"Созданы все условия": мамы особенных детей рассказали о качестве инклюзивного образования в Шымкенте
"Не хотела отдавать ребенка в государственную школу"
У Айнур Айманбетовой особенный ребенок. Первые признаки аутистического поведения у своего сына женщина заметила в раннем возрасте. Чтобы жизнь ребенка не отличалась от сверстников, понадобилось раннее вмешательство квалифицированных специалистов. По словам жительницы Шымкента, она неоднократно обращалась в частные инклюзивные центры, получала лечение даже за границей. Только вот хороших результатов особо не замечала. Улучшить речевые нарушения и проработать замкнутость сыну Айнур помогли в государственной школе. Женщина говорит, что агрессия и раздражение у ребенка пропали после тщательной работы учителей и общения со сверстниками.
"Моему сыну сейчас 10 лет. Он обучается в обычной государственной школе, образование получает в инклюзивном классе. В его классе обучаются такие же детки с разными расстройствами, а также без расстройств. Сначала было сложно, однако моему сыну удалось взаимодействовать с окружающим миром. Он научился понимать людей, время от времени смотреть им в глаза, а также произносить слова. Мы благодарны нашему классному руководителю. Она проделала огромную работу. Объясняла другим родителям, как правильно обращаться с особенными детками. Никого в классе не обделяют, все условия созданы". Айнур Айманбетова
Раньше она задумывалась о домашнем обучении. Боялась, что ее сына будут обделять или еще хуже, обижать в школе. Отдать сына учиться в государственную школу женщина решилась после совета других родителей особенных детей.
"Когда моему сыну исполнялось 7 лет, я боялась его отдавать в обычную государственную школу. Поэтому даже искала какие-то специальные школы, либо думала отдать в частную. Но, когда мой ребенок был еще маленьким, мы ходили в специальный центр для особенных детей. Там была одна женщина, у ее дочки также аутизм. Они пробовали и домашнее обучение и обучение в школе. Эта женщина мне и посоветовала отдать сына в школу. Поэтому хочу сказать, что если сами родители особенных детей постоянно будут обделять своих детей, то им же хуже будет. Сейчас мой сын спокойно общается со сверстниками, постепенно находит себе друзей, ходит на день рождения одноклассников", – делится мама особенного ребенка.
"Тугоухость – не приговор"
Дочери Дианы Сакен диагностировали тугоухость в 5 лет. Симптомы проявили себя довольно поздно, ребенок редко разговаривал, вспоминает мать. Задержку речи родители восприняли как отличительное качество своей дочери, думали, что она застенчивая. Однако после очередного медицинского осмотра ребенка признали слабослышащим. Мать впала в депрессию, говорит, что она не находила себе места.
"В 5 лет моей дочери поставили диагноз тугоухость, думала, все это конец, ребенка все будут считать инвалидом, его будут обижать и так далее. В голову лезли только плохие мысли. В какой-то момент я собралась, муж и родственники помогли. Нашли центр, увидела там таких же родителей, у которых дети с таким же заболеванием. Поняла, что мы не одни, получила поддержку от остальных родителей с особенными детьми. Осознала, что тугоухость – это не приговор. После конечно мы начали заниматься со специалистами и получать медикаментозную терапию. Все это в комплексе нам помогло", – рассказывает Диана Сакен.
Сейчас особенный ребенок Дианы получает образование в школе-интернате. Женщина рассказывает, что с ее дочерью работают высококвалифицированные педагоги. При поступлении, по словам мамы особенного ребенка, специалисты учли психологическую и физиологическую готовность малышки к обучению.
"Она обучается сейчас в школе-интернате, ей 14 лет. У нее такие же сверстники. В школе учителя подобрали индивидуальную форму обучения, а также узнали уровень развития моей дочери с помощью разных методов. В процессе обучения педагоги отслеживают динамику развития моей дочери и ведут специальный дневник наблюдений. Дочь научили различать звуки, разговаривать, а также распознавать звуки окружающей среды. Я рада, меня в обучении все устраивает. Помимо этого, моя дочь еще увлекается теннисом. Там она общается с здоровыми подростками, у нее специальный слуховой аппарат, мы научили ее не стесняться его. В будущем она хочет поступить на дизайнера, мы с мужем ее во всем поддерживаем", – поделилась Диана.
В школах Шымкента действуют кабинеты инклюзивного образования
В Шымкенте открыли 106 кабинетов инклюзивного образования. Там созданы все условия для особенных детей. Об этом сообщила руководитель управления образования Жанат Тажиева. По словам главного педагога Шымкента, это улучшает доступность образования и создается безбарьерная обстановка для детей с инвалидностью. Учебные заведения полностью оборудованы техническими средствами доступа. В школах есть пандусы, тактильные дорожки и специальные санузлы. Наравне с остальными также обучаются особенные студенты.
"В школах Шымкента создаются все условия для детей с ограниченными возможностями. Наша главная цель – создать для учеников такие условия, чтобы они никогда не чувствовали себя обделенными. На данный момент в 106 школах Шымкента ведутся уроки в инклюзивных классах. Планируем открыть инклюзивные кабинеты во всех образовательных учреждениях нашего мегаполиса. Помимо этого мы ведем работу еще в колледжах. Например, в колледже легкой промышленности и сервиса Шымкента девочки с ограниченными возможностями обучаются швейному делу и получают среднее образование".Руководитель управления образования Шымкента Жанат Тажиева
Напомним, что ранее о том, какие новшества внедрены за последнее время для детей с особыми образовательными потребностями, рассказала Zakon.kz директор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, кандидат психологических наук Айгерим Кудеринова. По ее словам, было введено понятие оценки особых образовательных потребностей, а также разработаны правила их оценки. Директор Центра добавила, что в систему инклюзивного образования было внедрено понятие психолого-педагогического сопровождения.
Автор: Карина Адильбекова