Улучшение реализации государственных программ как решение проблем самозанятости
В Казахстане по итогам выборочного обследования занятости населения в 4 квартале 2013 года численность самостоятельно занятых составила 2596,0 тыс. человек (30,3% от общего числа занятых), в том числе работодателей - 160,7 тыс. человек, самостоятельных работников - 2388,3 тыс. человек, помогающих работников семейных предприятий - 32,2 тыс. человек, членов кооперативов - 14,8 тыс. человек[1].
Термин самозанятость означает владение собственным бизнесом и работа только на себя. Другое определение самозанятости заключается в самостоятельном обеспечении своих жизненных потребностей, работая независимо от работодателя.
Соответственно, самозанятых можно разделить на две группы лиц:
· Осуществляющих виды деятельности, приносящей доход;
· Осуществляющих производство продукции для собственного потребления.
В настоящее время Агентством по статистики РК внедряется усовершенствованная Методология по определению численности безработного и самостоятельно занятого населения, в соответствии с которой вторая группа лиц исключается из категории самозанятого населения.
Самостоятельно занятые, как предприниматели, являются целевой группой действующей государственной программы поддержки и развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020» («ДКБ 2020»).
Другой государственной программой, в целевую группу которой входит часть самостоятельно занятых, является программа «Дорожная карта занятости 2020» («ДКЗ 2020»), включающая направление - содействие развитию предпринимательства на селе (раздел 4.3. Программы[1]). Кроме того, согласно одного из соц. опросов[2], 35 процентов опрошенных самозанятых сообщили, что причиной перехода к самозанятости стали безработица и невозможность найти работу по специальности.
Таким образом, в Казахстане имеются действующие государственные программы по решению проблем самозанятости. Но если «ДКБ 2020» давно, успешно и эффективно реализуется, этого нельзя сказать о реализации «ДКЗ 2020».
В количественном отношении целевая группа программы «Дорожная карта занятости 2030» составляет от одного миллиона (если рассчитывать, исходя из количества непродуктивно занятых) до 1 млн. 300 тыс. человек (если рассчитывать, исходя из количества самозанятых в сельском хозяйстве – 51% от всех самозанятых).
Поэтому мои предложения по решению проблем самозанятости в Казахстане касаются эффективности реализации программы «Дорожная карта занятости 2020».
I. Организационные изменения.
Сам масштаб задачи предполагает создание отдельного координирующего органа государственного управления. В настоящее время вопросами занятости и социальных программ занимается Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (правопреемник Министерства труда и социальной защиты населения).
МЗСР координирует свои действия по вопросам занятости/самозанятости с Министерством образования и науки и другими государственными органами, например, путем создания Межведомственной комиссии по реализации Программы «Дорожная карта занятости 2020» при Правительстве Республики Казахстан[2]. Это связано с тем, что некоторые вопросы по проблеме самозанятости (например, профобучение) находятся на стыке различных отраслей.
Однако эта форма координации – в виде создания межведомственных комиссии на республиканском и региональном уровнях не дает четкого разграничения функций, прав и ответственности по реализации задач государственной программы занятости.
Более того, в структуре МЗСР отсутствует даже отдельное управление по вопросам занятости, не говоря уже о комитете, что связано с проведением реорганизации ряда центральных исполнительных органов в августе 2014 г. и объединением функций министерства труда и министерства здравоохранения.
С учетом масштаба и широты проблемы необходимо создание отдельного органа управления и координации, что позволит сфокусировать первоочередное внимание на проблемах занятости населения. Это организационное предложение по решению проблемы самозанятости.
II. Создание экономического интереса органов местного государственного управления и самоуправления в реализации программ занятости.
Успешные программы развития занятости/самозанятости начали внедряться в развитых странах с 1970-х годов[3].
Эффективность их внедрения на местном уровне управления и самоуправления объясняется, в том числе, наличием у них экономического интереса, в связи с мощным давлением на систему государственного социального обеспечения, которая в условиях экономического спада, вынуждена была выделять значительные средства на пособия по временной безработице.
Учитывая, что средства на пособия выделялись в основном из местных бюджетов, местные органы управления и самоуправления в этих странах были заинтересованы в снижении их размеров, путем вовлечения населения в программы развития самозанятости.
В Казахстане в силу ряда причин этот стимул для эффективной реализации программ занятости/самозанятости использовать нельзя.
В настоящее время импульс решению проблем самозанятого населения придает только политическая воля Президента.
Местные органы управления и самоуправления РК не имеютэкономического интересав реализации программы «ДКЗ 2020».
В 2004 – 2014 гг. году был осуществлен процесс передачи центром функций и полномочий, а также ответственности в решении большинства вопросов территориального развития местному уровню государственного управления (административно-бюджетная реформа)[4].
По результатам реформы местные органы управления (акиматы) и самоуправления (маслихаты) наделены значительными полномочиями. Они самостоятельно определяют потребности в обеспечении финансовыми, материальными и иными ресурсами тех или иных программ развития своих административно-территориальных единиц. Поэтому они заинтересованы в получении из Республиканского бюджета средств для реализации своих местных, локальных проектов.
Однако, в связи с отсутствием в оценке их деятельности такого критерия, как эффективность использования выделенных на развитие занятости/самозанятости населения средств, местные органы управления и самоуправления не в достаточной мере реализуют свои ресурсы и полномочия в реализации задач по проблеме занятости/самозанятости.
Поэтому необходимо включить местных органов управления и самоуправления реализацию ими программы «ДКЗ 2020», и на основании этих оценок решать вопрос о получении местными бюджетами тех или иных трансфертов из Республиканского бюджета.
III. Изменение подхода к оценке результатов государственной программы занятости.
В настоящее время в Казахстане отсутствует оценка эффективности государственной активной программы занятости. Соответственно, затруднительно оценивать эффективность управления ею операторами на республиканском и региональном уровнях.
На реализацию программы «ДКЗ 2020» из республиканского бюджета за период реализации Программы в период 2011-2013 гг. выделено порядка 200 млрд. тенге. С 2015 года планируется ежегодно предусматривать выделение от 70 до 100 млрд. тенге.
Это весьма значительные средства, однако оценка эффективности предусмотрена только в самом общем виде, что отражено в разделе 5 – «Показатели результатов реализацииПрограммы «ДКЗ 2020».
Между тем, реализация программы нуждается в экспертной, с применением имеющихся методологий, оценке, которая не только бы предоставляла чиновникам информацию по возможному проведению новых программ, но и корректировала бы текущую.
Критерии оценки показателей могли бы выражены в цифрах:
– в дополнительном производстве объемов валового регионального продукта, произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) гражданами, трудоустроенными в отчетном периоде;
– в экономии бюджетных средств, выделяемых на активные программы содействия занятости населения, от суммы привлеченных центрами занятости дополнительных средств из внебюджетных источников;
– в экономии бюджетных средств, выделяемых на выплату пособия по безработице и на материальную помощь, в результате снятия с учета каждого трудоустроенного безработного гражданина.
– в доле направляемых на профобучение безработных граждан по рабочим профессиям, дефицитным на рынке труда;
– в оценке роста цены труда рабочей силы после профессионального обучения безработного гражданина (рост величины среднемесячной зарплаты, предлагаемой гражданину, по сравнению с той, что ему предлагалась до профобучения) и т.д.
Внедрение оценки эффективности реализации государственных программ занятости в регионах позволило бы оценивать эффективность деятельности местных органов управления в этом направлении. Приведенные в качестве примера показатели стали бы индикаторами, сигнализирующими о результативности тех или иных решений местных органов управления и самоуправления по задачам занятости.
При этом для получения объективной оценки необходимо привлекать независимых экспертов.
На основании изложенного, предлагаю сфокусировать внимание на действующей государственной программе занятости населения, сосредоточить функции управления ею в одном государственном органе, разработать механизм стимулирования местных органов управления и самоуправления на выполнение задач программы занятости, и разработать и внедрить систему оценки результативности реализации программы.
[1] https://www.gfss.kz/ru/programs/detail.php?ID=42338
[2] https://www.caravan.kz/article/74705
[3] https://www.vneshmarket.ru/content/document_r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html
[4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000481#z3
[1] https://www.newregion.kz/?Action=ReadNew&N=3466