Регулирование заработных плат граждан – основа стабильного развития экономики страны
Минимальная заработная плата - гарантированный минимум денежных выплат работнику простого неквалифицированного труда при выполнении им норм труда в нормальных условиях и при нормальной продолжительности рабочего времени в месяц. Статья 122 Трудового кодекса Республики Казахстан устанавливает правовую основу для определения и использования минимальной зарплаты в Казахстане.
Таблица. Динамика изменения минимальной заработной платы в Казахстане в 2000-2014 годах
Дата |
Размер минимальной зарплаты (в тенге) |
c 01.01.2014 |
19 966 |
с 01.01.2013 |
18 660 |
с 01.01.2012 |
17 439 |
с 01.01.2011 |
15 999 |
с 01.01.2010 |
14 952 |
с 01.07.2009 |
13 717 |
с 01.01.2009 |
13 470 |
с 01.07.2008 |
12 025 |
с 01.01.2008 |
10 515 |
с 01.01.2007 |
9 752 |
с 01.01.2006 |
9 200 |
с 01.07.2005 |
9 200 |
с 01.01.2005 |
7 000 |
с 01.01.2004 |
6 600 |
с 01.01.2003 |
5 000 |
с 01.01.2002 |
4 181 |
с 01.01.2001 |
3 484 |
с 01.01.2000 |
2 680 |
Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной для предприятий всех форм собственности.
Минимальная зарплата устанавливается ежегодно законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума и не включает в себя доплат и надбавок, компенсационных и социальных выплат, премий и других стимулирующих выплат и выплачивается пропорционально отработанному времени.
Минимальный размер часовой заработной платы работника, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже минимального размера месячной заработной платы, деленной на среднемесячное количество рабочих часов согласно балансу рабочего времени на соответствующий календарный год.
К большому сожалению государством не устанавливается максимальная месячная заработная плата.
«Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?»:
1) Законодательно установить максимальный размер месячной заработной платы.
2) Законодательно установить обоснованный уровень разницы (кратность) между минимальной и максимальной размерами месячной заработной платы.
С ложившимся на сегодняшней день трудовом рынке Казахстана разница между минимального (около 20 тыс. тенге) и максимального (более 1 миллион тенге) размера месячной заработной платы составляет более пятьдесят крат. При всем уважение трудовому законодательству и способностям разных трудовых работников, пятьдесят и более кратная разница не обосновано ни какими принципами и критериями медико-физических и умственных возможностями человека. На разных сферах экономики страны заработная плата выплачивается большими разницами, не смотря на неотделимость друг от друга этих сфер экономики и важности каждого из них для страны и народу. И мы замечаем этого тогда, когда появляется большие проблемы в этих отраслях, такие как: нехватка специалистов, отсутствие инфраструктуры, и т.п. приводящие к распаду отрасли. В связи с чем для обратного восстановление и развитие начинаем уделят особое индивидуальное внимание принимая какие та социальные-инновационные программы, льготы, субсидирование, выделяя большие средства из государственного бюджета. Все эти возникающие проблемы говорит о том, что мы развивая экономику страны не рассматриваем - комплексно, а индивидуально-выборочно. Отдельные руководители поднимая престиж своих ведомств, аргументируя необходимых мер для анти коррупционность, просит поднят заработную плату в связи с спецификой выполняемых должностных обязанностей. Мы все время говорим и делаем, что: правоохранителям надо увеличить заработную плату, что бы они честно раскрывали преступлении, судьям надо увеличить заработную плату и пенсию потому, что бы они объективно рассмотрели судебные дела, медикам увеличить заработную плату что бы они правильно ставили диагнозы и лечили, педагогам надо увеличить зарплату что бы они не только преподавали но и уделяли внимание и на воспитание детей. Все это привело тому, что, выпускники школ не выбирают профессии по природному уклону и/или спросу рынка труда, а по критериям заработной платы и других доходностей профессии. И конечно понятие профессионализм, в том числе качество выполняемых работ остается во-втором плане. С независимостью страны появилось понятие – конкурентоспособность. К большому сожалению многие наши соотечественники приняли это не как трудовой конкурентоспособность, а конкурирования как больше нажить материальных благ, причем с любым способом что бы финансово не отставать не только от других конкурентов-коллег но и богатых родственник и сосед. Они в связи с финансовыми обособлениями от других граждан, больше чем по собственной необходимости строит дома, приобретает дорогие машины, отдыхает и лечится за рубежных городах, нанимает домашних работников, когда другая часть населения скитается по съемным квартирам, ездит на переполненных общественных транспортах, остается только мечтой отдыхать не только за границей но и хотя бы один раз съездить и увидеть нашу столицу родины - Астаны. Проживая в одной стране отслаиваемся на богатых и бедных. Родится, жить и умереть как простым-честным гражданином становятся все сложнее, сложнее…, потому что, все время надо доказывать свои права и требовать исполнение обязанностей лицами предусмотренные законодательством. И эти факты может быть основанием роста количество суицида, коррупции, отсутствием патриотизма граждан.
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, должны принят выше указанные пункты как необходимые и обязательные нормы, что бы остановить конкуренцию на необоснованного добывание и расходование средств. Это даст контролировать уровень инфляции, минимизировать расходов средств на различных социальных программам и обеспечит стабильное развитие всех сфер экономики, так как платежеспособность стабильно работающих граждан не будет зависит от сфер их деятельности, а по их действительных индивидуальных натуральных умениях и желаниях. Политикой будут заниматься – политики, с нефтью – нефтяники, строительством – строители, а не люди алчно бегающие за и ради богатством – доминирующим положением в обществе, пользуясь со своими связами Саке-Баке! Ограничивая максимальный месячный заработный платы в определенно кратном размере, в соотношение гарантированного минимального месячной заработной платы мы ограничим платежеспособность отдельных граждан в пределах разумного «спроса»: продуктов, товар, работ и услуг, которые порождает - «предложение» - трудные для других простых граждан.
Литература:
1. Конституция Республики Казахстан принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года;
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года;
3. Разные Казахстанские и международные информационные ресурсы.
г.Актау-2014