Б.Султанов: флагманы нашей экономики сильно привязаны к ценам и спросу на мировых рынках
Б.Султанов: флагманы нашей экономики сильно привязаны к ценам и спросу на мировых рынках
Для выхода из экономического кризиса нет другого пути, кроме структурных реформ. Об этом сегодня в рамках экономического форума в Астане заявил министр финансов Казахстана Бахыт Султанов, передает корреспондент Zakon.kz.
«Можно долго-долго спорить о каких-то тактических мерах, фундаментальных, фискальных мерах, но другого выбора у нас, как структурные реформы, нет. Мы сегодня увидим и на другой площадке - это совет по экономической политике при президенте Российской Федерации Путине, я думаю, мы будем тоже с интересом наблюдать, как раз столкновение двух этих направлений. И есть там также третье мнение, что России сегодня тоже требуются структурные реформы. То есть все мы в регионе понимаем, что без этого у нас другого шанса пережить следующие кризисы нет».
Министр в общих чертах рассказал присутствующим на сессии под названием «Глобальный и региональный экономический контекст: конец супер цикла сырьевых цен?» о том, как Казахстан оказался в условиях кризиса.
«Мы действительно оказались в сложной ситуации, когда наша доходная часть, флагманы нашей экономики очень сильно привязаны к ценам и спросу на мировых рынках. И, к сожалению, отсутствие в предыдущие годы действенных мер по диверсификации экономики - этому способствовало в том числе и высокие цены, как наш премьер-министр вчера на встрече с МВФ назвал это «нирвана тайм», это тоже повлияло на то, что мы не смогли принять действенных мер. И нас есть всего два крупных центра притяжения для бизнеса и для предпринимательской активности в экономике: с одной стороны - это бюджет, с другой стороны - нефтегазовый и горнорудный сектор, который в случае падения цен автоматически проседает, проседает автоматически доходы бюджета и проседает, естественно, вся экономика. Мы столкнулись с этой проблемой. Одновременно у нас с предыдущего кризиса пришли проблемы в финансовом секторе. Высокий уровень долларизации, низкий уровень доверия к финансовой системе и соответственно у нас одновременно происходит не смягчение монетарной политики, а наоборот - ужесточение. И одновременно мы пришли к необходимости сокращения фискальных возможностей. И соответственно единственным подспорьем или возможностью здесь оказались наши резервы. То есть в те тучные годы нам удалось в условиях высоких цен накопить свои резервы до 70 млрд долларов в нашем национальном нефтяном фонде. И мы дважды использовали. В первый раз мы это использовали в кризисе 2008-2009 годов, когда нам пришлось экстренно спасать нами же раздутые сектора - это финансовый и строительный сектора, которые надули пузыри, взаимно помогая друг другу. И этом уже более структурном кризисе нам пришлось еще раз использовать резервы. И если мы в 2009 году плавно приземлились до 1% роста экономики, то в этом году мы тоже в первом квартале уже видим существенное, некоторое снижение показателя».
Однако, по словам Султанова, Казахстан спасли своевременно принятые активные антикризисные меры.
«Мы включили программу «Нурлы жол» - эта новая инфраструктурная программа, которая плавно вписывается и в такие программы наших соседей, как экономический пояс Шелкового пути. Она решает две задачи: сегодня мы также обеспечиваем не снижение рабочих мест, поддержку развития экономики и соответственно это условие для следующего этапа развития. И здесь свойством казахстанских антикризисных программ является то, что мы одновременно и тактические задачи решаем по смягчению влияния кризисных явлений и одновременно решаем стратегические задачи по следующему росту. Поэтому неслучайно в 2009 году мы запустили программу индустриализации, а в прошлом году главой государства была инициирована программа глубоких институциональных реформ, которой мы стараемся воспользоваться, вот таким периодом низких цен воспользоваться и обеспечить все-таки структурные реформы, которые в будущем создадут условия для диверсификации экономики».
Татьяна Ковалева