В Мажилисе под председательством У. Мухамеджанова состоялось пленарное заседание Палаты
Комитету по международным делам, обороне и безопасности поручено продолжить работу над проектом Закона РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики об условиях создания и использования космической системы дистанционного зондирования Земли и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов».
В Мажилисе под председательством У. Мухамеджанова состоялось пленарное заседание Палаты
МАЖИЛИС-ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ: Великая отчественная война - 65-летие Победы. Об усилении государственного контроля в сфере оборота нефти и нефтепродуктов; о воздушном пространстве и авиации; международной информационной безопасности.
Об обращении продукции на таможенной территории Таможенного союза.
Астана, 14 апреля, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством Урала Мухамеджанова состоялось пленарное заседание Палаты.
В первом чтении одобрен депутатами законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления государственного контроля в сфере оборота нефти и нефтепродуктов». Как отмечается в заключении Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, инициированный депутатами Мажилиса Парламента РК Нехорошевым В. А., Котовичем В. Н., Нигматулиным Е. 3., Конарбаем Б. К., концепцию законопроекта поддерживает.
Целью законопроекта является борьба с хищением нефти, осуществляемой путем несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы. Такой способ хищения создает серьезную угрозу безопасности трубопроводной системы, экономическим интересам страны, нефтяных и нефтетранспортных компаний, наносит непоправимый вред окружающей среде вследствие разлива нефти на поверхность земли. Кроме того, это создает условия для нарушения стабильности экспортных поставок нефти, наносит вред деловой репутации Казахстана, как надежного поставщика энергоресурсов, и приводит к возникновению обеспокоенности иностранных компаний, участвующих в казахстанских проектах.
Комитеты Мажилиса Парламента представили заключения по законопроекту, а депутаты Мажилиса внесли ряд предложений и замечаний, которые были тщательно рассмотрены на заседаниях рабочей группы и Комитета. Предложенные в законопроект поправки изложены в сравнительной таблице. Законопроект был приведен в соответствие с правилами юридической техники.
Мажилис одобрил сегодня в первом чтении, поддержав заключение Комитета по экономической реформе и региональному развитию, законопроект «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» и сопутствующие поправки. С докладами по ним выступил министра транспорта и коммуникаций Абылгазы Кусаинов. Как подчеркнул докладчик (тезисы) вопросы гражданской авиации, а именно обеспечение безопасности полетов и повышения качества авиауслуг, постоянно находятся в центре общественного внимания.
Важнейшей составляющей в обеспечении безопасности полетов и в целом дальнейшего развития гражданской авиации является нормативное обеспечение, построенное на основе использования современных международных авиационных стандартов.
Требования ИКАО - Международной организации гражданской авиации, объединяющей 192 государства, членом которого является и Казахстан гласят, что основное авиационное законодательство страны должно являться своего рода «прочным фундаментом» на основе которого должна быть выстроена система деятельности гражданской авиации и обеспечение ее государственного регулирования.
Республика Казахстан, исходя из своих обязательств перед ИКАО, должна принимать 11 тысяч стандартов, и соответственно внедрять их в национальное законодательство (Казахстаном внедрено порядка 2 тыс. стандартов).
Действующий основной закон по авиации от 1995 года, а также Закон о государственном регулировании гражданской авиации от 2001 года требуют пересмотра основных положений по следующим основаниям.
Большинство норм этих законов были разработаны в переходный период к рыночной экономике, на этапе формирования отечественной гражданской авиации. Они составлены под требования к эксплуатации и обслуживанию воздушных судов советского производства, что не соответствуют динамике развития отрасли. На сегодня основной объем авиаперевозок осуществляется на воздушных судах западного производства.
Из 611 зарегистрированного в реестре гражданских воздушного судна порядка 66 воздушных судов - западного производства, которыми осуществляется 85 процентов перевозок в Казахстане и указанная цифра будет расти.
С учетом разработки новых стандартов ИКАО по регулированию деятельности гражданской авиации и перехода на европейские авиационные требования из 120 статей действующих законов требуют изменения или полного пересмотра более 90 статей.
Законопроектом предполагается введение ряда новых норм по регулированию деятельности гражданской авиации. На территории РК будут применяться обязательные для всех субъектов авиационные стандарты международных организаций гражданской авиации.
Справочно: В соответствии с Программой Правительства по переходу на европейские авиационные требования методом учетной регистрации в реестре государственной системы технического регулирования зарегистрированы 27 основных стандартов JAR.
Кроме того, в соответствии с требованиями ИКАО вводится сертификация воздушных судов относительно шума на местности и эмиссии авиационных двигателей с выдачей сертификата. Данное требование особо актуально в связи с введением Евросоюзом новых жестких требований по экологии.
В соответствии с новыми нормами авиакомпанией может называться только юридическое лицо, осуществляющее коммерческие авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов. Авиакомпания обязана располагать финансовыми ресурсами и имуществом для безопасной эксплуатации воздушных судов и поддержания их летной годности. При этом авиакомпании, осуществляющие регулярные полеты, обязаны иметь резервный парк самолетов, и резерв финансовых средств для покрытия расходов на полеты в течение минимум одного месяца, без учета поступающих доходов от перевозок. Все остальные владельцы воздушных судов будут называться эксплуатантами (Это позволит сократить количество авиакомпаний до 15-20 ед В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 53 авиакомпании).
В соответствии с рекомендациями Совета Безопасности РК ужесточен контроль за чартерными полетами казахстанских воздушных судов вне пределов воздушного пространства Казахстана. Не допускается без согласования с уполномоченным органом международный полет воздушного судна для перевозки вооружений и военной техники, а также продукции двойного назначения. Установлены обязательные требования в случае передачи воздушного судна в аренду иностранной авиакомпании
Справочно: Не допускаются полеты в зоне боевых действий, вооруженных конфликтов и полетов, связанных с перевозкой оружия, боеприпасов, воинских формирований. Не допускается передача в аренду воздушного судна Республики Казахстан иностранному эксплуатанту без наличия соглашения между уполномоченными государственными органами сторон, определяющего ответственность государства, в котором зарегистрирован иностранный эксплуатант.
Устанавливается законодательная основа для деятельности малой авиации.
В целях развития малой авиации вводится неконтролируемое воздушное пространство на малых высотах полета, где эксплуатанты легких и сверхлегких воздушных судов будут осуществлять полеты на основе уведомления и при этом освобождаются от аэронавигационных сборов.
Для владельцев частных легких и сверхлегких воздушных судов прохождения сертификации и получения сертификата эксплуатанта не требуется. Для полетов достаточно иметь свидетельство регистрации, сертификат летной годности воздушных судов и пилотское свидетельство.
Для обеспечения полетов малой авиации предусмотрено развитие региональных аэроклубов. Аэроклубы будут нести ответственность за аварийное оповещение поисково-спасательных служб при полетах частных воздушных судов в неконтролируемом воздушном пространстве, что обеспечит оперативные меры по спасению жизни членов экипажей и пассажиров.
Учтены рекомендации ИКАО по итогам проведенного аудита деятельности авиационной администрации Казахстана в области контроля за безопасностью полетов. Основная сфера контроля - это техническое состояние воздушных судов. Оценка технического состояния воздушных судов будут проводиться специализированным подведомственным предприятием.
Вводится запрет на использование при проведении техобслуживания и ремонта воздушных судов контрафактных агрегатов, комплектующих изделий и запчастей, не имеющие паспорта, выданного их производителем.
Для повышения безопасности полетов вводится сертификация технических центров по техобслуживанию и ремонту воздушных судов. Законопроектом предусмотрено, что на территории аэропорта услуги аэропортовской деятельности смогут оказывать и другие организации на конкурентной основе. Кроме того, приведены в соответствие с европейской практикой о защите прав пассажира перечень услуг, которые бесплатно должен предложить перевозчик пассажирам при задержках рейсов (предоставление комнат матери и ребенка пассажиру (при наличии);) два телефонных звонка продолжительностью не более пяти минут; обеспечение прохладительными напитками; обеспечение горячим питанием; размещение в гостинице).
В соответствии с сопутствующим законопроектом вносится изменения в КоАП, которым вводится ответственность пассажиров на борту воздушного судна за создание ситуации, угрожающей безопасности полетов.
В целом принятие законопроектов приведет к переходу деятельности отечественной авиации на основе европейских авиационных требований и стандартов ИКАО, повысит безопасность полетов и ответственность перевозчика и пассажиров за соблюдение требований в области обеспечения безопасности полетов.
Вслед за министром перед депутатами выступил член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Асхат Бекенов. Парламентарий сказал, что в своем докладе министр подробно осветил основные аспекты и новшества, предлагаемые проектом Закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», который поступил в Мажилис Парламента 13 июля 2009 года. Как отмечено докладчиком, законопроект направлен на совершенствование деятельности авиации и усиление мер государственного контроля за безопасностью полетов. В этой связи, рабочей группой, в целях приведения в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), предлагается введение ряда новых норм. Таких как: четкая регламентация оснований для допуска к полетам эксплуатантов авиации общего назначения, а также оснований приостановления действия свидетельства на право выполнения полетов;
-ужесточение требований по внедрению в организациях гражданской авиации системы управления безопасностью полетов, в зависимости от объема и сложности выполняемых полетов;
-создание системы учета авиационных происшествий и инцидентов и регламентация полномочий комиссии по их расследованию;
-введению норм по проверке соответствия летной годности иностранных воздушных судов, выполняющих полеты в РК и признанию свидетельств авиационного персонала иностранного государства;
-конкретизации норм по вопросам государственной регистрации воздушных судов Республики Казахстан.
Также предложено законодательно закрепить на уровне компетенции Правительства функции по принятию нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности полетов.
В целом по законопроекту проведено 39 заседаний рабочей группы, расширенное заседание Комитета и рассмотрено свыше 870 предложений, поступивших от депутатов и Комитетов Мажилиса. Все эти предложения были всесторонне рассмотрены с участием заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений и организаций авиации и отражены в сравнительной таблице, состоящей из 396 позиций, из которых 381 принята. Все Комитеты представили положительные заключения.
По сопутствующему законопроекту: он направлен на приведение в соответствие с основным законопроектом. В ходе рабочей группы предложены поправки в Кодекс об административных правонарушениях по установлению ответственности. Также, в целях исключения дублирования с действующими нормами, предложено исключение из проекта норм Уголовного кодекса и, соответственно, связанной нормы по Уголовно-процессуальному кодексу.
Всеми комитетами представлены положительные заключения. И по законопроекту проведено четыре заседания рабочей группы с участием заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений и организаций авиации и отражены в сравнительной таблице, состоящей из 8 позиций, которые все приняты.
Наряду с этим, Палата согласилась с заключением Комитета по экономической реформе и региональному развитию, и одобрила по докладу министра транспорта и коммуникаций А. Кусаинова законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» (первое чтение)». Докладывая депутатам, министр отметил, что с обретением независимости и осуществлением реформ в транспортной отрасли были проведены базовые структурные преобразования.
Формирование современной рыночной среды и интеграция с мировой транспортной системой требуют дальнейшего совершенствования правовой базы.
В связи, с чем был разработан настоящий законопроект, основная идея которого заключается в совершенствовании транспортного законодательства и приведении его в соответствие современным реалиям.
Целями законопроекта являются:
1) устранение правовых пробелов;
2) модернизация законодательства, приведение его в соответствие современным потребностям правового регулирования;
3) повышение эффективности государственного управления;
4) создание условий для устойчивого развития отрасли;
5) повышение качества обслуживания и уровня безопасности перевозок;
6) гармонизация казахстанского законодательства с требованиями международных договоров;
7) интеграция в международный рынок транспортных услуг.
Всего - в Правительственной версии 280 поправок.
Кроме того, депутатами внесены 307 поправок.
Выражая благодарность за проделанную Вами работу, позвольте вкратце доложить о вносимых изменениях по каждой отрасли.
В автодорожной отрасли:
На практике существует множество случаев, когда местные исполнительные органы на этапе проектирования строительства автомобильных дорог, имея сведения о схеме прохождения дороги, выделяют земельные участки в частную собственность.
В связи с чем, предлагается земельные участки придорожной полосы, находящиеся в государственной собственности, передавать только во временное землепользование.
Также вносятся поправки, согласно которым устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений вдоль полосы отвода автодороги, за исключением объектов дорожной службы.
Таким образом, строительство объектов дорожного сервиса будет осуществляться в придорожной полосе.
Данные поправки позволят снизить затраты на строительство и реконструкцию автодорог.
(В период с 2007 по 2009 годы на выкуп земель затрачено 11 млрд. тенге. План на 2010 год - 13,8 млрд. тенге.)
В сфере железнодорожного транспорта:
На сегодняшний день в отрасли железнодорожного транспорта произошло структурное реформирование, что повлекло появление новых участников перевозочного процесса. (Например, пассажирское агентство, оператор локомотивной инфраструктуры)
Данный законопроект позволяет упорядочить функции этих субъектов.
Хочу отметить, что большинство норм, которые мы включаем, взяты из действующих подзаконных актов, тем самым мы стараемся сделать закон прямого действия.
С целью удовлетворения потребностей населения в местных перевозках законодательно закрепляется функция местных исполнительных органов по субсидированию социально значимых внутриобластных сообщений.
Законопроектом также вводится понятие «железнодорожного вокзала», устанавливаются основные требования к организации его деятельности.
Например, обязательное наличие на вокзалах билетных касс, помещений для ожидания, медицинских пунктов, пунктов охраны общественного порядка и объектов информационного обслуживания. Определены требования по обеспечению доступа инвалидов к переходам и перронам (оборудование пандусами, специализированными лифтами).
Кроме того в целях рационального использования парка грузовых вагонов предлагается увеличить штраф в отношении недобросовестных грузополучателей допускающих длительные простои грузовых вагонов. Данная мера позволит создать условия для материального стимулирования грузополучателей к своевременному высвобождению вагонов.
В сфере автомобильного транспорта:
Уменьшение количества лицензируемых видов деятельности не должно относиться к отраслям, сопряженным с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, которая должна превалировать над любыми экономическими обоснованиями.
Существующая практика допуска к перевозкам не выдерживает никакой критики. Достаточно иметь технический паспорт на автомобиль и водительское удостоверение, и доступ к рынку автоуслуг открыт. При этом вопросы безопасности перевозок и качество обслуживания не принимаются во внимание.
В целях повышения уровня безопасности предлагается ввести лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
По статистическим данным количество ДТП с участием автобусов в 2008 году составило 296 случаев, тогда как в 2009 году - 366, рост - 24%. При этом в ДТП по вине водителей автобусов в 2009 году погибло 58 человек, ранено - 465.
В большинстве зарубежных стран перевозки пассажиров автомобильным транспортом лицензируются (все страны ЕС, США, Россия и др.).
Введение лицензирования позволило бы оказывать воздействие на отбор квалифицированных участников рынка путем исключения с рынка недобросовестных перевозчиков.
С 16 июня текущего года для допуска в страны Европейского союза обязательно наличие установленного цифрового тахографа. На территории РК в настоящий момент применяются аналоговые тахографы.
В этой связи, законопроектом предусматривается внедрение цифровых тахографов на международных перевозках.
Кроме того, устанавливается требование о наличии стажа работы водителем не менее трех лет для допуска к перевозкам пассажиров автобусами, микроавтобусами.
Следует отметить, что в соответствии с бюджетным законодательством внутрирайонные перевозки пассажиров субсидируются из районного бюджета, тогда как организацией этих перевозок занимаются областные акиматы. В этой связи предлагается передать в ведение районных акиматов функцию по организации данных видов перевозок.
В целях гармонизации национального законодательства с положениями международных договоров предусматривается введение на территории Республики Казахстан международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств. При пересечении государственных границ этот документ позволит упразднить процедуру многократного взвешивания транспортных средств на территориях стран, где признается этот документ.
В сфере водного транспорта:
В условиях интенсивного освоения казахстанского сектора Каспия и активного участия в проектах иностранных компаний предлагается предоставить их собственным судам права плавания под казахстанским флагом.
При этом право плавания будет предоставляться только новым судам, специально построенным для реализации Северо-Каспийского проекта (освоения Кашагана). Это соответственно позволит исключить привлечение старых судов, эксплуатация которых негативно отражается как на обеспечении безопасности мореплавания, так и на экологическом состоянии Каспийского моря.
На сегодняшний день освидетельствование и техническое наблюдение за морскими судами осуществляется признанными иностранными классификационными обществами. В целях развития казахстанского классификационного общества предполагается расширить сферу его деятельность и ввести его на рынок услуг по обеспечению технической безопасности морских судов. На начальной стадии Регистром судоходства будут освидетельствоваться суда, совершающие прибрежное плавание на Каспии.
(Услуги Регистра судоходства для речных судов будут оказываться на безвозмездной основе за счет государственного заказа, а для морских судов - на платной основе, при этом тарифы планируется утвердить ниже, чем у иностранных классификационных обществ, что создаст дополнительную конкурентную среду на данном рынке.)
Также предлагается упразднить использование паспорта моряка, взамен которого вводится новый документ - удостоверение личности моряка.
Это обусловлено принятием Международной организацией труда Конвенции об удостоверениях личности моряка, которая устанавливает новые требования к документам.
Таким образом, в случае принятия законопроекта ожидаются следующие социально-экономические и правовые последствия:
- дальнейшая интеграция в мировую транспортную систему;
- обеспечение безопасности и бесперебойности на транспорте;
- устранение пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве;
- гармонизация национального законодательства с положениями международного права.
В целом принятие законопроекта позволит обеспечить растущие потребности населения в качественном обслуживании при перевозке пассажиров и грузов.
Согласившись с заключениями Комитета по международным делам, обороне и безопасности, депутаты на пленарном заседании дали также «добро» на два нижеследующих законопроекта:
первый - «О ратификации Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности», о котором доложил заместитетель председателя КНБ РК Жанат Жарасов. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (далее - Соглашение) подписано в городе Екатеринбурге 16 июня 2009 года.
В соответствии со статьей 2, реализуя сотрудничество в соответствии с настоящим Соглашением, Стороны исходят из наличия следующих основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности:
1) разработка и применение информационнного оружия, подготовка и
ведение информационной войны;
2) информационный терроризм;
3) информационная безопасность;
4) использование доминирующего положения в информационном
пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;
5) распространение информации, наносящей вред общественно-
политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и
культурной среде других государств;
6) угрозы безопасному, стабильному функционированию глобальных и
национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или)
техногенный характер.
Согласно статье 4 Соглашения Стороны осуществляют сотрудничество. И свою деятельность в международном информационном пространстве строят в рамках настоящего Соглашения таким образом, чтобы она способствовала социальному и экономическому развитию. И была совместимой с задачами поддержания международной безопасности и стабильности, соответствовала общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципам регионального сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств Сторон. Каждая Сторона имеет равное право на защиту информационных ресурсов и критически важных структур своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от информационных атак на них.
Каждая Сторона не проводит по отношению к другой Стороне подобных действий и оказывает содействие другим Сторонам в реализации вышеуказанного права;
второй: «О ратификации Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза». О нем докладывал вице-министр индустрии и новых технологий Нурмухамбет Абдибеков.
Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза подписано 11 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге между правительствами государств-членов таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Настоящее Соглашение распространяется на продукцию, подлежащую обязательной оценке (подтверждению) соответствия (далее - продукция), ввозимую на единую таможенную территорию, а также продукцию, перемещаемую с территории государства одной Стороны на территории государств других Сторон, и применяется в отношении продукции до вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС на данную продукцию.
В целях реализации Соглашения формируется Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (далее - Единый реестр).
Порядок включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формирования и ведения Единого реестра устанавливается Комиссией таможенного союза.
Продукция, в отношении которой Сторонами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий: проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр; проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр; сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме. Также данная продукция должна включатся в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень).
Единая форма сертификатов соответствия и деклараций о соответствии устанавливается Комиссией таможенного союза.
Формирование, утверждение и ведение Единого перечня осуществляется Комиссией таможенного союза.
ХХХ
На пленарном заседании Палата заслушала ответ министра труда и социальной защиты населения Гульшары Абдыкаликовой на депутатский запрос Ирака Елекеева о ветеранах ВОВ в свете январского 2010 г. Послания Главы государства народу Казахстана в части подготовки к празднованию 65-летия Победы. После ответов на вопросы парламентариев, Палата приняла ее информацию к сведению.
И сегодня Мажилис избрал нового депутата Идирисова Куттыкожа членом Комитета по финансам и бюджету, а также назначил членами Центральной избирательной комиссии РК САРСЕМБАЕВА М.А. и ФООСА В.К.
(Справочно: Сарсембаев Марат Алдангорович, 1947 года рождения, имеет высшее юридическое образование, доктор юридических наук, профессор. Окончил в 1969 году Алматинский педагогический институт иностранных языков, после окончания работал учителем английского языка в средней школе Алакульского района. В 1969-1970 годах служил в рядах Советской армии, затем учился в Казахском Государственном университете имени С.М.Кирова по специальности «правоведение». В 1971 году работал учителем в средней школе Текелийского района. В 1971-1973 году работал следователем, старшим следователем прокуратуры Кокчетавской области. С 1973 по 2000 гг. работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором, деканом юридического факультета, заведовал кафедрой международного права КазГУ имени С.М.Кирова. В 1998-2002 гг. являлся ректором института международного права «Данекер». С 2002 по 2005 гг. - директор (декан) юридического института Евразийского Национального университета имени Л.Н.Гумилева. С 2005 г. по настоящее время работает заведующим отделом по международным отношениям Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
Фоос Владимир Карлович, 1951 года рождения, имеет высшее юридическое образование. В 1967-1969 гг. был учащимся ГПТУ г. Гудермес ЧИАССР. Трудовую деятельность начал в 1969 г. помощником машиниста тепловоза локомотивного депо станции Гудермес, затем машинист тепловоза Лениногорского полиметаллического комбината Восточно-Казахстанской области. В 1970-1972 гг. - курсант школы техников Военно-Морского Флота в г.Северодвинске, с 1972 по 1979 гг. служил мичманом в/ч № 51206-А Северного флота в пос. Гаджиево Мурманской области. В 1979-1990 гг. работал проходчиком Риддерского рудника Лениногорского полиметаллического комбината, с 1990 по 1994 гг. - депутат Верховного Совета Казахской ССР (Республики Казахстан). С 1994 по 1995 гг. работал консультантом комитета Верховного Совета Республики Казахстан по вопросам государственного строительства и региональной политике. С 1995 по 2000 гг. работал консультантом, заведующим юридическим отделом Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. С 2000 по 2003 гг. - член Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. С 2003 г. - секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. С 2007 г. - заместитель Председателя Центральной избирательной
комиссии Республики Казахстан. В 1998 г. окончил Алматинский государственный университет имени Абая).
И в этот день Палата поручила Комитету по экономической реформе и региональному развитию подготовить заключение по новому законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Как поясняют, в частности, разработчики законопроекта (В.Бобров, В. Нехорошев, А. Утегенов) по данным акиматов областей, городов Астаны и Алматы в списках очередности состоят 5651 инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним. В связи этим, в честь празднования 65-летия Великой Отечественной войны предлагаются поправки по предоставлению инвалидам и участникам Великой Отечественной войны права на безвозмездную передачу в собственность занимаемых ими жилищ государственного жилищного фонда, а также приоритетного права на получение жилища из государственного жилищного фонда путем ведения по ним отдельного списка нуждающихся в жилье.
Комитету по международным делам, обороне и безопасности поручено продолжить работу над проектом Закона РК «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики об условиях создания и использования космической системы дистанционного зондирования Земли и сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов».
Жигер Байтелесов. Фото Сайлау Майлыбаева
Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК