«Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?» Необходимость введения БИН для индивидуального предпринимателя
Фото: zakon.kz
юрист, Актобе.
Наше законодательство часто подвергается критике, причем не безосновательно. Однако не всегда проблема кроется в нем самом. Зачастую механизм применения той или иной нормы дает возможность исполнительным органам искажать суть закона, сводя на «нет» мысль законодателя.
А в силу того, что в нашем обществе имеются проблемы с контролем за исполнением норм закона и наказанием за совершение незаконных действий, необходимость внесения в законодательство изменений, которые искоренят возможность исполнительной власти нарушать права граждан особо актуальна. Суть проблемы в следующем.
Физические лица в Республике Казахстан могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предприниматели, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката и осуществлять свою деятельность. При этом они остаются физическими лицами.
После регистрации в налоговых органах указанные налогоплательщики могут открыть банковские счета индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.
При этом, указанные лица не лишаются прав иметь счета физического лица, в том числе депозиты, карточки и пр., не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от наличия/отсутствия регистрационного учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает различный порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов физических лиц в зависимости от наличия/отсутствия регистрационного учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.
Законодательство Республики Казахстан также предусматривает различия в полномочиях государственных органов на приостановление расходных операций на банковских счетах в зависимости от наличия/отсутствия регистрационного учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.
Вместе с тем, на сегодняшний день практически все физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предприниматели, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката систематически сталкиваются с тем, что налоговые органы при наличии невыполненного налогового обязательства (будем считать обоснованного – хотя, на практике зачастую необоснованного) приостанавливают операции на счетах физических лиц. Налоговые органы свои незаконные действия оправдывают тем, что индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители и адвокаты - это физические лица.
Однако согласно ст. 51. Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»:
Наложение ареста и обращение взыскания на деньги и имущество, находящиеся в банке
1. На деньги и другое имущество физического или юридического лица (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций, лишенных уполномоченным органом лицензии и (или) находящихся в процессе принудительной ликвидации, а также добровольных накопительных пенсионных фондов, лишенных лицензии на управление инвестиционным портфелем с правом привлечения добровольных пенсионных взносов), находящиеся в банке, арест может быть наложен не иначе как на основании постановлений органов дознания и предварительного следствия и постановлений судебных исполнителей, санкционированных судом, а также постановлений, решений, приговоров, определений судов. При наложении ареста в обеспечение исковых требований сумма денег, на которые налагается арест, не должна превышать сумму иска и размер государственной пошлины и расходов, связанных с исполнением решений, приговоров, определений и постановлений суда. При наложении ареста судебным исполнителем в обеспечение исполнения исполнительного документа сумма денег и стоимости имущества, на которую налагается арест, не должна превышать сумму, необходимую для погашения присужденной взыскателю суммы, а также штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа, сумм оплаты деятельности частного судебного исполнителя и расходов по исполнению исполнительного документа.
Все расходные операции на банковских (за исключением корреспондентских) счетах юридического лица, его структурных подразделений, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката в установленных законодательными актами Республики Казахстан случаях могут быть приостановлены по распоряжениям налоговых и (или) таможенных органов, а взыскание может быть обращено лишь по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.
Операции по банковским счетам физического и юридического лица могут быть приостановлены уполномоченным органом по финансовому мониторингу в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
При этом распоряжения налоговых и (или) таможенных органов могут направляться в банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на бумажном носителе или в электронном виде посредством передачи по информационно-коммуникационной сети.
Распоряжение, направляемое на бумажном носителе, должно быть подписано первым руководителем и заверено печатью налоговых и (или) таможенных органов.
Распоряжение, направляемое в электронном виде, формируется в соответствии с форматами, установленными государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет по согласованию с уполномоченным органом.
2. Конфискация денег и другого имущества физического и юридического лица, находящихся в банке, за исключением пенсионных активов, может быть произведена только на основании вступившего в законную силу судебного решения (приговора).
Законодатель в этой статье установил, в частности, что расходные операции на банковских счетах юридического лица, его структурных подразделений, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката могут быть приостановлены по распоряжениям налоговых и (или) таможенных органов. А также, что операции по банковским счетам физического и юридического лица могут быть приостановлены уполномоченным органом по финансовому мониторингу.
То есть, здесь законодатель разделил полномочия между налоговыми, таможенными органами и уполномоченным органом по финансовому мониторингу.
На первый взгляд всё понятно - налоговые, таможенные органы вправе приостанавливать расходные операции на счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов, а органы по финансовому мониторингу имеют более широкий круг полномочий, имея право приостанавливать операции на счетах юридических и всех физических лиц, независимо от того является ли банковский счет счетом физического лица или счетом индивидуального предприниматели, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката.
Однако, на практике налоговые органы расширили свои полномочия, самовольно присвоив себе право приостанавливать операции на счетах физических лиц.
Так, нередки случаи, когда распоряжением налоговых органов приостанавливаются расходные операции на депозитах физического лица, текущих счетах и карточках физических лиц, на которые перечисляются социальные выплаты (например, пособия).
Вместе с тем ст.609 Налогового Кодекса РК предусматривает способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, и один из способов п.п.2 п.1 - приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.
Таким образом, налоговому органу полномочия по приостановлению операций по банковским счетам физического лица не предоставлены.
Однако налоговые органы мотивируют свои действия ст. 581 Налогового Кодекса РК., которая предусматривает обязанность банков по предоставлению налоговым органам данных об открытии счетов физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, частного судебного исполнителя, нотариуса или адвоката.
Но указанная норма не дает право налоговым органам на злоупотребление полученными сведениями об открытии счетов.
Также при этом налоговые органы оправдывают свои действия
1. невозможностью разделить эти счета по специфике - является ли счет счетом индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката, либо счетом физического лица, который не используется для предпринимательской деятельности, деятельности нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката. И на практике, налоговые органы, особо себя не утруждая установлением владельца счета - физическое ли оно лицо или индивидуальный предприниматель, получив сведения обо всех счетах лица, в нарушение требований законодательства, приостанавливают операции на всех счетах лица физического лица.
2. ссылкой на то, что физические лица - владельцы депозитов, текущих счетов и карточек - зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса или адвоката.
Но на вопрос: для чего законодатель счета дифференцировал на счета физических лиц и на счета индивидуального предприниматели, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката, должностные лица налоговых органов не имеют ответа.
При этом гражданин может узнать о приостановлении операций на своем сберегательном депозите через продолжительное время, так как законодательством извещение ни налоговым органом, ни банком налогоплательщика о приостановлении операций на банковских счетах закон не предусматривает.
Одно дело, когда речь идет о счетах индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя или адвоката. Но когда, заблокирован депозит, и гражданин через, допустим, полгода явившийся в банк для получения вознаграждения по депозиту за прошедший период времени, узнает о том, что за это время он еще и лишен процентов по депозиту (у некоторых банков второго уровня в договорах предусмотрено такое условие, что на период блокирования уполномоченным органом операций по счету вознаграждение не начисляется), новость для него не из приятных.
Такая переиначенная реализация указанных норм закона является благодатной почвой для коррупционных преступлений, создает социальную напряженность в обществе, заставляет граждан искать обходные пути для избежания санкций
В результате искажения законодательства налоговыми органами физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката вынуждены держать свои сбережения дома, отказываться от безналичных расчетов.
Граждане лишены возможности пользоваться своими банковскими карточками, производить по ним расчеты по терминалам.
Решить обозначенную проблему можно одним способом:
- ввести присвоение БИН (бизнес идентификационных номеров) при регистрации в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов. При наличии БИНов указанных налогоплательщиков, при необходимости приостановления расходных операций на их счетах, налоговыми органами будут блокироваться счета, открытые по БИНам, то есть, как и предполагает законодатель, счета индивидуального предпринимателя, нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката. А расходные операции по счетам, не имеющим отношения к предпринимательской деятельности: депозиты, текущие счета и карточки физических лиц, открытым на ИИН, приостанавливать на практике сможет, как и установлено законом, только уполномоченный орган по финансовому мониторингу.
Таким образом, при применении налоговыми органами
способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства согласно ст.609 НК РК, указанные органы будут лишены возможности нарушения прав граждан.
Введение предлагаемой нормы позволило бы вышеуказанным налогоплательщикам пользоваться всеми услугами банковской системы, укрепила бы банковскую систему, что, в свою очередь, благотворно повлияет на экономику страны.
Данная норма значительно уменьшила бы рост преступности в государстве, позволило бы гражданам беспрепятственно безналичным способом пользоваться своими финансами.
Необходимости во внесений этих изменений могло бы и не быть, так как законодательство предусматривает различия и в налогообложении различных категории налогоплательщиков, и банковских счетах, и полномочиях государственных органов, однако пока государственные органы в Республике Казахстан не будут добросовестно исполнять свои обязанности, детализация каждой нормы убережет граждан от посягательств чиновников на их права.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript