Развитие института частного судебного исполнения
Развитие института частного судебного исполнения
5-го мая 2015 года в г. Астана на расширенном заседании Правительства Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил перед страной задачу проведения 5 реформ. В рамках озвученных реформ был разработан План Нации-100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ.
Одной из основных реформ является «Обеспечение верховенства закона». Данная реформа включает в себя дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей и поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей.
С целью реализации 27- шага «Плана нации-100 шагов», согласно Закону Республики Казахстан от 29.10.2015 года № 376-V внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которые введены в действие с 01.01.2016 года.
Во вступившем в силу законодательстве отражены нормы, соответствующие передовой международной практике, а также учтены недостатки утратившего силу законодательства.
Вышеуказанными изменениями и дополнениями полномочия частных и государственных судебных исполнителей разделены следующим образом:
Так, согласно ст. 138 «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» частными судебными исполнителями к исполнению принимаются все исполнительные документы в отношении физических и юридических лиц, за исключением исполнительных документов в которых затронуты интересы государства. Вместе с этим, согласно ст.174 действующего Законодательства государственные судебные исполнители обязаны окончить исполнительные производства находящееся на их исполнении.
Наряду с этим, согласно изменениям и дополнениям в законодательстве, введено понятие социально значимой категории дел, к которой отнесены исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, пенсий, пособий, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Таким образом, согласно дополнению ст. 103-1 Закона, частные судебные исполнители будут оказывать физическим лицам бесплатную гарантированную государством юридическую помощь при исполнении вышеуказанной категории дел.
Вместе с тем, как показала практика применения мер по обеспечению исполнительного документа (постановления о наложении административного взыскания) судебными исполнителями в порядке ст. 33 Закона принимались меры по временному ограничению на выезд должника за пределы Республики Казахстан по исполнительным документом о взыскании административных штрафов в доходов государства сумма, которых являлась не значительной, к примеру до 30 000 тенге.
В некоторых случаях, лица не были уведомлены органами административной полиции о наличии у них административных штрафов, а так же о передаче административного материала на принудительное исполнение.
Тем самым, лицам о наличии штрафа по административному правонарушению становилось известно лишь при попытке пересечения границы, в частности в аэропорту. В основном в отпускной период. В связи с этим, люди теряли билеты, деньги. Данные обстоятельства создавали социальное напряжение среди населения. Эти проблемы были учтены при разработке изменений и дополнений в Закон « об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Согласно которой п.1 ст. 33 Закона предусматривает, что судебный исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должников из Республики Казахстан, при неисполнении требований на сумму более двадцати месячных показателей (42420тг), содержащихся в исполнительном документе, а так же при неисполнении более трех месяцев исполнительных документов о взыскании периодических платежей.
Кроме того, уполномоченным органом разработан Информационный Сервис- Реестр должников по исполнительному производству. Ведение реестра осуществляется в соответствие со статьей 36 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». На сайте. www.adilet.gov.kz, каждый гражданин Республики Казахстан вправе проверить в отношении себя наличие исполнительного производства.
Внесенные изменения и дополнения, направленные на совершенствование и оптимизацию исполнительного производства позволят значительно снизить нагрузку на государственный аппарат и будут способствовать дальнейшему развитию саморегулирования института частного исполнения.
Базарбаев Канат Бахытович
Заместитель руководителя Департамента юстиции города Алматы