Некоторые вопросы модернизации национальной правовой системы
Общая тема исследования «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?» , предложенная организаторами конкурса является весьма актуальной и позволяет привлечь в виртуальном формате широкий круг общественности для обсуждения злободневных и животрепечущих вопросов, которые требуют решения на законодательном уровне.
Сама идея создания подобной виртуальной площадки на базе популярного интернет-портала является новшеством и может стать эффективным инструментом в совершенствовании законодательства нашего государства, поскольку имеется доступ в нормотворческий процесс от простых, неравнодушных граждан до практиков и профессионалов.
Немаловажным стимулом для вовлечения граждан в этот процесс подобно этому конкурсу является денежное вознаграждение. Как сказал, известный изобретатель Генри Форд: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».
Вместе с тем, существующая законодательная база не в полной мере регламентирует механизм участия граждан в нормотворческой жизни государства, в результате которого наблюдается их слабая активность и отсутствие полноценного общественного мнения по разрабатываемым нормативным правовым актам.
Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» предусмотрено лишь право граждан в носить предложения по разработке законопроектов и иных нормативных правовых актов, при этом уполномоченные органы могут признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными, а разработка проектов на договорной основе, в том числе по конкурс у принадлежит только Национальной палате предпринимателей, нескольким научным учреждениям или ученым ( статьи 13, 14 Закона).
Механизм публичного обсуждения проектов, предусмотренный Законом Республики Казахстан «О государственных услугах» также недостаточно проработан и ограничивается сферой оказания государственных услуг и кругом лиц, участвующих в обсуждении.
В связи с чем, на практике указанные нормы не находят широкого применения среди населения и фактически носят декларативный характер. Инициативные предложения граждан по внесению каких-либо изменений в действующее законодательство, поступающие в адрес государственных органов зачастую не принимаются во внимание и не учитываются при разработке нормативных правовых актов.
Примером того, что отдельные предложения граждан все-таки заслуживают внимания и имеют законодательную перспективу могут служить работы участников данного конкурса.
Как отметил Глава государства в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: «Нам нужно преодолеть правово й нигилизм и включить общество в дело охраны общественного порядка.». Правительству поручено принять системные меры поповышению конкурентоспособности нашейправовой системыво всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права.
В этой связи, в целях дальнейшей реализации перспективных и действенных предложений граждан в нормотворческой деятельности уполномоченных органов, предлагается на законодательном уровне регламентировать соответствующие положения.
Так, пункты 2, 3, 4 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» (далее – Закон) предлагается изложить в следующей редакции:
« Статья 13. Разработчики проектов нормативных правовых актов
2. Предложения о разработке законопроектов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, могут вноситься на рассмотрение Президента Республики Казахстан его Администрацией, Правительством, центральными и местными государственными органами, органами местного самоуправления, а также организациями и гражданами, в том числе по результатам конкурса, проведенного в установленном порядке посредством интернет-портала.
3. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе, по поручениям вышестоящих государственных органов или по результатам конкурса, проведенного в установленном порядке посредством интернет-портала , если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
4. Иные государственные органы, организации и граждане вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов, в том числе посредством участия в конкурсе, проводимого на интернет-портале в установленном порядке или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными. Предложения граждан, определенных победителями по результатам конкурса обязательно учитываются при разработке уполномоченными органами проектов нормативных правовых актов.».
Пункты 1, 6 статьи 14 Закона изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта
1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта нормативного правового акта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект, а также представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства по проектам, затрагивающим интересы субъектов частного предпринимательства. К участию в рабочих группах на любой стадии привлекаются граждане, определенные победителями по результатам конкурса, проведенного в установленном порядке посредством интернет-портала.
Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.
6. Уполномоченный орган, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан, может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему государственным органам и организациям или заказать его подготовку на договорной основе, специалистам, Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным или по конкурсу, проведенного в установленном порядке посредством интернет-портала иным гражданам, с использованием на эти цели выделенных бюджетных средств и грантов.».
Заголовок статьи 15 Закона изложить в следующей редакции:
«Статья 15. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, а также интересы субъектов частного предпринимательства.».
Статью 15 Закона дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. По проекту нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан в области образования, здравоохранения и социального обеспечения по решению должностного лица, который вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты, в необходимых случаях проводится опрос среди граждан посредством интернет-портала, по результатам которого дальнейшая разработка и принятие проекта может быть признана нецелесообразной.».
Совершенствование работы государственных институтов является одной из приоритетных задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года « Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» и как отметил наш Президент « При движении в число 30 развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правов ой культуры. Нужны обновленные инструменты взаимодействия государства с неправительственным сектором и бизнесом.».
Таким образом, на мой взгляд вышеуказанные поправки обеспечат:
1) реальное взаимодействие граждан с государством путем их активного участия в нормотворческом процессе;
2) повышение правовой культуры населения;
3) возможность реального прогнозирования экономических и социальных последствий действия разрабатываемого нормативного правового акта;
4) экономию бюджетных средств, выделяемых ежегодно государственным органам на разработку нормативных правовых актов, часть из которых можно будет сосредоточить лишь на затраты, связанные с проведением конкурса.
Кроме того, в целях обеспечения прямого действия законодательных актов, во избежание переизбытка законодательства в результате увеличения отсылочных норм и разного рода интерпретации норм государственными органами, а также многочисленных коллизии между нормативными правовыми актами одного либо разных уровней, предлагается следующее.
Подпункт 3) статьи 1 Закона изложить в следующей редакции:
«3) подзаконные акты – иные не являющиеся законодательными нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных актов, а также детализирующие их применение в какой-либо сфере общественных отношений.».
Закон дополнить статьей 3-2 следующего содержания:
«Статья 3-2. Общественные отношения, регулируемые законами Республики Казахстан
Законы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования важнейших общественных отношений и установления основополагающих принципов и норм, касающихся:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности и иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального устройства Республики;
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
Все иные отношения регулируются подзаконными актами, которые не должны содержать отсылочных норм.».
В целом, данные поправки будут являться одним из критериев для повышения индекса страны в глобальном рейтинге конкурентоспособности.