Изменения в законодательство о юридических лицах с государственным участием
В Казахстанской экономике огромную часть занимают квазигосударственный сектор - это государственные предприятия, акционерные общества и хозяйствующие товарищества, где государства является учредителем (акционером) и аффилированные с ними юридические лица п.п. 31 п. 1 ст. 3 БК РК. Однако не смотря на данные обстоятельства, многие правоотношения связанные с субъектами квазигосударственного сектора не находят четкой и конкретной регламентации в действующем законодательстве. Отсутствие необходимого правового регулирования деятельности данных юридических лиц приводят к неэффективным результатам использования государственного имущества (голосующих акций и долей участия), что противоречит принципам эффективного использования государственного имущества на благо общества п.п. 4 ст. 6 Закона РК «О государственном имуществе».
Рассмотрим именно акционерные общества, где контрольный пакет акций находится у государства и товарищества с ограниченной ответственностью, где участником является государства, а также аффилировнные с ними юридические лица. Так как государственные предприятия все-таки находятся в государственной собственности полностью, как имущественный комплекс и их деятельность более охвачена законодательством, нежели чем иные субъекты квазигосударственного сектора.
Рассматриваемые нами юридические лица являются по своей правовой природе частными организациями, несмотря на то, что государство имеет к ним отношение как акционер или как учредитель, так как государственными организациями являются государственные учреждения и государственные предприятия п.п.14 ст. 1 Закона РК «О государственном имуществе». Однако, несмотря на указанные обстоятельства, большинство данных субъектов финансируются с бюджета, путем увеличения уставного капитала, либо же путем выделения субсидий, в случаях предусмотренных законодательством. Кроме того существует и иной механизм, когда формально бюджетные средства не направляются на прямое финансирование, а поступают через договор государственных закупок услуг п.п. 31 п. 1 ст. 4 Закона «О государственных закупках». Однако такому договору предшествует, тот же бюджетный процесс, в котором участвует непосредственные получатели бюджетных средств, т.е. составление бюджетных заявок, подтверждение сумм (прайс-листы, коммерческие предложения штатные расписания). При таких обстоятельствах имеют место быть признаки мнимых сделок, когда сделка совершена лишь для вида, без намерения вызвать юридические последствия п. 1 ст. 160 ГК РК.
Необходимо отметить, что многие из рассматриваемых нами юридических лиц являются коммерческими организациями. Товарищество – это коммерческое юридическое лицо п.2 ст. 34 ГК РК. Акционерные общества признаются коммерческой организацией, если в Уставе нет прямого указания, то, что они являются некоммерческой организацией п.п. 8 п. 2 ст. 9 Закона РК «Об акционерных обществах». Однако в уставах обществ, где контрольный пакет акций находится у государства, не указывается в целях извлечение прибыли так, например, в Уставе АО « Информационно-аналитический центр по проблемам занятости» указано что целю, является участие в работе по созданию условий для развития эффективного рынка труда, осуществление анализа за динамикой повышения экономической активности населения, устойчивой и продуктивной занятости. Такие действия также противоречат законодательству, так как коммерческой организаций признается юридическое лицо преследующее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности п. 1 ст. 34 ГК РК. Несмотря на указанные обстоятельства, большинство таких организаций не преследуют целью извлекать прибыль и являются убыточными, корме того, у многих таких организаций основной частью доходов являются бюджетные средства. Нельзя не учесть, что у руководящих лиц, так и у остальных работников заработная плата намного выше, чем у сотрудников государственных учреждений и казенных государственных предприятий. Хотя фактически, и рассматриваемые нами юридические лица и государственные учреждения не имеют никаких экономических различий, оба сектора финансируются с бюджета, система оплаты труда государственных учреждений и казенных предприятий регулируется законодательством Постановлением Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 « О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», в отличие от работников квазигосударственного сектора.
Условия оплаты труда у таких организаций устанавливаются в общем порядке трудовым договором п.п. 7 п.1 ст. 28 ТК РК. Таким образом, когда в организациях где учредителями (акционерами) являются частные лица, то применения такого порядка установления забортной платы обусловливается собственной финансовой политикой основанной на собственном риске. Применения такого механизма, для организаций, финансируемых из бюджета, губительно, что приводит к бесконтрольности бюджетных средств и использованию недостатков законодательства.
Такая практика губительная для экономики, так как благодаря неурегулированной системы оплаты труда, за все расплачивается бюджет, из которого должны идти и социальные выплаты и поддержка бизнеса.
Кроме того, этим организациям передаются в собственность множество важных объектов, через оплату акций (долей участия). Таким образом, опасность этого механизма заключается в том, частным организациям передаются на безвозмездной основе объекты государственной собственности, которые в последствие имеют риск отчуждения, причем такое отчуждение может быть произведено в рамках действующего законодательства. Следовательно, такое правомерное поведение свидетельствует о явных недостатках законодательства.
Контроль над такими организациями присутствует и осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Соответствующие проверки осуществляют как органы внутреннего контроля, так и внешнего контроля. Основной недостаток заключается в том, что эти органы финансового контроля проверяют на наличие бюджетного законодательства Классификатор нарушений, выявляемых на объектах государственного финансового контроля утвержденного Приказом Министра финансов РК от 30 марта 2012 года № 180. Следовательно, никем не производится независимая оценка рисков, и не ставятся вопросы о причинах убыточности и главное что данные обстоятельства не влияют на дисциплинарную или иную ответственность руководителей или иных должностных лиц.
Автором предлагается дополнить вторым пунктом статью 186 Закона РК «О государственном имуществе»: «Акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства обязаны осуществлять свою деятельность безубыточно и извлекать чистый доход по итогом каждого финансового года с целю перечисления такого чистого дохода в соответствующий бюджет»
Дополнить пунктом 4 статью 78 Закона РК «Об акционерных обществах»: «Акционерные общества, где контрольный пакет акций находятся у государства, обязаны проводить аудит финансовой отчетности на предмет:
1) Оценки рисков;
2) Обоснованности сделок и инвестиций;
3) В случае если обществом не был, достигнут чистый доход, причины убыточности;
Аудиторская организация избирается государством или уполномоченным органом соответствующей отрасли кому были переданы в пользование и владения акции находящиеся в государственной собственности.
Дополнить пунктом 5 статьи 59 Закона РК «О товариществах с ограниченной ответственностью»: « Товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, обязаны проводить аудит финансовой отчетности на предмет:
1) Оценки рисков;
2) Обоснованности сделок и инвестиций;
3) В случае если товариществом не был, достигнут чистый доход, причины убыточности;
Аудиторская организация избирается государством.»
Дополнить подпунктом 6 статьи 167 Трудового Кодекса РК « Материальная ответственность в полном размере ущерба, причиненного работодателю, возлагается на работника в случаях:
6) Если не будет, достигнут чистый доход или такой доход, не будет достаточно обоснованным по итогам финансового года при халатности или умысла руководителя акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, возмещение вреда возлагается на руководителя.»