О внесении изменений в кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях
Первая из проблем действующего Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Статья 13 КРКоАП устанавливает принцип вины. Статья 28 КРКоАП предусматривает в качестве административного правонарушения для юридического лица его противоправное действие либо бездействие. При вменении юридическому лицу административного правонарушения, принцип вины полностью исключен. Так как вина, является частью состава административного правонарушения, и лицо при отсутствии вины, не может быть привлечено к административной ответственности. Юридическое лицо не обладает волей, необходимой для осуществления противоправного виновного поведения, действия либо бездействия. При условии отсутствия у юридического лица должностного лица, либо органа, осуществляющего руководство – обладающего достаточной волей и надлежащими правомочиями, само юридическое лицо статично. Таким образом, в любом случае, в совершении юридическим лицом административного правонарушения, принцип вины будет заключен в действии либо бездействии должностного лица органа осуществляющего управление юридическим лицом, обладающего волей и необходимыми полномочиями для придания динамики юридическому лицу, подводящей это юридическое лицо под административную ответственность. Резюме проблемы: юридическое лицо привлекается к административной ответственности, за административные правонарушения, фактически совершенные его должностным лицом либо органом управления. В то время как основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей второй КРКоАП является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения.
Решение. В целях устранения вышеуказанной проблемы, предлагаю внести в КРКоАП изменения, исключающие юридические лица из субъектов административных правонарушений. Но в равной степени изменения, устанавливающие обязанность юридических лиц нести административную ответственность, за правонарушения совершенные его должностными лицами либо коллегиальными органами управления. А также, предусматривающие административную ответственность на равных с физическими лицами должностных лиц, персональную ответственность членов коллегиального органа управления должностного лица – совет директоров, общее собрание учредителей и других управленческих образований юридического лица. Также данная проблема включает в себя массу неточностей и недочетов положений КРКоАП, требующих немедленного изменения и конкретизации. Предлагаю следующие изменения:
1. Часть первую статьи 13 КРКоАП изложить в следующей редакции: «Физическое либо должностное лицо, а равно члены коллегиального органа управления юридического лица, подлежат административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена вина указанных лиц. Административной ответственности вышеуказанные лица при отсутствии вины не подлежат». Пояснение: в первую очередь действующая редакция части первой статьи 13 КРКоАП устанавливает принцип вины только в отношении физических лиц, при таком положении все остальные лица – должностные и иные, не могут быть привлечены к административной ответственности, поскольку принцип вины на них не распространяется, в предлагаемой редакции круг лиц, значительно расширенный и исчерпывающий. Кроме того, в действующей редакции части первой статьи 13 КРКоАП по непонятной причине «Объективное вменение», «Административная ответственность» и «Причинение вреда», увязаны в неясную формулу, не имеющую смысла. Так по смыслу и сути административного права в целом и самого Кодекса, административная ответственность наступает только при наличии вины, и в случае совершения лицом деяния содержащего характерные признаки состава административного правонарушения, но никак не из факта причинения вреда. Поэтому в предлагаемой редакции указано однозначно, что административная ответственность наступает только при условии наличия вины в действии бездействии лица, при такой формулировке правовая норма обретает смысл и гармонирует с остальными нормами административного права.
2. Часть вторую статьи 13 КРКоАП изложить в следующей редакции: «Виновными в совершении административного правонарушения признаются лица, указанные в части первой настоящей статьи, совершившие деяние, за которое особенной частью настоящего Кодекса предусмотрена административная ответственность умышленно или по неосторожности». Пояснение: в действующей редакции части второй статьи 13 КРКоАП указано, что виновным в административном правонарушении признается только физическое лицо. Что автоматически противоречит КРКоАП в целом, поскольку, во-первых, лицо может быть виновным только в «совершении административного правонарушения», а не в «административном правонарушении», во-вторых, круг лиц, способных быть виновными в совершении административного правонарушения, значительно шире и не ограничивается одними лишь физическими лицами. Предлагаемая редакция полностью устраняет указанные противоречия.
3. Часть первую статьи 28 КРКоАП изложить в следующей редакции: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физических или должностных лиц, а равно членов коллегиального органа управления юридического лица, за которое особенной частью настоящего Кодекса предусмотрена административная ответственность». Пояснение: в действующей редакции части первой статьи 28 КРКоАП не отражен в полной мере круг лиц, способных совершить административное правонарушение, кроме того, неверно указано об административном правонарушении в отношении юридических лиц. Так в части первой статьи 28 КРКоАП указаны только физические и юридические лица, однако помимо физических лиц, административной ответственности подлежат и должностные лица, и члены коллегиальных органов управления юридического лица, то есть непосредственно те лица, действия бездействие которых, при наличии вины образует состав административного правонарушения. Само же по себе юридическое лицо, де-факто, не может совершить действие или бездействие, кроме как через органы управления, также к институту «юридическое лицо» не может быть применен принцип вины, в силу того, что само по себе юридическое лицо не может иметь умысла и неосторожности. Все указанное имеет место только лишь в действиях физических, должностных лиц и членов коллегиального органа управления юридического лица. Предлагаемая редакция части первой статьи 28 КРКоАП четко определяет понятие административного правонарушения и устраняет противоречия.
4. Часть вторую статьи 28 КРКоАП изложить в редакции: «Физические лица, должностные лица, члены коллегиального органа управления юридического лица несут персональную административную ответственность. За административное правонарушение, совершенное коллегиальным органом управления юридического лица, к административной ответственности по отдельности привлекаются члены коллегиального органа управления юридического лица, виновные в совершении административного правонарушения. Не подлежат привлечению к административной ответственности члены коллегиального органа управления юридического лица, не одобрившие принятие решений, совершения действий бездействия, влекущих административную ответственность». Пояснение: действующая редакция части второй статьи 28 КРКоАП бессмысленна и заведомо незаконна. Так если исходить из принципа вины, административной ответственности подлежат лишь те лица, в деяниях которых состоит вина. Как уже говорилось выше, вина может присутствовать в деяниях совершенных физическими лицами, должностными лицами, членами коллегиального органа управления юридического лица. Предлагаемая редакция конкретизирует то, какие лица и в каких случаях подлежат административной ответственности, и в каких случаях не подлежат. Кроме того пресекает необоснованное привлечение к административной ответственности юридическое лицо.
5. Статью 29 КРКоАП изложить в редакции: «Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия бездействия, предвидело его последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий, либо относилось к ним безразлично». Пояснение: в действующей редакции данная норма предусматривает форму вины – умысел только для физического лица, в то время как административной ответственности подлежат и иные лица, поэтому в предлагаемой редакции круг лиц значительно расширен благодаря исключению ограничения «физических», также в предлагаемой редакции предполагается исключение термина «вредных» последствий, так как не все административные правонарушения имеют вредные последствия, к примеру, нарушение требований дорожной разметки может и не иметь вредных последствий. Поэтому круг последствий административного правонарушения также расширен за счет исключения термина «вредных».
6. Из статьи 30 КРКоАП необходимо исключить слово «физическое», в остальной части оставить без изменения. Пояснение: исключение термина «физическое» позволит расширить круг лиц, подлежащих административной ответственности, в следствия наличия в их действиях такой формы вина, как неосторожность.
7. Статью 31 КРКоАП изложить в редакции: «Административной ответственности подлежат: физические лица, должностные и приравненные к ним лица, члены коллегиального органа управления юридического лица». Пояснение: предлагаемая редакция устанавливает исчерпывающий состав лиц, выводит юридическое лицо из этого состава.
8. Заголовок статьи 34 КРКоАП после слова «адвокатов» дополнить словами «,членов коллегиального органа управления юридического лица». Часть первую статьи 34 КРКоАП изложить в редакции: «Должностные лица, а равно индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, члены коллегиального органа управления юридического лица привлекаются к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения при исполнении ими своих служебных обязанностей. В случае совершения административного правонарушения указанными лицами вне служебных обязанностей, они подлежат административной ответственности в качестве физических лиц». Пункт 2 статьи 34 КРКоАП изложить в редакции: «В случаях, если статьями особенной части настоящего Кодекса не конкретизирована ответственность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, то лица, совершившие административное правонарушение привлекаются к административной ответственности в качестве физических лиц». Часть третью статьи 34 КРКоАП – исключить. «Примечание» статьи 34 КРКоАП изложить в редакции: «Должностными лицами в настоящем Кодексе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие свои должностные обязанности во всех без исключения государственных и частных организациях, органах власти и местного самоуправления». Пояснение: предлагаемая редакция статьи 34 КРКоАП точнее и полнее раскрывает понятие должностных лиц, дополнена термином «члены коллегиального органа управления юридического лица», нежели действующая редакция указанной нормы.
9. Часть первую статьи 36 КРКоАП изложить в редакции: «Юридическое лицо не является субъектом административного правонарушения и не подлежит привлечению к административной ответственности», часть вторую изложить в редакции: «В случае совершения административного правонарушения должностным лицом, либо членами коллегиального органа управления юридического лица, и привлечения указанных лиц к административной ответственности, юридическое лицо вправе, а в случае невозможности административного взыскания с лица, привлеченного к административной ответственности, обязано уплатить наложенный штраф, а также в полном объеме возместить вред, если таковой причинен кому-либо административным правонарушением», часть третью статьи 36 КРКоАП изложить в редакции: «В случаях уплаты юридическим лицом штрафа, возмещения вреда, за совершенное его должностным лицом или членом коллегиального органа управления административное правонарушение, юридическое лицо вправе требовать за счет лиц, привлеченных к административной ответственности полного возмещения понесенных убытков». Часть четвертую изложить в редакции: «За совершение должностным лицом или членом коллегиального органа управления юридического лица административного правонарушения, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, юридическое лицо может быть лишено лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата свидетельства либо их действие может быть приостановлено». Пояснение: предлагаемая редакция исключает юридическое лицо из субъектов административного правонарушения, одновременно с тем, и на основании Гражданского кодекса и других нормативных правовых актов, устанавливает обязанность юридического лица оплатить в бюджет за своего работника штраф и возместить убытки, причиненные административным правонарушением, в то же время, работник юридического лица обязан возместить ему оплаченный за совершенное этим работником правонарушение штраф, а также компенсировать убытки, связанные с заглаживанием причиненного совершением административного правонарушения вреда. В таком случае, работники юридического – должностные лица и члены коллегиального органа управления юридического лица, лица будут более дисциплинированными, постоянно осознавая свою личную ответственность.
10. Часть первую статьи 37 КРКоАП изложить в редакции: «Иностранные граждане, должностные лица и члены коллегиальных органов управления иностранного юридического лица и лица без гражданства подлежат административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан и на континентальном шельфе Республики Казахстан, на общих основаниях», часть вторую статьи 37 изложить в редакции: «Должностные лица и члены коллегиальных органов управления структурных подразделений филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений подлежат административной ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественных объединениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Часть 1-1 статьи 37 КРКоАП – исключить. Пояснение: термин «иностранцы» некорректен, поскольку относится скорее к разговорной речи. Официальным обозначением граждан-подданных других государств будет «Иностранные граждане». Также предлагаемая редакция упрощает восприятие и вводит в круг лиц, подлежащих административной ответственности членов коллегиального органа управления иностранного юридического лица. Кроме того, устраняет неправильность, заключающуюся в том, что структурное подразделение – филиал либо представительство иностранного юридического лица не может быть привлечено к административной ответственности как юридическое лицо, в силу невозможности привлечения юридического лица к административной ответственности, но могут привлекаться должностные лица и члены коллегиальных органов управления этих иностранных юридических лиц.
Конец первой части.