Основные изменения по вопросам налогообложения и таможенного администрирования
Основные изменения по вопросам налогообложения и таможенного администрирования
В Налоговый и таможенный кодексы внесены ряд изменений, направленные на улучшение условий для ведения предпринимательства, поднятию инвестиционной привлекательности страны, упрощение ряда налоговых процессов, также приняты ряд поправок, направленных усиление администрирования в целях улучшения условий конкурентной среды.
В связи с чем, мы подготовили несколько докладов для ознакомления. Первый доклад будет об изменениях в администрировании. Следующие докладчики более подробно остановятся на изменениях по видам налогов.
В целом же, все изменения имеют 3 цели:
Первое - упрощение бизнес-процессов и улучшение условий ведения бизнеса,
Второе - усиления администрирования и пресечение теневой экономики,
Третье - поправки уточняющего характера, они тоже важны для исключения разной трактовки.
По мнению международных экспертов, Казахстан является активным реформатором и осуществил за последние два года самое большое количество реформ среди государств мира. В результате в рейтинге Всемирного банка по 11-ти индикаторов рейтинга «DoingBusiness» Казахстан переместился с 53-го места на 41-ое место, улучшив свои позиции на 12 пунктов за один год.
Данный рейтинг проводится ежегодно среди 189 стран мира, и это важнейший индикатор благоприятности условий бизнеса в этих странах.
Казахстан опередил такие страны как Венгрия (42), Италия (45), Чили (48), Израиль (53), Турция (55), Люксембург (61). Среди стран Евразийского экономического союза позиция Казахстана лучше, чем у Белоруссии (44), России (51) и Кыргызстана (67).
В целях улучшения привлекательности страны для инвесторов, были приняты изменения в Закон РК «Об инвестициях», которая коснулась и налоговое законодательства.
Кроме того ряд изменений произошли и по специальным экономическим зонам, в нашем случае - это изменения по ПИТ.
Об этих изменениях расскажут более подробно следующие докладчики.
Я лишь добавлю, что на упрощение процедур направлено следующее изменение - делегирование департаментам по регионам функции по предоставлению отсрочки уплаты налогов.
Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды отсрочек, которые делегированы департаментам:
- под гарантию банка, с начислением пени - до 24 месяцев;
- под залог имущества налогоплательщика или третьего лица, с начислением пени - до 24 месяцев;
Данные нормы работали не в полной мере, так как отсрочка предоставлялось только по решению уполномоченного органа (КГД). С этого года такие полномочия переданы департаменты по регионам.
Многие изменения улучшат прозрачность при ведении бизнеса, что приведет к увеличению поступления и уменьшению преступных схем. К примеру одним из таких нововведений является внедрение практики ведения бизнеса и администрирования в электронном виде.
В целях повышения эффективности ведения бизнеса, уменьшения отчетов и документов на бумажных носителей, вводится электронные счета-фактуры, электронные накладные на товары, возможность проведения электронного аудита.
С 1 июля 2016 года предусмотрено внедрение электронных сопроводительных накладных на табак и табачные изделия, алкоголь и нефтепродукты при их перемещении внутри республики и импорте.
Далее с 1 января 2017 года предполагается введение электронных сопроводительных накладных на товары при импорте всех товаров и перемещении по территории республики, которая должна заменить все сопроводительные накладные.
В настоящее время сопроводительные накладные применяются в отношении алкогольной продукции (СНА) и нефтепродуктов (СНН) при их перемещении только внутри Казахстана (сопроводительные накладные на подакцизную продукцию заполняют с 1999 года на бумажном носителе, с 2011 года - в электронном виде.
Введение электронных сопроводительных накладных во-первых уменьшит время, затрагиваемое на некоторые бизнес процессы. К примеру, многие налогоплательщики жалуются на крупных налогоплательщиков, что они не вовремя предоставляют первичные документы. А у самих крупных компаниях товары теряются, так как учет товаров в полной мере не ведется ввиду больших объемов.
Во-вторых, это позволит установить государственный контроль при перемещении товаров. На сегодняшний день, такого контроля нет и это вызывает трудности при отслеживании перемещения товаров. Не секрет, что многие налогоплательщики пользуются этим пробелом. К примеру, лжепредприятия, контрабандисты и т.д. После введения таких изменений, можно будет проследить весь путь товара, от импорта или с завода до конченого покупателя. Это откроет нам новые возможности при администрировании. Оно так же улучшит положение добросовестных налогоплательщиков.
Такие же цели преследует и введение электронных счет-фактур. Оно также вводится поэтапно:
- для уполномоченных экономических операторов - с 1 января 2016 года;
- для таможенных представителей (брокеров), складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков - с 1 июля 2016 года;
- для остальных налогоплательщиков - с 1 января 2017 года.
При этом, Протоколом ЕАЭС «О реализации обязательств Казахстана по участию в ВТО», установлено, что лица, импортирующие товары, по которым предусмотрены сниженные ставки, обязаны применять электронные счет-фактуры.
Введение электронных сопроводительных накладных и электронных счетов-фактур поможет сократить бумажную документацию, улучшит администрирование и станет подспорьем при борьбе с теневой экономикой, в том числе с лжепредпринимательством.
Налоговые режимы
С 1 января 2017 года устанавливается три уровня налоговых режимов для бизнеса:
- патент (для ИП занимающиеся определенной деятельностью, в т.ч. такси, парикмахерские, аренда квартир и т.д.);
- специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса;
- общеустановленный режим.
При этом, для подготовки к введению всеобщего декларирования вводится обязательное ведение налогового учета доходов и расходов по специальным налоговым режимам для малого и среднего бизнеса и общеустановленного режима.
Кроме того, уплата и исчисление ИПН, социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений за нанятых работников для всех работников будет проходить в общем порядке. На сегодняшний день лица, применяющие упрощенный режим, исчисляют и уплачивают данные виды налогов в упрощенном порядке, раз в полгода.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых Налоговым кодексом
В целях борьбы с лжепредпринимательской деятельностью, введено требование относительно личного участия руководителя при постановке на учет по налогу на добавленную стоимость (с 1 апреля 2016 года) и изменения сведений о руководителе налогоплательщика (с 1 января 2016 года), который является плательщиком налога на добавленную стоимость.
По имеющейся практике, практически все лжепредприятия были оформлены на подставных лиц, которые не имели отношения к финансово-хозяйственной деятельности, а в некоторых случаях и к регистрации предприятия. В связи с чем, введена норма о личном участии руководителей юридических лиц при постановке на учет по НДС и смене руководителя плательщика НДС.
По администрированию налогоплательщиков
С 1 января 2016 года налоговые органы вправе производить начисление суммы авансовых платежей, подлежащих уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, в случае, если налогоплательщик в расчете по форме 101.01 занизил суммы авансовых платежей
Доначисление производится в размере положительной разницы между суммой авансовых платежей, определенной согласно Налоговому кодексу, и суммой авансовых платежей, указанной в расчете налогоплательщика.
С текущего года введена новая форма проверок - проверки по вопросам наличия товарно-транспортных накладных и соответствия с ними перевозимых товаров при импорте товаров.
Данная норма в первую очередь необходима для пресечения контрабандной и контрафактного груза, ввозимых со стран ЕАЭС, в том числе из Киргизии. На сегодняшний день многие контрабандисты с КНР, в связи с ужесточением контроля на границе, переориентировались на контрабанду китайских товаров через Киргизию.
С 1 января 2016 года вводится новая отчетность по мониторингу крупных налогоплательщиков в виде установленных форм налоговых регистров по КПН, НСП, НДС, НДПИ, о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности крупного налогоплательщика на текущий и предстоящий календарные годы.
Данная норма в первую очередь необходимо для пресечения контрабандной и контрафактного груза, ввозимых со стран ЕАЭС, в том числе с Киргизии. На сегодняшний день многие контрабандисты товаров с КНР в связи с ужесточением контроля в границе, переориентировались на контрабанду китайских товаров через Киргизию.
Изменения в таможенном кодексе, направленные на улучшение таможенного законодательства с учетом опыта налогового законодательства
В целях интеграции таможенного и налогового законодательства, приняты изменения в таможенный кодекс.
К примеру, чтобы был единый порядок, изменен подход к проверкам. Так, с текущего года, при проведении камеральной проверки, участнику ВЭД (внешне-экономической деятельности) предоставляется возможность для самостоятельного устранения нарушений. В случае не устранения нарушений, может быть назначена выездная таможенная проверка.
Ранее результаты камеральной проверки были обязательны к исполнению и были аналогичны результатам проверок. Теперь результаты камеральной проверки носят уведомительный характер.
Изменен и конкретизирован порядок исполнения уведомлений о результатах проверок, обжалования результатов проверки.
Так, увеличен срок исполнения уведомления об устранении нарушений с 10 рабочих дней до 30 рабочих дней. Кроме того, подача жалобы в вышестоящий орган или в суд полностью приостанавливала действия уведомления, тогда как после изменений, приостанавливается только в части обжалуемых вопросов.
Также использован положительный опыт налоговой службы при взыскании задолженности и внесены изменения по способам взыскания. Так, произведены следующие изменения:
- внедрено приостановления расходных операций по кассе в качестве одного из способов взыскания;
- для взыскания с дебиторов внедрена возможность проведения проверки дебиторской задолженности.