Казахстану нужен Конституционный Суд
Как известно, Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года учредила новую модель конституционного контроля, организованную с учетом основных параметров аналогичной французской модели.
За годы деятельности Конституционного Совета им было принято немало решений, направленных на реализацию потенциала Конституции. Существенно обогатилась практика официального толкования, затрагивающая различные аспекты политической и социально – экономической жизни общества. Актуальными стали вопросы формирования конституционного правосознания как составной части механизма охраны Конституции, проблемы конституционной ответственности высших должностных лиц государства.
Вместе с тем, за этот относительно недолгий период времени в правовом развитии государства накопилось немало проблем, требующих научного осмысления и оценки, особенно в свете новых задач по вхождению Казахстана в состав наиболее развитых стран мира.
Успешное решение обозначенных в Послании главы государства приоритетов проблематично без соблюдения Конституции, без создания более эффективного механизма правовой охраны Конституции. Такая необходимость объективно обусловлена задачами построения в Казахстане демократического, правового и социального государства, где высшими ценностями является человек его права и свободы, более полной реализацией норм о правовом равенстве, политическом и экономическом плюрализме.
Действующая модель конституционного контроля, из-за ограниченности полномочий и субъектов обращения, не позволяет в полной мере обеспечить верховенство Конституции и защитить права казахстанских граждан.
Практика показывает, что вне конституционного контроля остаются решения судов республики, акты прокурорского реагирования, деятельность политических партий и общественных объединений, акты местных органов власти и многое другое. К недостаткам действующей модели можно отнести и отсутствие у граждан самостоятельного права обращаться в Конституционный Совет. Как показывает опыт современных государств, права и свободы граждан имеют реальные гарантии защиты, лишь тогда, когда гражданин вправе защищать нарушенные права и свободы непосредственно в органе конституционного контроля.
Обозначенные недостатки позволяют сделать вывод о том, что казахстанская модель правовой охраны Конституции нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В этом плане более востребованной и практичной, отвечающей современным реалиям, выглядит деятельность конституционных судов, которые по своим функциям и назначению способны проникать во все сферы общественной жизни. Сегодня эта модель функционирует в таких странах как Австрия, Германия, Италия, Венгрия, Россия, Португалия, Испания, Турция и др. Активная деятельность конституционных судов корректирует поведение всех органов власти - Президента, Парламента, Правительства, судов, прокуратуры и иных властных структур.
Помимо толкования, конституционные суды вправе устанавливать конституционность правоприменительной практики, что, несомненно, повышает их правозащитный потенциал. Практика показывает, что именно в этой сфере и происходит наиболее частое нарушение Конституции. Своими решениями конституционные суды способны затрагивать и будоражить самые глубинные проблемы современного противоречивого общества.
На наш взгляд, учреждение Конституционного Суда Республики Казахстан в механизме государственной власти будет гарантировать принцип разделения власти, преемственность и необратимость конституционного процесса и ответственность публичных органов власти перед обществом и народом, позволит гражданам, политическим партиям и общественным объединениям непосредственно защищать свои нарушенные права.
Кроме того, учреждение Конституционного Суда повысит эффективность в обеспечении нормативности Конституции, защите основ конституционного строя, прав и свобод личности, будет способствовать утверждению подлинного, а не мнимого конституционализма.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Казахстан 1995 г.
2. Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г.