Кодификация - обеспечение стабильности и доступности законодательства
(Работа в качестве творческого исследования, по общей теме: «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?»)
Кодификация – это способ систематизации законодательства. В отличие от инкорпорации при кодификации не ограничиваются лишь внешней обработкой имеющегося материала, но пересматриваются все имеющиеся в соответствующих отраслях права нормы, отменяются устаревшие, вырабатываются новые нормы, восполняется пробел в законодательстве, устраняют расхождения и противоречия между отдельными нормами.
Разработка и принятие нормативных правовых актов в виде Кодексов осуществляется высококвалифицированными специалистами в соответствующей отрасли права на основании длительной предварительной научной работы по обобщению теории и практики регулирования правоотношений данной отрасли, что обеспечивает соблюдение прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц.
В данной связи трудной переоценить роль Кодексов в обеспечении стабильности и доступности законодательства.
Таким образом, принятие такого нормативного правового акта, как Кодекс, в первую очередь служит систематизации и консолидации законодательства. Характерным примером такой роли Кодекса в обеспечении стабильности и доступности законодательства Казахстан являются Уголовный кодекс , Уголовно-процессуальный кодекс , Гражданский процессуальный кодекс .
Так ст.1 Уголовного кодекса РК гласит: «Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс». Аналогичные нормы содержатся в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах.
Вместе с тем, остальные Кодексы в данном отношении не так категоричны.
Так согласно ст.6 Земельного кодекса РК «Земельное законодательство в Республике Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Казахстан». Таким образом, земельное законодательство состоит не только из Земельного кодекса, но и других нормативных актов, исчерпывающего перечня которых нет.
В результате возникает ситуация, когда земельные правоотношения могут регулироваться подзаконными актами, таким образом, теряется практический смысл кодификации законодательства данной отрасли.
Примером такой ситуации может служить следующее.
Согласно п.42-1 Правил застройки территории города Астаны от 03.03.2011 г. № 432/58-IV, земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, подлежат использованию только для целей, связанных с индивидуальным жилищным строительством».
Данная норма прямо противоречит ст.42 Земельного кодекса РК, которая устанавливает, что собственники земельных участков или землепользователи осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению.
В связи с этим, в городе Астана местные исполнительные органы отказывают в изменении целевого назначения земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, что тем самым ограничивает право собственности законных собственников земли.
Возникновение данной ситуации, на мой взгляд, обусловлено именно тем, что Земельный кодекс четко не определяет перечень нормативных актов, входящих в состав земельного законодательства. Поэтому каждый уполномоченный орган, а также местные исполнительные и представительные органы самостоятельно трактуют свои полномочия и принимают подзаконные нормативные правовые акты, которые не всегда согласуются с законами и кодексами.
Таким образом, многие Кодексы ( Земельный , Экологический , Трудовой и т.д.) не выполняют должным образом роль кодификации законодательства.
В данной связи наиболее оптимальной является формулировка отраслевого законодательства, приведённая в ст.2 Налогового кодекса РК: «Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом .».
Показательным фактом в данной связи является наличие неопределенной ситуации с надлежащим учетом законодательных актов, принимаемых в Республике Казахстан. Так для получения простой информации о количестве законов, которые были приняты в Казахстане за период независимости, можно сравнить данные из двух справочных систем: ИС «ПАРАГРАФ» и ИПС «Әділет».
Далее в таблице приведены результаты запроса о количестве законов (в том числе Конституционных законов, Указов Президента, имеющих силу закона, Кодексов), принятых в Республике Казахстан за период с 16.12.1991 г. по 01.04.2014 г. (в том числе самостоятельных законов, законов вносящих изменения в другие законы, действующие, утратившие силу, не введенные в действие).
16.12.1991 -01.04.2014 |
ИПС «Әділет» |
ИС «ПАРАГРАФ» |
Законы РК (ЗРК, КРК, КЗРК) |
2 305 |
2 484 |
Кодексы РК (КРК) |
25 (17) |
25 (17) |
Конституционные законы РК (КЗРК) |
46 |
54 |
Ссылка на результаты запроса в ИС Параграф.
Ссылка на результаты запрос в ИПС «Әділет».
Как видно из таблицы, данные отличаются на достаточно большое количество, как по законам, так и по Конституционным законам, не говоря уже о Постановлениях Правительства и других нормативных актах. Идентичные данные только по Кодексам.
Для получения официальной информации был отправлен запрос на блог Министерства юстиции РК ( https://blogs.e.gov.kz/ru/blogs/imashev_b/questions/267645 ), на который в настоящее время ожидается ответ.
Наличие данной неопределённой ситуации также подтверждает необходимость кодификации законодательства и надлежащего учета принимаемых нормативных правовых актов.
Выводы:
Что бы я поменял в законодательстве Казахстана? – При принятии Кодексов необходимо четко определять перечень нормативных актов, составляющих соответствующее отраслевое законодательство. В частности во всех Кодексах необходимо отказаться от расплывчатых формулировок, которые не дают четкого понимания отраслевого законодательства.
Для этого считаю необходимым либо использовать формулировку аналогичную ст.1 Уголовного кодекса, либо аналогичную ст.2 Налогового кодекса.
Почему? И что это даст стране? – Чем больше кодифицировано законодательство, тем понятнее правила и нормы поведения, а соответственно устраняются условия и обстоятельства, способствующие проявлениям коррупции, что способствует построению правового государства, развитию экономики и повышению уровня жизни населения.
Скаков А.А., юрист
Астана, 2014 год.
Ссылки на источники:
1. Советский юридический словарь. Под. ред. С. Братусь, Н. Казанцев 1953 г.;
2. Уголовный кодекс РК;
3. Земельный кодекс РК;
4. Налоговый кодекс РК.