Эксперты оценили эффективность нового состава Мажилиса РК
Эксперты оценили эффективность нового состава Мажилиса РК
Эксперты оценили эффективность нового состава Мажилиса РК.
Напомним, внеочередные выборы в Мажилис прошли в Казахстане 15 января 2012 года при явке избирателей более 75%. По окончательным данным ЦИК в Парламент прошли три партии: «Нур Отан», набравший 80,99% голосов избирателей, «Ак жол» - с 7,47%, КНПК - с 7,19% голосов. Партии «Нур Отан» было отдано 83 мандата, партии «Ак Жол» - 8, КНПК - 7.
Также, 16 января этого года прошли выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Всего было избрано 9 кандидатов.
Социологи отмечают, что большинство казахстанцев с доверием относится к официально озвученным результатам парламентских выборов.
Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования Института политических решений, проведенного в феврале этого года в 16-ти крупных городах Казахстана.
Доминантное большинство - 59% респондентов - признают результаты январских выборов в Мажилис. Их доля в два раза превышает число тех, кто итогам голосования не доверяет (29,2%). Свое доверие вновь избранному Парламенту подтвердили более половины (51,6%) казахстанцев - жителей крупных городов. 22,7% респондентов Парламенту V созыва не доверяют.
Политическая ситуация в связи с прошедшими выборами остается такой же, как до выборов, считают 63,1% опрошенных. В том, что ситуация улучшилась, уверен каждый пятый казахстанец (21,5%), о том, что стало хуже, говорят лишь 4,5% казахстанцев.
Алексей ВЛАСОВ, генеральный директор ИАЦ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М. В. Ломоносова:
- С избранием нового многопартийного Парламента мы видим, как меняется формат отношений между ветвями власти в Казахстане, как парламент превращается в место для очень серьезных дискуссий, в ходе которых идет системное обсуждение вопросов экономики, безопасности, социальной сферы. И тон, как всегда, задает партия власти «Нур Отан». Доминирующая партия обеспечивает стабильность системы. Мы видим, насколько жесткой критике подвергаются некоторые министры со стороны парламентариев. Еще несколько лет назад, мне кажется, такое было бы в принципе невозможно.
Обращает на себя внимание и то, как сейчас в мажилисе очень четко обеспечивается эффективное согласование позиций между фракциями.
Казахстан находится на правильном пути, ведь именно многопартийность является одним из основных условий демократичности политической системы. Но не каждая многопартийная система демократична. Основным фактором, определяющим развитие демократического процесса, является тесная связь политических партий с широкими и представительными социальными силами, адекватное выражение партиями интересов этих сил. В этом отношении Казахстан во многом является примером для России с точки зрения динамики развития партийного поля.
Наубат КАЛИЕВ, профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, доктор политических наук:
- Обращает на себя внимание возросшая дисциплина среди депутатского корпуса. Это с одной стороны, а с другой - видно, что очень конструктивно выстраиваются отношения между фракциями.
Количество депутатов мажилиса вдвое превышает численность депутатов сената - мажилис состоит из 107 депутатов, выдвинутых тремя политическими партиями, а также избранными Ассамблеей народа Казахстана. То есть в процессе обсуждения законопроектов во внимание принимаются голоса и мнения наибольшей части общества.
Кроме того, выдвижение кандидатов в депутаты мажилиса политическими партиями предоставляет возможность в ходе избирательного процесса быть более информированными о предпочтениях и интересах различных социальных групп, слоев населения, представителей гражданского общества. Таким образом, депутаты нижней палаты имеют возможность охватить общественно-политический, социальный спектр, экономические интересы общества в наиболее полном объеме.
Юрий БУЛУКТАЕВ, главный научный сотрудник КИСИ при президенте Республики Казахстан:
- Введение в мае 2007 года пропорциональной системы выборов в мажилис кардинально изменило избирательную систему и усилило значение политических партий. И первые итоги деятельности мажилиса Парламента V созыва показали, что политические партии стали полноправным звеном политической системы общества, субъектом законодательной деятельности, а также усиление представительной функции высшего законодательного органа страны.
В работе парламента фокусируются, отражаются ключевые, острые вопросы политической, социально-экономической и культурной жизни казахстанского общества, важно отметить, что представительская роль парламента делает его органом, прямо влияющим на процессы становления демократической, правовой государственности и развития гражданского общества.
Марат БАШИМОВ, директор Экспертного института европейского права и прав человека:
- Сегодня партийные фракции занимают важное место в парламентском механизме. Они оказывают большое влияние на выработку повестки дня пленарных заседаний, голосование, использование различных форм контроля за исполнительной властью.
Но самое главное - это то, что мы сегодня являемся свидетелями развития демократических процессов в Казахстане. За столь короткое время мажилис проделал большую работу. Работу мажилиса Парламента отличает многополярность мнений, демократичность и более тщательный анализ всех законопроектов. Очень много обсуждений законопроектов. Также следует отметить, что стало больше законопроектов, инициированных самими депутатами.
Особо хочется отметить, что повысилась активность депутатов и качество депутатских запросов. Они стали более масштабными, системными, приобрели общестрановой характер.
Галым БАЙТУК, президент общественного фонда «Республика - Регион - Развитие»:
- Нынешний состав депутатов очень жестко проводит линию с правительством. Я помню, если раньше на отчеты к депутатам приходили вице-министры, председатели комитетов, то сейчас только первые лица министерств и ведомств. В целом Парламент стал острее ставить вопросы. Особенно активны нуротановцы, которые очень жестко проводят линию Главы государства.
В развитии многопартийности видится и активизация деятельности и укрепление полномочий местных представительных органов власти - маслихатов. Тем более что и маслихаты сегодня стали многопартийными, и более активное сотрудничество и привлечение маслихатов в обсуждения в рамках законодательной деятельности Парламента было бы достаточно эффективным для развития института местной представительной власти.
Перспективы парламентаризма также будут определяться параметрами развития общества в целом. Таким образом, культура парламентаризма в этом ключе будет развиваться наряду с правовой культурой на всех уровнях общества, поскольку Парламент - это не столько сообщество избранных, сколько зеркало общества.