Об усилении ответственности работодателей перед работниками, путем создания Реестра недобросовестных работодателей.
Уважаемое жюри конкурса, представляю Вашему вниманию свою творческую работу в сфере регулирования трудовых отношений. Трудовое право - одна из наиболее значимых в социальном отношении отраслей современного права, так как буквально каждый житель Казахстана, так или иначе, связан трудовыми правоотношениями. И от законодательного регулирования отношений в данной сфере зависит уровень социального и экономического развития страны в целом.
Творческая работа, целиком и полностью является плодом интеллектуального труда, основанного на опыте и судебной практике автора.
Проблема:
В своей профессиональной деятельности я достаточно часто сталкиваюсь с различного рода ущемлениями прав работников со стороны работодателей. В силу своих сил и возможностей стараюсь оказать посильную помощь людям, обращающимися ко мне с подобного рода вопросами. Но как правило, для работодателя пренебрежительное отношение к работнику и его законным правам и интересам в лучшем случае завершается относительно небольшим административным штрафом, и восстановлением работника в правах, после чего работник сам стремится расстаться с таким работодателем.
Но описанный выше исход дела возможен только при условии, если работник обратился за защитой своих прав. А сколько таких ущемленных в своих правах работников просто-напросто махнули рукой? То есть, каков уровень скрытых и скрываемых нарушений прав работников? Вряд ли есть точная статистика по данному вопросу. Но тем не менее, как показывает практика, в судах значительную долю от общего количества дел, занимают споры вытекающие из трудовых отношений. Что бы убедиться в этом, достаточно просмотреть списки назначенных дел в любом суде первой инстанции.
Таким образом, считаю – проблема нарушения прав работника есть, а её искоренение должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства, в том числе в лице Министерства труда и социальной защиты (Министерства). Собственно говоря, существующие органы Министерства данную проблему решают в рамках имеющегося на сегодняшний день законодательства в данной сфере. Однако, на мой взгляд, предлагаемых законодательством мер все же недостаточно.
Вместе с тем, данная проблема имеет огромное социальное значение, так как от уровня защищенности прав работников, особенно крупных и градообразующих предприятий, напрямую зависит социальная обстановка в обществе.
Предлагаемые пути решения проблемы:
В целях усиления ответственности работодателя перед работником, я предлагаю на законодательном уровне создать Реестр недобросовестных работодателей (Реестр), путем внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Республики Казахстан. Установить, что нарушение требований п.2 ст.23 Трудового кодекса РК, где приведен перечень обязанностей работодателя перед работником является достаточным основанием для внесения такого работодателя в Реестр.
Так же предлагаю законодательно закрепить запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в Реестре, в течение некоторого времени участвовать в различных социальных программах, быть получателем различных субсидий и грантов от государственных и неправительственных организаций, участвовать в процедурах государственных закупок, быть участником внешней экономической деятельности, а так же заниматься отдельными видами деятельности. Так же, думаю возможным рассмотреть вопрос о лишении такого предприятия или индивидуального предпринимателя налоговых льгот, и права применять специальные налоговые режимы.
Механизм:
1. Разместить сам Реестр необходимо в открытом доступе на сайте Министерства либо на сайте Электронного правительства, куда будут поступать сведения о вступивших в законную силу решениях судов о признании субъекта недобросовестным работодателем;
2. Признание недобросовестным работодателем и дальнейшее внесение в Реестр должно осуществляться только на основании решения суда. Для чего обязать суды, при положительном для работника исходе дела, в решении делать оговорку о признании субъекта недобросовестным работодателем по примеру, как сегодня, судами разрешается вопрос о государственной пошлине;
3. Кроме того, обязать органы Министерства после выявления фактов нарушения работодателем требований трудового законодательства в кратчайшие сроки инициировать иски о признании субъекта недобросовестным работодателем;
4. Обязанность по направлению сведений в Реестр возложить на трудовые инспекции на местах или суд, так как сам работник, в чьих интересах вынесено решение, вряд ли будет осуществлять данную функцию надлежащим образом;
5. Вместе с тем, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев, к рассмотрению трудового спора, судом привлекаются в качестве третьих лиц либо специалистов, инспекторов труда, что дает возможность им контролировать всю процедуру: от проверки до внесения в Реестр.
Эффект:
1. Усилится ответственность работодателя перед работником и уменьшится количество правонарушений в данной сфере;
2. В связи с тем, что Реестр будет размещен в открытом доступе на интернет-ресурсах, каждый потенциальный работник сможет, перед тем как принять решение о трудоустройстве в ту или иную компанию, просмотреть Реестр. Это даст возможность в дальнейшем избежать трудовых споров;
3. Работодатель, внесенный в Реестр, будет испытывать трудности с подбором квалифицированных кадров, что отрицательно повлияет на его дальнейшее развитие, приведет работодателя к осознанию необходимости соблюдения прав работника и недопущения фактов нарушения трудового законодательства;
4. По истечении некоторого времени, в судах значительно уменьшится количество дел, вытекающих из трудовых отношений. Это произойдет благодаря тому, что работодатели будут уделять больше внимания соблюдению трудового законодательства, так как внесение их в Реестр повлечет за собой ряд неблагоприятных экономических последствий и отрицательно скажется на деловой репутации;
По аналогии с подобным реестром в сфере государственных закупок – сегодня предприниматели нередко пользуются сведениями из этого реестра для проверки будущих партнеров и контрагентов.
5. И конечный результат: в обществе будет значительно меньше предпосылок для усиления социальной напряженности.
Спасибо за оказанное внимание.
С уважением, Нурмагамбетов Мурат Сабитович.