Обеспечение конституционного права на доступ к информации
(Работа в качестве творческого исследования, по общей теме: «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?»)
В соответствии со статьями 18 и 20 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Государственные органы, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Таким образом, на уровне основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу, закреплено право граждан на получение информации и ознакомление с затрагивающими его права и интересы документами. Но для возможности реализации этого права необходимо наличие четко установленных механизмов, средств и способов, определяющих порядок его реализации.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства Республики Казахстан показывает, что в настоящее время большей степени регламентирован порядок ограничений и запретов со стороны государства на получение и распространение информации, чем порядок ее предоставления гражданам.
Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами.
Государством утверждено большое количество нормативных правовых актов, которые прямо устанавливают ограничения на получение и распространение информации, в том числе Закон РК «О государственных секретах», Закон РК «О персональных данных и их защите», а также иных нормативных актов.
При этом нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию и защиту права на получение информации можно насчитать единицы, в том числеЗакон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Данная ситуация существует не смотря на наличие международных конвенций, соглашений, рекомендаций и иных документов, направленных на обеспечение открытого доступа с информации (в том числе: Модель Закона о свободе информации, Руководящие принципы политики совершенствования информации для публичного доступа).
Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» существенным образом способствует реализации права на получение информации, но имеет ряд существенных недостатков, которые необходимо исправить для обеспечения конституционных прав граждан. Закон не регламентирует должным образом ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, за отказ в предоставлении информации и т.д.
Так статья 17 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» устанавливает только наличие общей ответственности за нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, отсылая при этом к другим законам Республики Казахстан. К чему это приводит можно увидеть в простом примере. Гражданин обращается в государственный орган за получением информации, но ответа не получает по причине халатности или некомпетентности государственного служащего. Но привлечь к ответственности (кроме дисциплинарной) должностное лицо, допустившее данное нарушение закона, практически невозможно, так как отсутствуют в законодательстве соответствующие нормы, позволяющие это сделать. Кодекс РК об административных правонарушениях содержит ст.158-5 «Нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений физических и юридических лиц», но субъектом правонарушения в данной статье является не государственный служащий или должностное лицо государственного органа, а субъект крупного предпринимательства. При этом, ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных и государственных секретов определена достаточно четко и установлена как административная, так и уголовная ответственность.
В качестве примера работы существующего механизма рассмотрения обращений физических лиц, рассмотрим вопрос, заданный через интернет-сайт Министерства труда и социальной защиты населения РК (https://www.enbek.gov.kz/node/305326), по данной ссылке можно наблюдать рассмотрение обращения и качество ответа на него.
Другим существенным недостатком законодательства в данной сфере, является отсутствие понятия общедоступной информации и ее исчерпывающего перечня.
Термин общедоступная информация давно и активно используется в законодательстве. Так ст. 163 Экологического кодекса РК устанавливает, что экологическая информация является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» в ст.2 устанавливает, что государственная регистрация юридических лиц осуществляются в целях реализации общедоступной информации о юридических лицах. Что относится к общедоступной информации субъекта частного предпринимательства определяет п.12 ст.12 Закона РК «О частном предпринимательстве».
Таким образом, не смотря на отсутствие законодательно определенного понятия общедоступной информации во многих нормативных правовых актах данный термин используется, определяются некоторые перечни такой информации, что говорит о необходимости системного подхода к данному вопросу, обобщению и систематизации информации, которая является или должна являться общедоступной.
В качестве примера ситуации, когда из-за неопределенности с доступностью информации, совершенно не понятны действия государства по ограничениям данного доступа, можно привести следующее.
Пример №1. Заработная плата государственных служащих.
Как известно, единственным источником государственной власти является народ, а основным источником содержания государственной власти являются налоги, уплачиваемые населением и юридическими лицами. В данной связи совершенно логичным и обоснованным кажется вывод, что каждый гражданин вправе получать информацию о расходовании бюджетных средств и данная информация должна быть общедоступной.
Вместе с тем, информация о системе оплаты труда государственных служащих, по неясным причинам, общедоступной не является. Так по данным ИС Параграф, многие разделы Указа Президента РК «О единой системе оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета» содержат гриф «Для служебного пользования», а по данным ИПС «Әділет» данный указ полностью только для служебного пользования и в открытом доступе не приводится. Нелогичность данной ситуации также подтверждается тем, что аналогичный нормативный правовой акт -Постановление Правительства РК «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» секретным не является и публикуется свободно.
Таким образом, заработная плата государственных служащих, это «информация для служебного пользования», а заработная плата других работников бюджетных организаций – информация общедоступная.
Пример №2. Система координат 1963 года.
Предприятие имеет государственную лицензию на производство землеустроительных работ и проектную деятельность. Для осуществления данной законной деятельности, при оформлении земель сельскохозяйственного назначения, предприятию необходим доступ к использованию системы координат местности 1963 года. Данный доступ предоставляется уполномоченным государственным органом - Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства регионального развития Республики Казахстан (согласно п.14 ст.6 Закона РК «О геодезии и картографии»). Вместе с тем, по сообщению данного уполномоченного органа Система координат 1963 года относится к служебной информации ограниченного распространения, имеющей ограничительную пометку «для служебного пользования» и выдача разрешения да использование данной информации осуществляется только по разрешению руководителя данного государственного органа в разовом порядке и на длительный период не возможна. (Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31473242).
Как видно из ответа уполномоченного органа, невозможность выдачи разрешений на длительный срок установлена постановлением Правительства РК от 23 января 2008 года № 51дсп, при этом данного постановления также соответственно нет в информационных системах, находящихся в открытом доступе.
Данная проблема законодательства Республики Казахстан обсуждается достаточно давно, в том числе и в средствах массовой информации и органах государственной власти. Так, в течение нескольких лет, обсуждается проект Закона Республики Казахстан «О доступе к информации», публикуются статьи о необходимости принятия данного закона, но до настоящего времени ситуация не изменилась, несмотря на то, что актуальность вопроса только увеличивается из-за развития информационных технологий и иных объективных факторов.
На основании вышеизложенного остается только констатировать факт, что возможность реализации конституционного права граждан на свободу получения информации существенным образом ограничена, что не соответствует принципам правового и социального государства.
Выводы:
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана? – Необходимо внести изменения в Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и другие нормативные акты регламентирующие данную сферу. В частности необходимо:
- внести в КоАП РК статью об ответственности государственных служащих на нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
- утвердить перечень общедоступной информации.
В данный перечень считаю необходимым внести следующее:
- информация о государственном бюджете, налоговых поступлениях, а также о расходах бюджетных средств на содержание государственного аппарата и т.д.;
- информация, содержащаяся в судебных актах;
- информация о руководителе и участниках юридического лица, в том числе регистрационные данные юридического лица, наличие лицензий, разрешений, сведения об уплате налогов, сборов, пошлин;
- правовые акты центральных и местных государственных органов;
- нормативно-техническая документация (ГОСТы, СНИПы, СТ РК, РДС и т.д.);
- информация о принадлежности недвижимого имущества, о наличии обременений и юридических притязаний, о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество;
- сведения об очередности на получение жилья из государственного фонда;
- кадастровая информация на земельный участок;
- генеральные планы населенных пунктов и планы детальной планировки и т.д.
Данный перечень можно продолжать, а также необходимо отметить, что общедоступной информацией является иная информация, которая не отнесена законодательством к государственным секретам, персональным данным или не является коммерческой или иной охраняемой законом тайной.
Общедоступная информация должна быть гарантирована государством и за отказ в ее предоставлении со стороны государственных органов (должностных лиц) должна быть установлена административная и уголовная ответственность.
Почему? И что это даст стране? – Чем больше государство обеспечивает доступ к информации, тем прозрачнее его деятельность, а соответственно сокращение условий и обстоятельств проявления коррупции, что способствует построению правового государства, развитию экономики и повышению уровня жизни населения.
.
Ссылки на источники:
1. Досье на проект Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30791337);
2. Главная угроза правам граждан идет от баз данных на каждого из нас, собираемых государственными структурами - И.Лоскутов (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31405270);
3. Модель Закона о свободе информации (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31268373)
4. Ответ Председателя Комитета РК по управлению земельными ресурсами от 5 ноября 2013 года на вопрос от 28 октября 2013 года № 228969 (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31473242).
5. Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 4-1-6/ЖТ-С-1036