Формы налоговой отчетности
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев:
«Необходимо упростить и минимизировать налоговую отчетность»
В Послании народу Казахстана 14 декабря 2012 года, «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»,Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что в Казахстане «Сформированы базовые условия для предпринимательской деятельности и современная налоговая система», и что, « Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. Сейчас эта работа началась. Ставлю задачу ее усовершенствовать: провести ревизию всех действующих налоговых льгот и сделать их максимально эффективными. Мы должны продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Необходимо упростить и минимизировать налоговую отчетность.».
Сказано предельно ясно и четко, остается только исполнять. В свете этого Послания я предлагаю один из путей либерализации налогового администрирования, упрощения и минимизации налоговой отчетности для субъектов малого предпринимательства, или
1. Что бы я поменял в законодательстве Казахстана?
Я предлагаю внести следующие изменения в налоговую отчетность формы 910.00 (Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса) и налоговую отчетность формы 870.00 (Декларацию по плате за эмиссию в окружающую среду):
Вариант первый: предлагаю в налоговую отчетность формы 910.00 (Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса) включить (объединить)налоговую отчетность формы 870.00 (Декларацию по плате за эмиссию в окружающую среду). Для этого:
1. В пункт 3 статьи 437 Налогового кодекса (Сроки представления упрощенной декларации и уплаты налогов) после слов «удерживаемого у источника выплаты» добавить слова «платы за эмиссии в окружающую среду» и весь пункт 3 ст. 437 изложить в следующей новой редакции:
«3. В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, платы за эмиссии в окружающую среду, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.»;
2. В статье 438 Налогового кодекса (Особенности уплаты отдельных видов налогов …) после слов «удерживаемого у источника выплаты» добавить слова «платы за эмиссии в окружающую среду» и всю статью 438 изложить в следующей новой редакции:
«Уплата сумм индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, «платы за эмиссии в окружающую среду», социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов производятся не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.»;
3. В пункт 6 статьи 496 Налогового кодекса (Порядок исчисления и уплаты) после слов «установленные статьей 446» добавить слова «применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производят уплату платы в сроки, установленные статьей 438» и весь пункт 6 статьи 496 изложить в следующей новой редакции:
«6. Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, производят уплату платы в сроки, установленные статьей 446, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производят уплату платы в сроки, установленные статьей 438, настоящего Кодекса.»;
4. В пункте 5 статьи 498 Налогового кодекса (Налоговая отчетность) после слов «для крестьянских или фермерских хозяйств» добавить слова «и специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации» и весь пункт 5 статьи 498 изложить в следующей новой редакции:
«5. Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, и специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, декларацию по плате не представляют».
Вариант второй: предлагаю увеличить налоговый период с трех месяцев до шести месяцев, то есть, налоговый период из квартала увеличить до полугодия, для налоговой отчетности формы 870.00 (Декларация по плате за эмиссию в окружающую среду), представляемую субъектами малого бизнеса, работающими по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации, за исключением плательщиков платы, указанных в пункте 3 статьи 498 Налогового кодекса. Для этого:
1. В пункте 2 статьи 498 Налогового кодекса (Налоговая отчетность) после слов «следующего за отчетным кварталом» добавить слова «указанных в статье 433, не позднее 15 числа второго месяца следующего за отчетным полугодием», и весь пункт 2 статьи 498 изложить в следующей новой редакции:
«2. Декларация представляется плательщиками платы, за исключением указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, плательщиками платы указанными в статье 433, не позднее 15 числа второго месяца следующего за отчетным полугодием»;
2. В пункт 6 статьи 496 Налогового кодекса (Порядок исчисления и уплаты) после слов «установленные статьей 446 » добавить слова « применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производят уплату платы в сроки, установленные статьей 438» и весь пункт 6 статьи 496 изложить в следующей новой редакции:
«6. Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, производят уплату платы в сроки, установленные статьей 446, налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации производят уплату платы в сроки, установленные статьей 438, настоящего Кодекса.».
Аналогичные изменения по налоговому периоду (по второму варианту) следует внести и для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, статья 429, и имеющих объекты обложения платой за эмиссии в окружающую среду, за исключением плательщиков платы, указанных в пункте 3 статьи 498 Налогового кодекса.
2. Почему я это предлагаю?
С 1 января 2014 г., согласно статьи 434 Налогового кодекса, налоговый период для упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса увеличен с трех месяцев (квартал) до шести месяцев (полугодие). В результате, упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика один раз в полугодие (а не ежеквартально как ранее) не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, то есть не позднее 15 августа за первое полугодие, и не позднее 15 февраля за второе полугодие. Соответственно и уплата налогов производится один раз в полугодие (а не ежеквартально как ранее), не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
В итоге, с одной стороны, налицо как минимум, две реальные выгоды для субъектов малого бизнеса - освобождаются средства на полгода, которые можно направить на развитие бизнеса, в два раза сокращается количество отчетностей, что приводит к экономии времени, - и как сказал в своем Послании Глава Государства Н.А. Назарбаев: « Прагматичное уменьшение налогового надзора должно минимизировать диалог хозяйствующих субъектов с налоговой службой»;
Но с другой стороны, не изменился налоговый период (срок представления и срок уплаты ) для налоговой отчетности формы 870.00 (Декларация по плате за эмиссию в окружающую среду), которая является для действующих субъектов малого предпринимательства, работающих по специальному налоговому режиму на основе упрощенной декларации, обязательной сопутствующей налоговой отчетностью при наличии объекта обложения. И теперь из-за этой отчетности, предприниматели все равно обязаны контактировать с налоговой службой ежеквартально и в иные сроки, установленные статьей 496Налогового кодекса, лично (при сдаче налоговых отчетностей в явочном порядке) иди посредством интернета (при сдаче налоговых отчетностей в электронном виде);
Вместе с тем, в упрощенную декларацию для субъектов малого бизнеса уже включены индивидуальный (корпоративный) подоходный налог,социальный налог, индивидуальный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в накопительный пенсионный фонд. Поэтомувключение в упрощенную декларацию и платы за эмиссии в окружающую среду было бы обоснованным и целесообразным.
Такой метод упрощения и минимизации форм налоговой отчетности - касательно платы за эмиссии в окружающую среду - на деле уже апробирован и имеет место быть. Например, для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога. В этих целях, согласно статьи 447, в декларации для плательщиков единого земельного налога отражаются не только исчисленные суммы единого земельного налога, социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, но и суммы платы за эмиссии в окружающую среду и платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников. В результате, декларации по плате за эмиссию в окружающую среду и платы за пользование водными ресурсами,крестьянские и фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, с 2009 г. не представляют.
К сведению: в 2008 году, в период рассмотрения проекта нового налогового кодекса, мной было подготовлено несколько предложений по совершенствованию налогового законодательства, в том числе и предложение по минимизации налоговых отчетностей для крестьянских и фермерских хозяйств путем включения в декларации для плательщиков единого земельного налога платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников и платы за эмиссии в окружающую среду, которые вместе с другими предложениями другого автора, были направлены депутату Мажилиса Парламента Казахстана, зарегистрированному по нашему избирательному округу, для рассмотрения и передачи в профильный комитет Мажилиса, работавшего над данным законопроектом. В результате, после тщательного изучения, предложение было принято в работу и реализовано в пункте 1 статьи 446, статье 447, пункте 6 статьи 496, и пункте 5 статьи 498 Налогового кодекса.
3. Что это даст стране?
1). В масштабе страны приведет к реальному сокращению количества представляемых налоговых отчетностей формы 870.00 (Декларация по плате за эмиссию в окружающую среду), так как большинство субъектов малого предпринимательства применяют именно специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, а значит, представляют и сопутствующую ее декларацию по плате за эмиссию в окружающую среду. По данным Агентства РК по статистике по состоянию на 01.01.2014 г. года в Казахстане зарегистрировано 1541885 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из этих цифр можно представить, какой объем ожидаемого сокращения количества налоговых отчетностей формы 870.00;
2) Упростит налоговую отчетность и обеспечит предпринимателю существенную экономию времени, затрачиваемую на ежеквартальную подготовку и сдачу форм налоговой отчетности;
3). Увеличит объем свободных оборотных средств предпринимателя, за счет увеличения периода между сроками уплаты платы за эмиссии в окружающую среду;
4). Будет способствовать повышению эффективности работы налоговых органов, так как сокращение количества форм налоговой отчетности отчасти освобождает и работников налоговых служб от не эффективной и рутиной работы по приему и обработке форм налоговой отчетности. Позволит налоговым органам сосредоточить внимание на сферах повышенного риска и обеспечит более эффективное использование имеющихся в распоряжении человеческих и иных ресурсов. Что, в свою очередь, сократит вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства недобросовестным налогоплательщиком (налоговым агентом), и которые могут нанести ущерб Государству.
Использованные в работе нормативно-правовые акты:
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»;
2. Налоговый Кодекс Республики Казахстан.