Вопросы борьбы с коррупцией каждый год требуют внесения корректировок в действующее законодательство
Вопросы борьбы с коррупцией каждый год требуют внесения корректировок в действующее законодательство
Вопросы борьбы с коррупцией каждый год требуют внесения корректировок в действующее законодательство. Корреспондент BNews.kz встретился с председателем Налогового комитета Министерства финансов РК Ануаром Джумадильдаевым, чтобы узнать, какая работа проводится в этом направлении.
В некоторых сферах деятельности мониторинг по выявлению случаев подкупа чиновников ведется постоянно. И здесь особое внимание уделяется фискальным органам, так как их сотрудники при исполнении своих должностных обязанностей чаще других госорганов контактируют с налогоплательщиками.
- Ануар Серкулович, о борьбе с коррупцией говорится всегда. Тем не менее, по-прежнему немало скептиков, которые не верят в состоятельность таких реформ. Все говорят, что начинать нужно с изменения менталитета населения, но эта категория так же не осязаема, как и сам вопрос антикоррупционных мер. Как вы считаете, каков наиболее эффективный путь в этом направлении?
- В Послании народу страны Президент республики Нурсултан Назарбаев подчеркнул о необходимости выступления государства и общества против коррупции единым фронтом. Я считаю, что вопросы борьбы и эффективного противодействия коррупции были актуальны во все времена и для любого общества. От степени решения этой злободневной проблемы напрямую зависит безопасность, благополучие и будущее любого государства.
И хотя я согласен с тем, что находятся скептики, которые не верят в состоятельность проводимых реформ. Тем не менее, могу со всем основанием утверждать, что с момента обретения независимости в нашей республике предпринимаются конкретные шаги по борьбе с коррупцией, как одним из негативных факторов развития современного общества. Об этом свидетельствует принятие действенных законов, направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией. Мы являемся первым государством Содружества, которое приняло специальный антикоррупционный закон. И в этом направлении мы не стоим на одном месте. С учетом имеющегося положительного опыта развитых стран постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на пресечение различных видов коррупционных правонарушений.
Мы понимаем, что лучше бороться с причиной коррупции, а не со случившимся фактом, так как сотрудники налоговых органов больше и постоянно контактируют с населением. Поэтому наша сфера больше привержена риску совершения коррупции. Это подтверждается и статистическими данными Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (КПСиСУ).
Так, в 2012 году по данным КПСиСУ правоохранительными органами возбуждены 72 уголовных коррупционных дела на 36 сотрудников налоговых органов.
Причем из 72 уголовных коррупционных дел 29 было возбуждено только в отношении четырех сотрудников: 11 уголовных дел было возбуждено в налоговом управлении по Хромтаускому району Актюбинской области, по 7 уголовных дел в налоговом управлении по Жуалынскому району Жамбылской области и в налоговом департаменте по Мангистауской области, 4 уголовных дела - в налоговом управлении по Жамбылскому району Жамбылской области.
Подчеркну, что 7 уголовных коррупционных дел возбуждены по материалам, выявленным налоговыми органами самостоятельно (3 - в столице, 2 в Южно-Казахстанской области, и по одному в Акмолинской и Западно-Казахстанской областях).
Руководители налоговых органов, допустившие недостатки в организации работы по предупреждению и профилактике коррупции, должны быть привлечены к ответственности в установленном порядке, так как в положениях о налоговых органах предусмотрена ответственность первых руководителей за организацию работы по противодействию коррупции.
В этом направлении нами выстроена системная работа. Во всех налоговых департаментах действуют Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики, где рассматриваются факты совершения коррупционного правонарушения и преступления и принимаются соответствующие решения по их устранению.
В 2012 году Налоговым комитетом рассмотрена ответственность руководителей, подчиненные которых осуждены за совершение коррупционных преступлений. В результате 10 начальников налоговых органов привлечены к дисциплинарной ответственности, 3 понижены в должности, 3 по собственному желанию уволились с налоговых органов, а 2 человека перевелись в другие налоговые органы.
- В последние годы политика борьбы с взяткополучателями направлена и против тех, кто их предлагает…
- В этом вопросе нами также проводится работа по выявлению случаев дачи взятки недобросовестными налогоплательщиками. Так, в 2009-2012 годах во взаимодействии с органами финансовой полиции выявлено 25 фактов взяткодательства, по которым недобросовестные налогоплательщики, предлагавшие взятки сотрудникам налоговых органов, привлечены к уголовной ответственности.
К примеру, в ходе проведения совместных мероприятий органов финансовой полиции с налоговыми органами в прошлом году был задержан и признан виновным в совершении преступления приговором суда индивидуальный предприниматель, который получил наказание в виде 3 лет ограничения свободы за дачу взятки в размере 20 тысяч тенге специалисту отдела НУ по городу Усть-Каменогорск. Он хотел таким образом провести фиктивное хронометражное обследование.
Другого человека в этом году привлекли к штрафу в размере 1100 месячных расчетных показателей, что эквивалентно сумме 1,9 млн тенге за дачу взятки в сумме 30 тысяч тенге ведущему инспектору отдела администрирования подакцизной продукции НУ по городу Усть-Каменогорск. Предлагая взятку, он просил не привлекать к административной ответственности по ч.1 ст.215, ч.1 ст.257-1 КоАП РК свою родную мать, являющуюся индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, в 2013 году приговором суда признан виновным в совершении преступления по части 2 статьи 312 УК РК владелец кафе в городе Актау Мангистауской области, который хотел дать взятку за осуществление своей деятельности без соответствующей регистрации в налоговом органе. Ему было назначено наказание в виде 1 года 2 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за дачу взятки в сумме 15 тыс тенге.
Думаю, что такие совместные мероприятия с органами финансовой полиции отобьют охоту у нечестных налогоплательщиков предлагать взятки сотрудникам налоговых органов, и являются мощным профилактическим средством по предупреждению попытки подкупа государственных служащих.
- Какие меры будут предприниматься вашим органом для дальнейшей борьбы с коррупцией?
- 15 марта текущего года на заседании Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) рассмотрена проводимая нами работа по противодействию коррупции. По итогам данного заседания совместным приказом с финансовой полицией был утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в органах налоговой службы на 2013-2015 годы.
Кроме того, мы ведем текущую работу по выявлению, предупреждению, пресечению лжепредпринимательской деятельности, а также преднамеренного банкротства.
Считаю, что совместная работа с органами финансовой полиции по указанным направлениям позволит минимизировать коррупционные проявления в действиях должностных лиц налоговых органов, а также приведет к дополнительному поступлению сумм налогов в государственный бюджет.
Кроме того, для пресечения коррупционных проявлений в налоговых отношениях на основании Стратегии борьбы с коррупцией в органах налоговой службы РК утвержден перечень коррупциогенных сфер в налоговых отношениях и меры по устранению в них коррупционных проявлений на 2012-2015 годы.
В этом ключе в прошлом году на основе данных информационной системы Налогового комитета нами была проведена отработка коррупциогенных сфер по четырем направлениям налогового администрирования и контроля, по результатам которых должностные лица налоговых органов, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности, а также по отдельным фактам материалы переданы в органы финансовой полиции.
Кроме того, Налоговым комитетом проведена тематическая проверка в Налоговом департаменте по Южно-Казахстанской области, по итогам которой выявлены факты минимизации отдельными налогоплательщиками налоговых обязательств перед государственным бюджетом. Материалы переданы в Финпол для принятия процессуального решения. В результате, 24 января этого года были вынесены постановления о возбуждении уголовных дел и принятии к производству.
- Как известно, правительство с каждым годом расширяет функции и возможности портала e-gov.kz, с помощью которого удается свести к минимуму контакты между госорганами и получателями услуг. Что предпринимается фискальными органами для расширения электронных услуг?
- В целях исключения личного контакта налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов Налоговым комитетом некоторые процессы налогового администрирования и контроля переводятся на автоматический режим.
На сегодняшний день из 23 налоговых услуг посредством портала «электронного правительства» доступны 9. Среди них - регистрационный учет налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности, регистрационный учет индивидуальных предпринимателей, подтверждение налогового резидентства, приостановление представления, продление срока и отзыв налоговой отчетности, выдача лицензии, переоформление, выдача дубликатов лицензии на производство табачных изделий, этилового спирта и алкогольной продукции. Параллельно с этим поставщики заполняют, а получатели получают сопроводительные накладные нефтепродуктов и оформляют их в налоговые органы посредством web-приложения «Кабинет налогоплательщика».
Услуги по выдаче сведений об отсутствии налоговой задолженности также сегодня можно получить благодаря информационным системам налоговых органов и портала «электронного правительства».
Наряду с эти нами внедрена система управления рисками. С ее помощью отбор на проведение налоговой проверки осуществляется путем сосредоточения внимания на «недобросовестных» налогоплательщиках и минимизации административного давления на добросовестных налогоплательщиков, что исключает воздействие человеческого фактора при определении налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке.
Внедрена электронная система управления очередностью в центрах приема и обработки информации налоговых органов города Алматы. Теперь, после успешного внедрения, в 2014-2015 годы этот опыт планируется внедрить в других налоговых органах.
Кроме того, на веб-сайте Налогового комитета реализована «Электронная книга жалоб», где налогоплательщик посредством электронной почты дистанционно может подать обращение на неправомерные действия должностных лиц налоговых органов и соответственно, может ознакомиться с ответом.
- Каких нововведений ожидать казахстанцам в ближайшем будущем?
- Как известно, на сегодня в рамках Всемирного банка Налоговым комитетом осуществляется совместная работа по реформированию налогового администрирования. Ее главной целью является снижение потенциала для коррупции.
Одним из наиболее важных мероприятий данного проекта является поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан и создание Центров по обработке данных налоговых органов (ЦОД). Внедрение ЦОД позволит налоговым органам заниматься налоговым администрированием, не тратя времени на рутинную работу (такую, например, как ввод налоговой отчетности, формирование и направление уведомлений и т.п.), а также снизить риск коррупции, так как исключается непосредственный контакт налогоплательщиков и должностных лиц, ответственных за обработку документов.
Также начата работа по реинжинирингу бизнес-процессов в налоговых органах, что предполагает принятие системных мер, в том числе по противодействию коррупции в области аудита и лжепредприятий.
Как известно, в этом году были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие введение упрощенного порядка ликвидации для отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, на основе заключения по результатам камерального контроля (без проведения ликвидационной налоговой проверки).
Кроме того, с начала следующего года будут внедряться электронные счета-фактуры. В настоящее время утвержден порядок документооборота и форма счетов-фактур, которые будут выписываться в электронном виде, что позволит экономить не только время, но и средства налогоплательщиков.
Следующий шаг - это передача функции налогового аудита из налоговых управлений по районам и городам в непосредственное подчинение Налоговым департаментам по областям и городам Астана, Алматы.
А самое главное - по всем процессам налогового администрирования и контроля будет внедрена система управления рисками, что позволит пресечь коррупционные проявления в налоговых отношениях в целом, и приведет к прозрачной налоговой системе, позволяющей обеспечивать как интересы государства, так и налогоплательщиков.
- Спасибо за содержательное интервью, мы желаем вам успехов в вашем деле!
Айжан БЕКТАСОВА, фото автора