Лента новостей
0

Почему в школах Казахстана медленно внедряется электронное обучение e-Learning

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 22.11.2013 21:36 Zakon.kz
Мажилисмены отмечают, что во многих школах внедрение новой системы электронного обучения e-Learning пробуксовывает, техника простаивает.

Почему в школах Казахстана медленно внедряется электронное обучение e-Learning

 

Почему в школах Казахстана медленно внедряется электронное обучение e-Learning, фото - Новости Zakon.kz от 22.11.2013 21:36Уже два года в средних учебных заведениях Казахстана внедряется новая система электронного обучения - проект e-Learning и за это время он успел вызвать ряд нареканий, в том числе со стороны парламентариев. По их словам, во многих школах эта программа буксует, учителя, и ученики не владеют компьютерной грамотностью. ИА Zakon.kz попросило прокомментировать ситуацию председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслана Енсебаева.

- Так что происходит, Руслан Сатбекович, почему мажилисмены все чаще намекают на провал e-learning?

- Я участвовал в недавнем заседании Мажилиса, где говорили об этой системе. Но говорили не так категорично, как думают многие. Напротив, сказали, что система действительно нужна, но сегодня есть ряд вопросов, требующих решения, в том числе связанные с готовностью учителей работать с этой техникой. На днях мы с вами присутствовали на презентации e-Learning в одном из алматинских лицеев, и вы сами видели, что техники действительно не хватает. По большому счету, для полноценной работы было бы правильно вовлечь в эту систему каждого учителя, научить их компьютерной грамотности, и работа в этом направлении идет. У нас уже есть активные школы, их с каждым днем становится все больше. Мы на базе активных школ в регионах собираем учителей и показываем, как работает эта система. Нужно время, чтобы все научились.

- В общем, это нормальный рабочий процесс и не надо из этого делать сенсацию, да?

- Совершенно верно. В Мажилисе говорили, что эта система правильная, нужная, что учителей к этому надо готовить, а еще лучше готовить их уже в вузах, чтобы они к моменту выпуска хорошо владели компьютерной грамотностью.

- Действительно ли министерство образования задолжало возглавляемой вами компании 10 миллиардов тенге за внедрение этого проекта?

- Этот проект состоит из большого комплекса мероприятий, в том числе поставки самой разной техники, и, соответственно, разные поставщики. Одни поставляют компьютеры, другие - мультимедийные проекторы, третьи - сетевое оборудование, серверное оборудование и так далее. Идет разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), разворачивание локальных сетей. Некоторые поставщики уже практически выполнили свои работы, но мы не можем пока выплатить им за работу всю сумму, так как наш заказчик - министерство образования - не в полном объеме перечислил нам средства.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о проекте e-Learning, для чего он нужен, что он даст?

- Это система электронного дистанционного обучения в школах и колледжах, она необходима как учителям, так и ученикам. С ее помощью можно будет проводить занятия дистанционно. Допустим, ученик заболел или уехал на соревнование, то есть пропустил школу, и чтобы он не отставал от программы, учителя могут отправлять ему на электронную почту домашние задания. Он выполняет и, в свою очередь, отправляет их обратно учителям. Очень удобно. Но полноценного дистанционного обучения еще нет, и мы работаем над этим вопросом. Сейчас пока ученик может изучать материал, учитель может проверить, как он его освоил, удаленно можно проводить занятия, объяснять материал.

Кроме того, посредством этой системы можно освободиться от так называемых бумажных журналов, дневников и все это вести в электронном формате. Учитель может фиксировать в системе все необходимые данные об учениках, и родители могут посмотреть оценки по всем предметам, посещаемость, поведение своего ребенка и даже какие замечания сделаны учителями, и многое другое. Иными словами, родители получают возможность в режиме реального времени отслеживать успеваемость своих детей, посещаемость, выполнение домашнего задания. Все это, конечно, позитивно сказывается на контроле со стороны родителей над качеством обучения и поведения своего ребенка в школе.

- Как могут учителя сообщать родителям ту или иную информацию об их ребенке?

- Системой автоматически отсылаются уведомления родителям по электронной почте либо по смс - модули Сотовый шлюз и Почтовый шлюз. Уведомления по электронной почте бесплатные, за смс-сообщения с их баланса снимается стоимость смс в пользу оператора связи.

- Как можно войти в систему?

- Очень просто. Для этого нужно авторизоваться, взять в школе логин.

Важно, чтобы люди поняли, что информационная система электронного обучения позволяет автоматизировать процессы управления организацией от и до, а не только, допустим, учебный процесс. Сюда входит работа и с кадрами, и с самими обучающимися, и по делопроизводству, и по отчетности.

- Как по вашей системе будет работать, например, завуч?

- Почему будет? Большинство завучей и учителей активно работают с системой и активность с каждым днем растет. У завучей есть свой личный кабинет, они создают рабочий план, нагрузку, расписание, контролируют успеваемость и посещаемость учеников, просматривают отчетность учителей. При формировании рабочего плана завучи вводят отведенные на предмет часы. При составлении графика учебного процесса предоставлен гибкий инструмент для распределения часов, отведенных на дисциплину по типам занятий на конкретного преподавателя. Они могут вести индивидуальные календарно-тематические планы, добавлять названия тем занятий по типам. Таким образом, на основе этих планов систематизируется подготовка преподавателя к занятию.

- Электронный журнал удобен?

- Разумеется. Электронный журнал является аналогом бумажного и имеет ряд преимуществ. Так, в журнале занятий автоматически привязаны к расписанию класс, дата, тип и тема занятия. Также в электронном журнале проставляются оценки, назначаются домашние задания с возможностью комментирования полученных результатов.

В электронном дневнике ученику автоматически доступно расписание уроков с указанием преподавателя и кабинета, назначенные домашние задания по предметам, оценки с комментариями.

- А если кто-нибудь захочет исправить оценки в электронном журнале? Это возможно сделать?

- Да, в системе есть возможность настройки периода времени, в течение которого учитель может исправить оценку. Как правило, это четыре недели. На практике иногда учителя дают возможность ученику подучить материал и исправить оценку. Но следует отметить, что все исправления и любые другие действия в системе журналируются и всегда можно получить отчет, кто именно и когда исправил оценку.

- Вы сказали, что каждый цифровой образовательный ресурс представляет собой комплекс учебных объектов с мультимедийным объяснением материалов, интерактивными заданиями и тестами. А где их можно найти?

- Они размещены на портале https://e.edu.kz в разделе «Е-библиотека». На сегодня их 7511 единиц - по программам основного, общего среднего, технического и профессионального образования. В 2011 году нами были разработаны 468 единиц по одному предмету - истории Казахстана, а уже в прошлом году разработаны 7043. Таким образом, в настоящее время в системе электронного обучения для общеобразовательных школ доступен государственный образовательный контент по предметам: «Казахский язык» для 2-11 классов, «История Казахстана» для 5-11 классов, «Математика» для 1-6 классов, «Алгебра», «Геометрия», «Физика» для 7-11 классов, «Химия» для 8-11 классов. Для колледжей размещены 19 учебных курсов, среди них - Деловая культура, Деньги, финансы и кредит, Материаловедение и так далее.

В качестве домашнего задания для уроков преподаватель может назначить как собственные учебные материалы, так и материалы, и тексты из цифровой библиотеки. Все группы пользователей имеют доступ к цифровым образовательным ресурсам, которые могут назначаться в качестве заданий и использоваться для самостоятельного изучения. Кроме того, учащиеся могут пройти тестирование для проверки усвоенного материала из ЦОР. А родители, как я уже сказал, могут контролировать посещаемость и успеваемость своих детей, видеть расписание, домашние задания и комментарии преподавателей.

В этом году планируется разработать 7040 ЦОРов. Также с учетом общей тенденции по использованию мобильных устройств различных типов и в целях развития отечественной индустрии будет создан качественно новый контент, поддерживающий формат html5, который будет воспроизводиться на всех мобильных устройствах. Используя эти ЦОР, ученик может и в классе и дома, то есть с любого компьютера, подключенного к интернету, изучать материал.

- Если все так хорошо, то почему эта система подвергается критике?

- К сожалению, есть нерешенные вопросы, в частности, учителям все еще приходится дублировать свою работу, поэтому необходимо поработать над тем, чтобы убрать это дублирование в законодательном порядке.

Также наблюдается определенный разрыв в доступе к этим образовательным ресурсам между городскими детьми и сельскими. К сожалению, на селе еще нет возможности обеспечить во все школы высокоскоростной интернет, к тому же во многих сельских школах ощущается нехватка квалифицированных учителей. В городе учителя есть, они готовы давать эти знании и данная система как раз позволяет дистанционно свести преподавателя и ребенка, который нуждается в получении знаний.

Вместе с тем, мы работаем над тем, чтобы при каналах связи с низкой пропускной способностью система полноценно работала. Для этого мы реализовали и внедряем механизм, позволяющий закачивать цифровые образовательные ресурсы на локальные сервера, чтобы дальнейшая работа с контентом осуществлялась локально. В каждой школе проекта есть свой небольшой сервер.

В целом система дает массу возможностей для улучшения образовательного процесса. Есть ряд вопросов, которые требуют решения на уровне методологии, и в рамках реализации этого проекта мы, думаю, в ближайшие годы увидим реальный эффект. В 2011-2012 годы эта система была внедрена в 581 школе, а в этом году ею будет охвачено еще 578 школ.

- А сколько всего школ в Казахстане сейчас?

- Порядка восьми тысяч.

- Защищена ли система e-Learning от взломов?

- Система централизована, она находится на нескольких площадках Казахтелекома. И, конечно, есть своя инфраструктура обеспечения безопасности. Это не один сервер, это кластер серверов, нагрузка распределяется между ними, осуществляется постоянный мониторинг работоспособности всех компонентов, в том числе процессоров, оперативной памяти, серверов приложений и др. Есть специализированные средства, которые осуществляют мониторинг работы с этой системой. Но мы планируем проводить детальные аудиты и анализ защищенности системы. Также мы планируем создать в школах закрытую, изолированную от интернета сеть. Это очень важный вопрос. Мы его изначально прорабатывали, и он будет постоянно стоять в повестке дня.

Торгын Нурсеитова

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: