Сенат принял в первом чтении законопроект «О занятости населения»
Сенат принял в первом чтении законопроект «О занятости населения»
Сегодня на пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты палаты приняли в первом чтении проект Закона РК «О занятости населения».
Данный законопроект разработан в рамках Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства и направлен на формирование гибкого рынка труда, обеспечивающего возможность долгосрочной реструктуризации и повышения эффективности экономики. При его подготовке учтены основополагающие принципы Международной организации труда, а также изучен опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития и Содружество независимых государств.
Проектом Закона предусматривается:
1. Переход на международные стандарты измерения показателей рынка труда, который даст возможность:
- привести наши статистические данные в соответствие с международными стандартами;
- уточнить число самозанятых граждан, при необходимости оказать им содействие для формализации своей деятельности;
- уточнить число лиц, занимающихся производством для собственного потребления и оказать им адресную господдержку в зависимости от заявленного ими статуса.
2. Изменение процедуры присвоения статуса безработного с усилением его ответственности. Физическому лицу, обратившемуся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, в начале присваивается статус лица, ищущего работу. 10 дней лицу, ищущему работу, будет оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям. Если в течение этого времени подходящая работа не найдена, лицу присваивается статус безработного, соискатель направляется на участие в активных мерах содействия занятости, и участнику системы социального страхования назначается соцвыплаты по случаю потери работы.
Центром занятости населения будет разрабатываться для безработного индивидуальная карта трудоустройства, использование которой распространено во многих европейских странах и странах-членах ОЭСР.
3. Увеличение сроков социальных выплат на случай потери работы с 4-х до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротстве или прекращении деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии новым Трудовым Кодексом.
Дополнительно к этим мерам как для лиц, за которых перечислялись отчисления в Государственный фонд социального страхования, так и для лиц, у которых отсутствуют отчисления предусматривается: предоставление бесплатной консультации и профессиональной ориентации; направление на обучение с полным возмещением затрат на образовательные услуги, выплаты стипендии и материальной помощи, включающей компенсацию расходов за проживание и проезд; направление на молодежную практику сроком до 6 месяцев с полным субсидированием оплаты труда за счет средств бюджета; трудоустройство на социальные рабочие места с субсидированием до 1 года заработной платы до 35% от размера оплаты труда, установленного работодателем (но не ниже минимальной зарплаты); оказание адресной социальной помощи, в случае если доход лица или на каждого члена семьи не превышает установленную величину черты бедности; перечисление взносов в систему обязательного социального медицинского страхования за счет государства.
Для получения представленных видов социальной поддержки между безработными и центрами занятости будет заключаться социальный контракт, где государство берет на себя обязательство представлять социальную поддержку и направлять на участие в программах содействия занятости, а безработный - получать профессию, участвовать в молодежной практике, работать на социальных рабочих местах и т.д.
Адресная социальная помощь будет выплачиваться только при участии в активных мерах содействия занятости.
4. Определение для каждого вида активных мер содействия занятости приоритетной категории лиц. При этом законопроект предусматривает оказание отдельных видов активных мер студентам и учащимся старших классов во время летних каникул, а также наемным работникам во время простоя предприятия по причинам банкротства или прекращения деятельности предприятия, сокращения численности или штатов, увольнения по экономическим основаниям.
5. Выравнивание региональных диспропорций на рынке труда. Предусмотрена новая мера, активизирующая добровольное переселение для трудоустройства лиц из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом с учетом потребности работодателя, а также в регионы, определяемые Правительством РК в рамках региональной квоты приема переселенцев в соответствии с Законом РК «О миграции населения».
6. Для исключения дублирования функций центров занятости населения и отделов занятости и социальных программ все полномочия по направлению граждан на активные меры содействия занятости, в том числе на общественные работы, передаются центрам занятости населения. Их деятельность будет построена по принципу «одного окна» по аналогии с ЦОНами и направлена на проведение активного взаимодействия с работодателями, частными агентствами занятости.
Законопроектом также регламентировано участие работодателей в реализации государственной политики занятости и профсоюзов в разработке нормативно-правовых актов по вопросам занятости населения.
Принятие проекта Закона не повлечет за собой отрицательных социально-экономических последствий и финансовых затрат из государственного бюджета.