность, наши отношения базируются на взаимном уважении, на таком положении дел, когда культуры разных народов не только сосуществуют рядом, но и взаимодействуют, взаимопроникают и обогащают друг друга.
Преемственность семейных, национальных, народных традиций и по сей день является основным объединяющим звеном в нашей жизни.
Можно не сомневаться, что патриотизм для молодых казахстанцев существует не только как абстрактное понятие. В этом смысле чрезвычайно актуальными представляются слова Елбасы, обращенные к молодежи страны: «Я хочу, чтобы наше новое поколение стало людьми всей планеты, а это начинается здесь, внутри страны».