Лента новостей
0

О нюансах в рекламе лекарственных средств

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 17.05.2017 16:18 Фото: zakon.kz

Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение

НУРСАЛИМ СУЛЕЙМЕНОВ,

Юрист

Международной юридической фирмы

Integrites Kazakhstan

 

О нюансах в рекламе лекарственных средств

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики маркетинг является самым важным элементом продвижения продукции и очень сильно влияет на формирование спроса со стороны потребителей. Безусловно, реклама составляет доминирующую позицию в маркетинговых инструментах, и в коммерческих компаниях огромные средства закладываются в бюджет именно на рекламу. Однако довольно часто бизнес-сообщество сталкивается с вопросом рекламы таких специфичных товаров, как лекарственные средства, и с вытекающими из него правовыми рисками.

Прежде всего отмечаем, что основной фундамент правового режима рекламы лекарственных средств охватывает следующие законы:

1.Закон РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»;

2.Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V;

3.Кодекс РК от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

4.Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 27 февраля 2015 года № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Первые два закона регламентируют соответственно саму рекламную деятельность как таковую и вопросы административной ответственности неправомерных деяний и правонарушений в области рекламы. Так, например, закреплено, что реклама представляет собой распространяемую и размещаемую в любой форме, с помощью любых средств информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и призванную формировать или поддерживать интерес к товарам и способствовать их реализации. Или, например, закреплены такие понятия как «заведомо ложная реклама», «незаконная реклама наркотических средств», «нарушение правил обращения лекарственных средств» и т.д.

Последний закон и подзаконный акт регулируют и регламентируют деятельность сферы здравоохранения в целом и вопросы рекламы лекарственных средств в частности. Разработка отдельного документа в виде Приказа обусловлена специфичностью, щепетильностью и актуальностью вопроса рекламы лекарств.

Отметим, что свои особенности, не затрагиваемые в настоящей статье, имеет реклама биологически активных добавок к пище, которая осуществляется в отдельно установленном порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Итак, рассмотрим 5 важных моментов правового режима рекламы лекарственных средств.

 

5 НЮАНСОВ В РЕКЛАМЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

 

Данная информация составлена исключительно как общее руководство и не может быть использована как специализированное правовое заключение.

 

 ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики маркетинг является самым важным элементом продвижения продукции и очень сильно влияет на формирование спроса со стороны потребителей. Безусловно, реклама составляет доминирующую позицию в маркетинговых инструментах, и в коммерческих компаниях огромные средства закладываются в бюджет именно на рекламу. Однако довольно часто бизнес-сообщество сталкивается с вопросом рекламы таких специфичных товаров, как лекарственные средства, и с вытекающими из него правовыми рисками. Прежде всего отмечаем, что основной фундамент правового режима рекламы лекарственных средств охватывает следующие законы: 1. Закон РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»; 2. Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V; 3. Кодекс РК от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»; 4. Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 27 февраля 2015 года № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Первые два закона регламентируют соответственно саму рекламную деятельность как таковую и вопросы административной ответственности неправомерных деяний и правонарушений в области рекламы. Так, например, закреплено, что реклама представляет собой распространяемую и размещаемую в любой форме, с помощью любых средств информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и призванную формировать или поддерживать интерес к товарам и способствовать их реализации. Или, например, закреплены такие понятия как «заведомо ложная реклама», «незаконная реклама наркотических средств», «нарушение правил обращения лекарственных средств» и т.д. Последний закон и подзаконный акт регулируют и регламентируют деятельность сферы здравоохранения в целом и вопросы рекламы лекарственных средств в частности. Разработка отдельного документа в виде Приказа обусловлена специфичностью, щепетильностью и актуальностью вопроса рекламы лекарств. Отметим, что свои особенности, не затрагиваемые в настоящей статье, имеет реклама биологически активных добавок к пище, которая осуществляется в отдельно установленном порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Итак, рассмотрим 5 важных моментов правового режима рекламы лекарственных средств. 1. Различие между рекламой и распространением материалов научно- информационного характера 5 нюансов в рекламе лекарственных средств Нурсалим Сулейменов Юрист 05 мая 2017 года 4 © Integrites Kazakhstan Различие заключается в содержании и смысловой нагрузке самих материалов. В частности, научно-информационный материал содержит намного больше и шире сведений или совокупности сведений о лекарственных средствах, чем рекламная продукция, поскольку включает в себя научные и аналитические сведения. Реклама же не содержит оного. Реклама лекарственных средств - информация, распространяемая и размещаемая ü в любой форме, с помощью любых средств предназначенная для неопределенного круга лиц, содержащая отдельные сведения или совокупность сведений о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и медицинской технике, способствующая их продвижению и реализации.1 Научно-информационный материал - сведения или совокупность сведений оü лекарственном средстве, изделии медицинского назначения и медицинской технике, содержащие научные и аналитические данные, распространяемые в форме научных статей, методических указаний, учебных пособий.2 Реклама может иметь только основные сведения о лекарственных средствах и несет в себе информацию, характеризующую потребительские свойства для пациентов. Тогда как научно-информационный материал несет информацию, характеризующую профессионально-образовательную ценность для узкого круга лиц (врачей, ученых, студентов и т.д.). цель распространения рекламных материалов про определенные лекарственныеü средства - маркетинговое продвижение лекарственных средств; цель распространения научно-информационного материала про определенныеü лекарственные средства - образовательная. Данный вопрос может быть полезным при распространении среди врачей каких-то материалов через электронную почту. Конкретный материал может не относится к рекламе поскольку, как будет указано ниже, может не соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе. Но также может не относится и к научно-информационному материалу поскольку не содержит научные и аналитические сведения. Данный материал можно отнести к категории справочные материалы, соответственно его распространение не является рекламой.3 Требуется внимательно рассмотреть материал и понять к какой категории отнести его. 2. Основные требования к рекламе лекарственных средств Вполне разумно, что существуют определенные признаки и требования, предъявляемые к рекламе. Установлен общий запрет ненадлежащей рекламы, то есть недостоверной, недобросовестной, неэтичной рекламы, заведомо ложной и скрытой рекламы, нарушающей требованияя к ее содержанию, времени, месту и способу распространения и размещения. Приказом № 105 предусмотрено также, что реклама лекарственных средств должна быть легко читаемой, предоставляться на казахском и русском языках. 1 Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 105 «Об утверждении Правил осуществления рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники», зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 апреля 2015 года № 10667, статья 2-1 2Там же, статья 2-2 3Там же, статья 5 5 нюансов в рекламе лекарственных средств Нурсалим Сулейменов Юрист 05 мая 2017 года 5 © Integrites Kazakhstan Реклама должна быть понятна и исполнена в таком виде, чтобы было ясно, что рекламируемое средство является лекарственным средством. Естественно, она должна содержать точную и достоверную информацию, которая не вводит в заблуждение посредством злоупотребления доверием потребителей и способствует рациональному применению. Никоим образом нельзя сравнивать рекламируемое средство с другими лекарствами. Реклама должна соответствовать инструкции по медицинскому применению лекарственного средства. Распространение и размещение лекарственных средств допускаются в периодических печатных изданиях, иных средствах массовой информации и в организациях здравоохранения. Реклама же лекарственных средств, отпускаемых по рецептам, в том числе содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, осуществляется только в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. 3. Содержание рекламы В части содержания рекламы лекарственных средств существуют ряд требований о необходимости и обязательности наличия определенной информации. Таким образом законодательно закреплен перечень, который способствует формированию общего знания о лекарственном препарате потенциальным потребителем. В рекламе должны быть: 3.1. торговое наименование; 3.2. международное непатентованное название; 3.3. основные показания к применению; 3.4. способ применения и дозы; 3.5. основные побочные действия; 3.6. основные противопоказания; 3.7. особые указания в отношении детей, беременных женщин, а также в период кормления грудью; 3.8. условия отпуска; 3.9. наглядную и понятную рекомендацию; 3.10. название, адрес производителя и/или торгового представителя в Республике Казахстан; 3.11. номер, дату выдачи регистрационного удостоверения; 3.12. дату истечения срока регистрации. Реклама, предназначенная для теле- и радиоканалов, интернет-ресурсов содержит информацию, указанную в подпунктах 3.1), 3.3), 3.7), 3.9), 3.11), 3.12) выше. 4. Запреты при рекламе лекарственных средств Запрещается: 5 нюансов в рекламе лекарственных средств Нурсалим Сулейменов Юрист 05 мая 2017 года 6 © Integrites Kazakhstan 4.1. реклама лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Казахстан; 3.11. номер, дату выдачи регистрационного удостоверения; 3.12. дату истечения срока регистрации. Реклама, предназначенная для теле- и радиоканалов, интернет-ресурсов содержит информацию, указанную в подпунктах 3.1), 3.3), 3.7), 3.9), 3.11), 3.12) выше. 4. Запреты при рекламе лекарственных средств Запрещается: 5 нюансов в рекламе лекарственных средств Нурсалим Сулейменов Юрист 05 мая 2017 года 6 © Integrites Kazakhstan 4.1. реклама лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Казахстан; 4.2. распространение в целях рекламы образцов лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача; 4.3. использование детей, их изображения и голоса в рекламе лекарственных средств, кроме лекарственных средств для детей; 4.4. распространение и размещение рекламы лекарственных средств, в общественном транспорте, в организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску, за исключением рекламы лекарственных средств на медицинских, фармацевтических конференциях, конгрессах, симпозиумах и других научных совещаниях; 4.5. размещение наружной (визуальной) рекламы лекарственных средств, представленной в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и иных объектов стационарного размещения рекламы; 4.6. использование медицинских работников, уполномоченных назначать лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в качестве рекламораспространителей, за исключением случаев предоставления достоверной информации о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения с научной или образовательной целью, а также с целью информирования пациентов; 4.7. реклама лекарственных средств, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; 4.8. реклама услуг, оказываемых лицами, не имеющими лицензию на занятие медицинской деятельностью; 4.9. указание в рекламе для населения некоторых заболеваний, например ВИЧ/СПИД; 4.10. ссылаться в рекламе на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц государственных органов; 4.11. представлять в рекламе лекарственное средство, как уникальное; 4.12. утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлена его природным происхождением; 4.13. вызывать предположения, что применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов; 4.14. приводить в рекламе информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемому лекарственному препарату. 5. Экспертная оценка рекламы лекарственных средств Реклама должна соответствовать всем описанным выше требованиям. Оценка рекламы на соответствие проводится экспертной организацией. Фармацевтическая компания, как заявитель, составляет договор с экспертной организацией и оплачивает стоимость в соответствии с прейскурантом, утвержденным экспертной организацией. В последующем представляет в экспертную организацию следующие документы и материалы: 5.1. рекламную информацию на бумажном и электронном носителях на государственном и русском языках (модуль, статья, раскадровка видеорекламы, рекламный текст аудиорекламы); да 7 © Integrites Kazakhstan 5.2. видео-, аудиозаписи рекламы на государственном и русском языках при распространении на видео-, радиоканалах; 5.3. эксплуатационный документ (в случае предоставления рекламы на медицинскую технику); 5.4. сведения о документах, удостоверяющих государственную регистрацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, оценку безопасности и эффективности лекарственных средств, изделий медицинского назначения, инструкцию по медицинскому применению экспертная организация получает из соответствующих государственных информационных систем в форме электронных документов. Экспертная организация после принятия и регистрации заявления в течение 20 рабочих дней проверяет соответствие комплектности и достоверности документов, представленных на оценку, проводит оценку рекламы на соответствие законодательству Республики Казахстан в области здравоохранения. Результат проведения оценки рекламы оформляется актом экспертной оценки рекламных материалов. На основании акта экспертной оценки рекламных материалов заявителю выдается заключение экспертной организации по форме или мотивированный отказ в письменном виде. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном материале были рассмотрены 5 важных и основных нюансов, необходимых для осуществления рекламы лекарственных средств: различие между рекламным материалом и научно-методическим материалом; требования к рекламе; содержание рекламы; запреты рекламы; экспертная оценка рекламы. Подытоживая статью, напомним, что в недалеком прошлом под натиском критики со стороны участников фармацевтической и рекламной индустрий Казахстана, были устранены законодательные нормы, разрешающие рекламу только в специализированных изданиях. 4 Уверены, что информация является актуальной по сей день, несмотря на то, что сам правовой режим по данному вопросу претерпел некоторую, на наш субъективный взгляд справедливую, либерализацию еще два года назад.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: