В МСХ считают существующие инструменты регулирования цен не эффективными
В МСХ считают существующие инструменты регулирования цен не эффективными
Анализ состояния обеспеченности внутреннего рынка ценой продовольственных товаров за 2015 год составляет 80% по расчетному методу. При этом, обеспеченность по таким группам товаров как рис, баранина, яйца куриные, мука пшеничная, хлеб составляет более 100%. Об этом сегодня в ходе заседания правительства заявил первый вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан Канат Айтуганов, передает корреспондент Zakon.kz.
«По отдельным товарам доля отечественного производства на внутреннем рынке все еще остается на низком уровне, - добавил он. - Такие продовольственные товары, как яблоки, мясо птицы, колбасные изделия, , сыры и творог, растительное масло, сахар и рыба».
По его словам, показатели по обеспеченности страны продовольствием являются главным критерием для формирования направления господдержки субъектам агропромышленного комплекса. Так, в результате господдержки производство яблок увеличилось со 129 тыс. тонн в 2012 году до 147,5 тыс. тонн в 2016 году или на 13,7%, масла сливочного на 23%, сыра и творога на 63%.
Более того, министерством разработан план мероприятий по реализации мер по обеспечению эффективной занятости сельского населения и использования потенциала для увеличения объемов производства продукции АПК и решения вопросов продовольственной безопасности. Разработаны программы кредитования создания сети пунктов по приему молока и семейных откормочных площадок, а также условий финансирования создания и развития сельхозкооперативов. Все это, по его мнению, позволит повысить уровень продовольственной независимости страны.
«Увеличивая объемы производства мы сталкиваемся с проблемой сбыта, а именно недоступностью торговых мест для производителей и многочисленных посредников и их неконтролируемых наценок, - отметил Айтуганов. - По оценке комитета по статистике в августе цены производителей на макаронные изделия составляли 132 тенге за килограмм, а в рознице 293 тенге или 120,1%, сметана 538 и 844 тенге соответственно. Торговые посредники, добавляя нерегулируемую маржу получают сверхприбыль от торговой деятельности».
«Сегодня мы имеем два инструмента для регулирования цен, - добавил он. - Это механизм установления пороговых и предельных цен и формирование стабфондов. Первый механизм является неэффективным и не работающим на практике. Считаем необходимым министерству по нацэкономике его пересмотреть. По второму механизму, то его потенциал неэффективно используется регионами. Показательна статистика по объемам закупки товаров стабфондами за прошлый год. Мы взяли период с августа 2015 года по август 2016 года. Основная доля закупленных объемов приходится на , , жамбылскую и . В остальных регионах работа со стабфондами ведется неактивно. Такие области как акмолинская, и Астана занимают долю 1% в общем объеме закупки» - прокомментировал работу регионов первый вице-министр сельского хозяйства.
По его мнению, местные исполнительные органы недостаточно эффективно используют потенциал возможности для принятия комплекса мер по обеспечению населения продовольственным товаром по доступным ценам.
«По нашему мнению, на сегодняшний день имеются все условия для организации успешного эффективной системы товародвижения до конечного потребителя. Здесь рассматривается концепция создания централизованной производственно-розничной компании на принципах ГЧП с долей СПК в уставном капитале не более 49%, что обоснованно объективными причинами. В данном случае СПК имея более 100% доли уходит в госзакупки. При создании ГЧП первое - нет необходимости получения согласия антимонопольного ведомства, нет необходимости проведения госзакупок, соответствия нормативно правовым актам, регламентирующим деятельность госпредприятий. Частные компании участвуют в создании совместных предприятий с контрольным пакетом не менее 51%. Компании создают централизованную сеть розничной торговли со всей необходимой инфраструктурой и создается собственная система доставки, заготовки и обработки продукции, возможность заключения фьючерсных сделок путем частичного финансирования весенних полевых работ для получения гарантированного объема готовой продукции», - предложил Айтуганов.
По его словам, министерство применяло такой подход в в 2012-2013 годах, что дало положительный эффект - на протяжении полутора лет по 33 наименованиям продуктов роста цен не было, и более того, эти цены были ниже рыночных на 25-40%.
«Таким образом будет обеспечен прямой доступ к продукции сельхозпроизводителей на прилавки магазинов, минимизировано количество посредников в схеме реализации, население получит доступ к свежей продукции по доступным ценам» - заключил он.
Татьяна Ковалева