Надзор за применением законодательства о несовершеннолетних (Адиль Оспанов, начальник Управления прокуратуры г. Астаны)
Надзор за применением законодательства о несовершеннолетних
Адиль Оспанов,
начальник Управления прокуратуры г. Астаны
Надзор за применением законодательства о несовершеннолетних является одним из основных направлений прокурорской деятельности.
Органы прокуратуры наряду с уполномоченными органами призваны обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие ребенка в соответствии с нормами Конституции и международными обязательствами.
При осуществлении надзора особое внимание уделено охране здоровья детей, получению ими образования, а также жилищным, имущественным и трудовым правам несовершеннолетних. Бесспорным подспорьем в указанной работе, а также в вопросах защиты детей от преступных посягательств и насилия, в том числе в семье, являются функционирующие в столичной прокуратуре 68 мобильных групп по пресечению и предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
За 2015 год прокуратурой г. Астаны проведено 117 проверок, выявлено более 2,5 тыс. нарушений законности, защищены конституционные права порядка 4,5 тыс. детей, по актам надзора привлечены к различным видам ответственности 416 виновных лиц (к дисциплинарной - 228, административной - 184 и материальной - четверо), возмещено в доход государства 25,3 млн тенге.
Результаты проверки в 50 частных дошкольных организациях были рассмотрены на коллегии прокуратуры г. Астаны с рекомендацией по устранению нарушений в сфере образования, санитарного благополучия и противопожарной безопасности. Проверка показала, что 68 процентов частных садов при предоставлении образования нарушают требования государственных общеобязательных стандартов, нарушая права детей, гарантированные ст. 30 Конституции.
Наряду с этим установлены нарушения технологии приготовления блюд, несоблюдение норм питания, требований к оборудованию объектов воспитания, несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей, хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности и др.
По актам надзора администрациями частных дошкольных учреждений приняты меры к устранению выявленных нарушений.
При проверке использования бюджетных средств выявлены факты завышения объема государственного образовательного заказа в деятельности 37 частных дошкольных организаций на общую сумму 26 331,4 тыс. тенге, из которых по актам реагирования в бюджет возмещено 24 631,3 тыс. тенге.
В течение десяти лет действует Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», регулирующий правовые основы деятельности каждого уполномоченного органа, задействованного в указанной сфере. К ним относятся подразделения ювенальной полиции органов внутренних дел. Основной задачей участковых инспекторов ПДН является профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних, а также формирование их законопослушного поведения. Вместе с тем в деятельности полиции имеют место недостатки при реализации полномочий по профилактическому контролю и применению мер индивидуальной профилактики. К примеру, в УВД района Сарыарка г. Астаны установлен факт составления на протяжении восьми месяцев рапортов о проведении профилактических мероприятий с подучетной И., проживающей в доме по пр. Богенбай батыра, тогда как фактически по указанному адресу расположен Центр обслуживания населения. Изучением сообщений о противоправных действиях в отношении детей, поступивших в УВД Алматинского района г. Астаны, установлено, что указанные обращения передаются участковым инспекторам, так как правонарушители не являются несовершеннолетними. Последние, в свою очередь, просто списывают эти заявления в наряд без принятия соответствующего процессуального решения.
По актам прокуроров виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем в рамках работы по защите прав несовершеннолетних прокуратурой города выявлено шесть неблагополучных семей, не состоящих на учете в уполномоченных органах, в которых воспитываются 11 детей, из которых двое, несмотря на достижение ими школьного возраста, не были охвачены образовательным процессом. Изучение вопроса достаточности штатов школьных инспекторов г. Астаны показало, что на 88 средних и 34 средне-специальных учебных заведений приходится 79 школьных инспекторов, из которых фактически работают лишь 56 (18 в отпуске по уходу за ребенком). В результате за отдельными школьными инспекторами одновременно закрепляется до трех учебных заведений.
Эти и другие проблемные вопросы поставлены для разрешения перед руководством ДВД и акимата г. Астаны.