Недоработки некоторых законодательных актов РК с точки зрения юриспруденции и пользы для общества в целом, и предложения по их устранению
Введение:
Данная работа является полностью авторской, все приведённые идеи и выводы являются исключительно интеллектуальным трудом их автора. Несмотря на это, автор основывается в своих выводах на широкий и глубокий анализ действующего законодательства, а также практики его применения.
Наблюдаемые несовершенные нормы законодательства:
1. Проблема взяточничества в Уголовном Кодексе РК.
В настоящий момент в указанном Кодексе присутствуют статья 311 - получение взятки, и статья 312 - дача взятки. Ввиду того, что в речах Президента РК каждый год отмечается проблема коррупции и борьбы с ней, однако сам уровень коррупции существенно не снизился. В этой связи считаю, одной из причин коррупции является то, что ни взяточник, ни взяткодатель не заинтересованы в том, чтобы сообщать в компетентные органы о случаях коррупции. Считаю, что статью 312 УК РК надо исключать. Смысл заключается в том, что реальная, а не показная, борьба с коррупцией и, как части её, с взяточничеством, невозможны без сотрудничества со стороны населения. А сотрудничество в вопросах взяточничества невозможны тогда, когда представители населения могут быть подвергнуты уголовному преследования за дачу взятки. Исключение этой статьи даст возможно людям открыто сообщать в компетентные государственные органы о фактах получения чиновниками взяток, не боясь при этом быть наказанными по всей строгости закона.
Предложение - исключить статью 312 из УК РК.
2. Доступность государственных стандартов и нормативов.
В настоящий момент очень сильно ограничен доступ широкого круга пользователей к госстандартам, нормативам и т.д. К примеру, в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 461 и п.1, предусматривающий ответственность водителей за управление зарегистрированным транспортным средством с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта государственными регистрационными номерными знаками (знаком). Однако самого этого стандарта в открытом доступе нет ни на сайте Информационно-правовой системы НПА РК https://adilet.minjust.kz/ , ни в иных открытых источниках. Получается, что у рядового водителя нет возможности узнать, что ему надо делать, чтобы не нарушать данный пункт.
Был также случай на практике, когда было необходимо внести корректировки в информацию об объекте недвижимости в ДЮ Алматинской области, однако нигде не нашёл процедуру/регламент/правила, как это делать. Сотрудники юстиции говорить и предоставлять информацию отказались. И это только частные случаи, такая ситуация с недоступностью стандартов, регламентов, инструкций (причём не имеющих служебной информации, либо имеющий совершенно необоснованный гриф «для служебного пользования») наблюдается не только в МВД и МЮ, но и в МинФине, Комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МРР РК и других органах. Публикация таких нормативных актов позволит существенно повысить правовую грамотность населения, снизить коррупционные риски и бюрократические процедуры.
Предложение - внести изменения в Положения об МВД, МЮ, МинФине и других государственных органов, имеющий стандарты, регламенты, правила, инструкцию и другие нормативные документы, затрагивающие права и/или законные интересы физических и юридических лиц, и обязывающие эти органы опубликовать их в открытом доступе на безвозмездной основе на своих сайтах и/или на https://adilet.minjust.kz/. Опубликование производится только при условии, что указанный нормативный акт не содержит секретной информации;
3. Проблема перегруженности судей.
Неоднократно наблюдал, что загруженность судей Республики крайне высока. В частности, в городе Алматы в районных и межрайонных специализированных судах загруженность составляет порядка 200-300 дел в месяц. Разумеется, такая загруженность не может сказаться на качестве отправления правосудия. Я и многие мои коллеги неоднократно были свидетелями того, что судья не может объективно и своевременно рассмотреть дело ввиду того, что у него на один день назначено по 12-15 заседаний.
Предложение - внести в закон «О судебной системе и статусе судей» норму, предусматривающую норматив нагрузки на судью районного и межрайонного экономического суда в размере не более 100 дел в месяц. При превышении данной нагрузки судья вводит нового судью из кадрового резерва. Это позволит более качественно отправлять правосудие.
4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 июля 2012 года № 232 устанавливает с 6 августа 2012 года ставку рефинансирования в размере 5.5%. Для сравнения в США она 0,25%, в Европейском ЦБ- 1%, в Великобритании 0,5%, в Японии 0%. Современные экономические теории тесно увязывают благосостояние государства с низкой, максимально близкой или равной 0, ставкой рефинансирования. И это оправдано, ведь ставка рефинансирования является, помимо всего прочего, инструментом раскручивания инфляции. Так же одним из таких инструментов являются высокий банковский % на операции, не связанные с производством. Так, процентный доход банка сам по себе и является одной из причин возникновения инфляции, ведь отношения, в результате которых банк получает процентный доход, находятся не в сфере производства, а в сфере услуг. Соответственно, при неизменном количестве материальных благ из-за ссудного % возникает избыточная денежная масса, которая и является причиной инфляции.
В частности, одной из самых уязвимых для банковского сектора отраслей является сельское хозяйство и все отечественные производители, не связанные с добычей полезных ископаемых. Как известно, рентабельность сельского хозяйства очень низка, но это не означает, что данная отрасль не нужна. Сельское хозяйство кормит людей, оно не рассчитано на получение дохода. В этой связи считается совершенно необходимым законодательно запретить выдавать сельскому хозяйству и любым отечественным производителям кредиты по ставкам, отличным от 0%. Данное нововведение, безусловно, будет воспринято негативно банками второго уровня, но именно эта мера позволит нам поднять собственное товарное производство, которое ускоренными темпами сможет стать конкурентоспособным, поскольку не будет обременено уплатой кабальных процентов банковскому сектору.
Предложения:
Установить ставку рефинансирования Национального Банка РК строго = 0%;
Запретить выдавать сельскому хозяйству и другим отечественным производителям в секторе товарного производства кредиты по ставкам, отличным от 0%;