Корректировка некоторых вопросов коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления
Аннотация
Анализируя статистические данные по коррупционным преступлениям в Республике Казахстан и исследовав некоторые Уголовные кодексы стран Содружества независимых государств, авторы пришли к мнению об необходимости внедрения в уголовный кодекс Республики Казахстан новой статьи «Нецелевое расходование бюджетных средств». Нецелевое расходование Республиканских и местных бюджетных средств состоит в том, что в результате их совершения нарушается не только нормальное функционирование государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, но и подрываются основы бюджетного и внебюджетного финансирования. Расходование бюджетных средств не по назначению создает условия для совершения хищений, экономических и других преступлений.
Кроме того, в статье рассмотрены проблемы укрепления законности, в сфере государственных закупок. Авторами высказываются идеи и предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере государственных закупок, а именно авторы предлагают предусмотреть уголовную ответственность за преступные деяния в сфере государственных закупок.
Ключевые слова
Коррупция, нецелевое расходование бюджетных средств, государственные закупки, тендр, должностное лицо, злоупотребление государственной властью.
Введение
Коррупция, как явление ставить под угрозу общественные и государственные устои, путем злоупотребления государственной властью для получения выгоды в личных целях, и в целях третьих лиц.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артха-шастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом» [1] .
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е годы сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями [2] .
Изучение такого явления, как коррупция, достигло глобального масштаба, так согласно Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции ряд сфер общественной жизни находится под непосредственной угрозой коррупции, а именно стабильность и безопасность государства [3] .
Одной из опаснейших форм коррупции, является системная коррупция. Системной коррупцией (или эндемической коррупцией) является коррупция, которая, в первую очередь, из-за слабой организации процесса государственного аппарата [4] .
По мнению Лорены Алькасар и Раулья Андраде, факторы, которые побуждают системную коррупцию включают в себя взаимоисключающие стимулы, дискреционные полномочия, монопольные полномочия, отсутствие прозрачности, низкая оплата труда и культурой безнаказанности [5] .
Типовыми коррупционными ситуациями являются:
-использование государственных средств в целях личного (группового) обогащения - коллективное либо индивидуальное извлечение выгоды из нарушения законов и иных норм;
- создание искусственных преград для решения проблемы заявителем с побуждением к даче взятки;
- принятие противоправного решения в пользу извлечения выгоды некоторой второй стороны, связанной с должностным лицом;
- принятие решения под давлением и в результате шантажа группы либо лица.
Конкретные акты коррупции включают в себя «взяточничество, вымогательство, хищение» в системе, где «коррупция становится скорее правилом, чем исключением »[6] .
Основная часть
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов, создание благоприятной среды для индустриализации, формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала и обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики [7] .
Однако, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в настоящее время коррупционные проявления тормозят процесс социально-экономического развития и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляя собой серьезную угрозу будущему развитию страны.
Реализация государственной антикоррупционной политики - общенациональная задача. Уголовная политика государства определяет основные направления борьбы с коррупционными правонарушениями, так как коррупция наряду с преступностью стала серьезным вызовом для государственной власти и общества в Казахстане. Например, за 12 месяцев 2012г. органами финансовой полиции выявлено 1 828 коррупционных преступлений с суммой ущерба - 7,8 млрд. тенге, возмещено 7 млрд. тенге, что составляет 89,7%.
Наблюдается рост выявляемости фактов злоупотребления должностными полномочиями на 37,5% (с 283 до 389) и получения взятки на 10% (с 334 до 367).
За отчетный период к уголовной ответственности за коррупцию привлечено 784 государственных служащих.
Большинство коррупционных преступлений совершается работниками акиматов различных уровней - 221, сотрудниками органов внутренних дел - 131, министерства сельского хозяйства - 105, налоговых органов - 53, министерства труда и социальной защиты населения - 42.
Проводится работа по выявлению системной коррупции.
В 2012 году органами финансовой полиции выявлено 879 таких фактов, по которым привлечено к ответственности 218 лиц.
За истекший период в сфере реализации государственных программ выявлено 106 преступлений (за 12 мес.2011г. - 114). Наиболее часто коррупционные проявления встречаются при реализации программ «Ак булак», на которую приходится 27 преступлений (в 2011-23), «Занятость 2020» - 22 (24), жилищного строительства - 18 (14), «Дорожная карта бизнеса - 2020» - 12 (42) и по развитию агропромышленного комплекса -11 (0). Более того, за период с 1 января 2007 года по 1 октября 2012 года выявлено, что более 230 миллиардов тенге казенных денег израсходованы с финансовыми нарушениями, а около миллиарда тенге признаны как нецелевое использование бюджетных средств РК [8] .
Самый существенный ущерб государству нанесли экс-акимы Алматы и Атырауской области Храпунов и Рыскалиев. Сумма похищенных средств Рыскалиевым превышает 70 миллиардов тенге[9]. На наш взгляд, в наши дни особенно нетерпимы какие бы то не было проявления безхозясттвенности со стороны государственных служащих, так как от правильной организации деятельности государственного аппарата зависит надлежащее использования бюджетных средств.
Таким образом, для принятия мер в борьбе с коррупцией на местах и реализации положений Государственной программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы, необходимо совершенствовать государственное регулирование в этой области.
Оценивая все выше приведенные данные, необходимо правовое регулирование и корректировка некоторых вопросов по совершенствованию уголовного законодательства Республики Казахстан в свете реализаций антикоррупционной политики, в частности на наш взгляд необходимо внести изменения и дополнения в главу 13 . Уголовного кодекса Республики Казахстан «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» а именно, дополнить новой статей:
Статья 307-1. Нецелевое расходование Республиканских и местных бюджетных средств.
Которая не предусмотрена уголовным законодательством Республики Казахстан, хотя за такое же аналогичное преступление в уголовных кодексах некоторых стран Содружества независимых государств, она предусмотрена. В частности:
- Узбекистан - Статья 184-1. Нарушение бюджетной дисциплины;
- Киргизия - Статья 308. Незаконное использование бюджетных средств;
- Молдавия- Статья 335. Подлог бухгалтерских документов;
- Россия- Статья 206. Нецелевое расходование федеральных бюджетных средств.
Основным объектом посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены. Факультативный объект - интересы физических и юридических лиц, являющихся адресатами средств (например, финансирование за счет бюджета расходов, не предусмотренных вообще статьями расходов утвержденного бюджета, финансирование одних статей расходов бюджета за счет других статей, на которые должны быть использованы выделенные бюджетные средства, финансирование производства вместо выплаты заработной платы либо, наоборот, использование выделенных на выплату заработной платы дотаций на приобретение сырья, оборудования.).
В данном случае, предметом преступного посягательства являются целевые бюджетные средства, расходование которых определено утвержденным бюджетом соответствующего уровня, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо другими документами, закрепляющими правовые основания получения указанных средств.
Они могут быть предназначены для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, выделяться для обеспечения охраны окружающей среды, охраны и воспроизведения природных ресурсов.
С учетом предложенного проекта статьи 307-1 Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан на наш взгляд, представляется целесообразным видоизменить некоторые статьи Общей части Уголовного кодекса Республики Казахстан, а именно:
ст.39 п. б) «Виды наказаний», дополнить и изложить в следующей редакции «лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью пожизненно или временно».
Ст.41 Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью пожизненно или временно.
2. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью устанавливается пожизненно или на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
Примечание. За совершение коррупционных преступлений лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается пожизненно или на срок от трех до двадцати лет в качестве основного вида наказания и на срок от одного года до десяти лет в качестве дополнительного вида наказания.
На наш взгляд, данный вид наказания лишит права некоторых чиновников, осужденных за коррупционные преступления, занять токую же должность после прошествии определенного времени. Так как недавнее исследование Всемирного банка показывает, что, кто принимает политические решения (политические должностные лица или чиновники) могут иметь решающее значение при определении уровня коррупции. Уровень коррупции в государственном секторе является одним из наиболее опасных форм коррупции [10] . И оценивая все выше приведенные данные, на наш взгляд назревает необходимость правового регулирование и корректировки некоторых вопросов в сфере государственных закупок. Так как, тендеры за государственные средства очень важны в современном бизнесе, и она охватывает большую долю рынка товаров и услуг. В основном, государственные закупки представляют процедуру открытых торгов, где целью этих торгов выявить победителя, с которым фирма-организатор конкурса заключает договор. Победитель конкурса определяется по наилучшей форме предложения. Тот, кто предложил более высокое качество, низкую цену, минимальные сроки выполнения и тому подобное, тот и выигрывает тендер.
На сегодняшний день, по действующему законодательству за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках виновное лицо влечет, только административное наказание. Согласно, статье 10 Закона «О государственных закупках» потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям, включаются в реестр недобросовестных участников государственных закупок, которая влечет не допущение к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
Для принятия мер в борьбе с коррупцией на местах, направленных на искоренение правонарушений в органах власти и ликвидацию нарушений в сфере государственных закупок, необходимо совершенствовать государственное регулирование в данной области.
На наш взгляд, в качестве дополнительных мер в этой сфере, надо ужесточить ответственность до уголовной, так как нарушения закона «О государственных закупок» затрагивает экономическую безопасность государства.
В частности необходимо внести изменения и дополнения в главу 7 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Преступления в сфере экономической деятельности» а именно, дополнить новой статей и изложить в следующей редакций:
Статья 197-1. Умышленное нарушение законодательства о государственных закупках
Умышленное предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям, размещение недостоверной информаций на портале государственных закупок, внесение уполномоченного лица в государственные реестры заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры,-
наказывается штрафом в размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до трех лет.
2. То же нарушение, если оно причинило крупный ущерб, -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
По данным Transparency International Казахстан заняла 133-е место в рейтинге коррупции из 174 стран в 2012 г. Одну строчку с Казахстаном разделяют Гайана, Гондурас, Иран и Россия.
Следовательно, чтобы стать развитой конкурентоспособной нацией, государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции, посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем, чтобы достичь нашей конечной цели - предупреждения коррупций.
Заключение
Таким образом, на современном этапе развития нашего общества ужесточение уголовной ответственности за коррупционные преступления, призвано играть немаловажную роль в борьбе с преступностью, и таким образом предлагаемый нами вариант статьи предусматривает усиление государственного контроля с целью обеспечения законности распределение бюджетных средств, обеспечит снижение уровня коррупции, укрепит доверие общества к государству и ее институтам, повысит эффективность работы исполнительных органов власти.
Выводы
В результате проведенных исследований в рамках данной статьи, можно констатировать о широкомасштабности данной проблемы и, следовательно, на наш взгляд необходима ревизия системы антикоррупционных норм уголовного закона, потенциал которых, как представляется, далеко не исчерпан.
Литература
1. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.
2. ru.wikipedia.org.
3. https://www.un.org/ru/ Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года
4. U4 Anti-Corruption Resource Centre. Retrieved 26 June 2011.
5. Lorena Alcazar, Raul Andrade (2001). Diagnosis corruption. pp. 135-136. ISBN 978-1-931003-11-7.
6. Znoj, Heinzpeter (2009). «Deep Corruption in Indonesia: Discourses, Practices, Histories». In Monique Nuijten, Gerhard Anders. Corruption and the secret of law: a legal anthropological perspective. Ashgate. pp. 53-54. ISBN 978-0-7546-7682-9.
7 . О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096 САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 23-24, ст. 217
8. Обзор структуры и динамики коррупции за 12 месяцев 2012 года Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) // https://www.finpol.kz/rus/
9. Сотрудники финнансовой полиции рассказали о крупнейших преступлениях, совершенных в стране. https://www.almaty.tv/news/
10. Hamilton, Alexander (2013), Small is beautiful, at least in high-income democracies: the distribution of policy-making responsibility, electoral accountability, and incentives for rent extraction, World Bank.