Меры по защите покупательской способности национальной валюты
Снижение покупательской способности национальной валюты в результате её девальвации негативно сказывается как на социально уязвимых слоях населения, так и на среднем классе. Для нашего государства, несомненно, важна защита экономических интересов граждан. Поэтому необходимо принимать меры для укрепления покупательской способности тенге.
Необходимые меры для укрепления покупательской способности национальной валюты:
1. Дополнения в законе о продовольственной безопасности.
2. Принятие программы освоения заброшенных сельскохозяйственных угодий.
3. Переговоры с соседними государствами об использовании водных ресурсов.
4. Использование попутного газа нефтяных месторождений для энергетических нужд Казахстана.
5. Подписание временных договоров о свободной торговле со странами не входящими в Таможенный союз.
6. Предложение об информационно-просветительской работе по повышению правовой культуры граждан РК.
1. В закон о продовольственной безопасности РК следует внести дополнения, позволяющие национальным фондам и (или) областным властям финансировать строительство крупных и средних элеваторов для хранения зерна, а также хранилищ плодоовощной продукции и охлаждённых продуктов (мяса, рыбы, мяса птицы). Это вынужденная мера, вызванная неудовлетворительным состоянием имеющихся в Казахстане элеваторов, а также недостатком их производственных мощностей, а также недостатком хранилищ других продуктов. В обеспечении продовольственной безопасности одним из главных факторов является фактор времени.
Простой пример – утром в ресторане триста человек, соответственно им требуется триста завтраков. Доставщик может предоставить в данный момент только двести завтраков. Через два часа доставщик будет иметь возможность подать даже больше чем необходимо, не триста, а четыреста завтраков. Но через два часа люди должны быть на работе и триста завтраков и нужно прямо сейчас, они не желают ждать. Возможны два варианта. Первый – завтраки получают только двести человек, сто возмущены и недовольны. Второй вариант – доставщик делит двести завтраков на триста человек и в результате ни один из них не получает полноценный завтрак. В реальности всегда предпочитается второй вариант как наиболее приемлемый, когда люди не получают того что им нужно в достаточном количестве и вынуждены платить больше, чем они заплатят позднее. Потребители продуктов питания переплачивают потому, что не могут ждать. Есть им необходимо здесь и сейчас. Вывод – вы должны иметь возможность сохранять ту продукцию сельского хозяйства, которую получаете на полях и фермах страны. Если у вас есть возможность хранить продукты то вы можете купить четыреста завтраков по цене трёхсот завтраков тогда, когда эти завтраки не пользуются спросом и затем подать их вовремя и компенсировать свои затраты.
2. Заброшенные и используемые не по назначению сельскохозяйственные угодья могут быть использованы для программы создания новых ферм и зерновых хозяйств. В Казахстане есть сельскохозяйственные работники, которые могут достичь гораздо большей производительности труда при условии их личной заинтересованности. Как известно одной из главных причин низкой производительности труда в сельском хозяйстве стран с социалистическим строем и стран пост социалистических (пост советских) является незаинтересованность в конечном результате наёмных работников. Также как неконвертируемый рубль явился одной из причин бедствий сельского хозяйства во время СССР, также и ослабевший тенге может негативно повлиять на развитие сельского хозяйства в Казахстане. Вывод – необходимость индексаций заработной платы работников сельского хозяйства. Ещё один вариант - это безвозмездное предоставление сельскохозяйственных угодий опытным работникам для старта своих ферм и зерновых хозяйств. С предоставлением им долгосрочных (до 25 лет), беспроцентных кредитов на развитие, без залога. Аналогичная программа работает в США. Подобное предложение может встретить жёсткое сопротивление со стороны некоторых парламентариев и лоббистов крупных сельскохозяйственных корпораций. Но мировой исторический опыт показывает, что личная заинтересованность мелких и средних производителей является отличным мотором для эффективного развития сельского хозяйства. Это аксиома, правоту которой никто не может опровергнуть.
3. Казахстанские дипломаты в течение двух прошедших десятилетий доказали, что могут работать очень продуктивно. Результатом этого являются хорошие отношения почти со всеми странами мира. Однако есть и спорные моменты, которые необходимо разрешать без промедления. Это вопросы использования водных ресурсов с соседними странами. Переговоры с этими странами в рамках Организации Объединённых Наций могут быть успешными при том условии, что наши дипломаты будут непреклонно отстаивать интересы нашей республики в защите экологической безопасности регионов Казахстана, которые зависят от водных источников других стран.
4. Использование попутного газа нефтяных месторождений для наших электростанций, а также возможная разработка собственных газовых месторождений позволит Казахстану быть менее зависимым от внешних поставщиков энергии и энергоресурсов.
5. Казахстан вынужден импортировать большое количество товаров народного потребления. При этом Таможенный Союз регламентирует и несколько ограничивает проникновение товаров, производимых в странах не входящих в Таможенный Союз. Граждане Казахстана испытывают потребность в качественных товарах народного потребления, а некоторые виды этих товаров из Таможенного Союза не отвечают современных требованиям качества. Также ряд компаний из стран Европы, Азии и Северной Америки опасаются ограничений и излишней бюрократической регламентации со стороны исполнительных органов таможенного Союза. Это серьёзно осложняет приток иностранных частных инвестиций в не сырьевой сектор нашей экономики. Выходом может стать подписание временных договоров (от одного года до трёх лет) о свободной торговле с государством (государствами), в экономическом сотрудничестве с которым Казахстан более всего заинтересован. Это не будет нарушением главных соглашений в рамках Таможенного Союза, так как является временной мерой. Единственным ограничением должны быть пошлины на вывозимое из Казахстана сырьё, которые должны быть неизменными для всех стран.
6. Также необходимо вести информационно - просветительскую работу среди граждан РК с целью повышения их правовой культуры. Каждый гражданин должен знать, что он/она несёт моральную ответственность за сохранение природы нашей страны.
Современное законодательство Казахстана обладает достаточной гибкостью для принятия необходимых мер по защите покупательской способности национальной валюты. Это замечательная возможность для нашего государства провести необходимые реформы без значительных потрясений, сохраняя стабильность и позволяя стимулировать рост экономики Казахстана.