Департамент сводного анализа НПП РК «Атамекен» подготовил информацию о состоянии ВВП Казахстана
Экономика: что является драйвером роста?
Департамент сводного анализа НПП РК «Атамекен» подготовил информацию о состоянии ВВП Казахстана
Снижение стоимости сырья в нефтяной индустрии привело к сокращению темпов роста ВВП во многих странах-экспортеров нефти. В России даже имела место рецессия - на протяжении всего 2015 г. Между тем экономика Казахстана по итогам 2015 г. оказалась в плюсе, прирост ВВП составил 1,2%.
А был ли рост?
Анализ ВВП Казахстана со стороны производства показал, что, несмотря на общее сокращение темпов роста экономики, услуги, начиная с посткризисного периода (2008-2009 гг.) продолжали оставаться основным источником роста экономики, доля в приросте ВВП которых увеличилась с 63% в 2011г. до 91% в 2015г. (таблица 1). Сокращение темпов производства товаров, главным образом, связано с неустойчивым (в том числе - отрицательным) ростом промышленности.
Таблица 1. Динамика ВВП методом производства
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
* предварительные данные
Наибольший вклад в прирост ВВП в секторе услуг по итогам 2015г., занимают торговля и транспорт.
В 2010-2014 гг. торговля занимала лидирующие позиции по вкладу в прирост ВВП Казахстана, более того, с 2014 г. обошла горнодобывающую промышленность по доле валовой добавленной стоимости в ВВП. Несмотря на значительное замедление темпов роста в 2015г., 17% прироста ВВП было обеспечено сектором торговли, прирост которой составил 1,2%. При этом реальная зарплата сократилась на 2,4%, производство товаров выросло всего на 0,1%, импорт товаров сократился на 23%. Таким образом, может ли рост оборотов в торговле значительно опережать производство и импорт товаров, а также рост покупательской способности?
Если драйвером роста все посткризисные годы (2008-2009гг.) являлась торговля, то в 2015г. основным источником, поддержавшим рост ВВП, стал транспорт (40% прироста ВВП). За последние 5 лет ВДС транспорта в Казахстане показывает высокие индексы реального роста, в среднем выше 7%.
По итогам 2015 г. реальный рост транспорта составил 6 %, между тем основной индикатор показателя транспорта - грузооборот сократился на 1,5%. Согласно Методике КС МНЭ, при расчете сводного индекса реального роста транспорта взвешиваются индексы грузовых и пассажирских перевозок по доле доходов от перевозок грузов и пассажиров базисного периода. При этом доля доходов грузовых перевозок составляет более 80% в общем объеме доходов транспорта. Применив данные расчеты, взвешенный индекс транспорта получился на уровне 100,2%. Следовательно, разница между расчетным индексом транспорта и официально опубликованным составила 5,8%. Неясно, чем вызвана такая разница в 2015г., если при расчете сводного индекса транспорта использовался один метод. Стоит отметить, что использование индекса транспорта на уровне 100,2% сократило бы прирост ВВП на 0,4 п.п.
Анализ структуры прироста ВВП методом конечного использования в динамике позволил выделить две тенденции (таблица 2).
Первое - второй год подряд сокращается внутренний спрос, более того, впервые за последние 13 лет темпы роста конечного потребления замедлились до 1,4%.
Второе - начавшееся со второго полугодия 2012г. сокращение темпов роста казахстанского экспорта выразилось в значительном росте отрицательного вклада чистого экспорта в прирост ВВП.
Основными же источниками, поддерживающие рост ВВП в течение последних двух лет, выступают инвестиции и запасы (валовое накопление).
Таблица 2. Динамика ВВП методом конечного использования
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
* предварительные данные
По итогам 2015 г., относительно предыдущего года темп роста ВВП составил 1,2%, в том числе за счет роста внутреннего спроса на 2,1% и снижения внешнего спроса на 96,4%.
Самые высокие темпы роста в 2015г. были отмечены у запасов (13,4%), и, как это ни парадоксально, у элемента статистического расхождения (7,5%).
Статистическое расхождение между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом - это специфический показатель, используемый в системе нацсчетов (СНС) для общей оценки качества расчетов. В международной практике принято считать допустимым уровнем погрешности статистическое расхождение, составляющее до 5% ВВП. В странах с развитой статистической службой подобные отклонения незначительны и на уровне ВВП, как правило, не превышают 1-2% или вовсе отсутствуют (Германия, США, Великобритания). В 2015 г. доля статистического расхождения в ВВП составляет 6%, что превышает критический уровень погрешности на 1%.
Основной причиной высокого уровня статрасхождения КС МНЭ называют ненаблюдаемую экономику, так как, в отличие от ВВП, методом производства, при расчетах методом конечного использования не производят досчеты на ненаблюдаемую экономику.
Высокий рост запасов последних нескольких лет в одном случае может быть оценен как свидетельство расширения деятельности, а в другом - как следствие снижения деловой активности, так как запасы наряду с сырьем и незавершенным производством включают в себя произведенные, но не реализованные товары. Однако и этот рост вызывает сомнение. Так, согласно методике КС МНЭ, для учета изменения запасов используют данные из отчета финансово-хозяйственной деятельности крупных, средних и малых предприятий. Согласно этим отчетам, запасы в 2015г. сократились в 7 раз, что никоим образом не оправдывает их прирост в ВВП на 13,4%.
Таким образом, с учетом объективной оценки по запасам материально-оборотных средств и без учета статистического расхождения рост ВВП был бы ниже 100%.