При сегодняшних условиях невозможно обеспечить конфиденциальность жалобы осужденных женщин
При сегодняшних условиях невозможно обеспечить конфиденциальность жалобы осужденных женщин
На Национальном круглом столе, который прошел сегодня в Астане, был обсужден и вопрос о доступе заключенных женщин к судебной защите, сообщает Zakon.kz.
В казахстанских тюрьмах довольно часто нарушаются права женщин. Особо показательным в 2016 году стало резонансное дело заключенной СИЗО ЛА-155/18 ДУИС по г. Алматы Натальи Слекишиной. В аналитических материалах представительства Международной тюремной реформы «Обеспечение доступа к правосудию уязвимых категорий осужденных» говорится, что «среди многих проблем прав человека, это дело наглядно продемонстрировало состояние необеспечения доступа женщины к осуществлению уголовного правосудия, …риски пыток и жестокого обращения в отношении заключенных женщин. В связи с этим особого внимания требуют различные аспекты пресечения, предупреждения подобных преступлений в местах изоляции личности от общества, их раннего и своевременного расследования, справедливого наказания виновных».
Женщины имеют право на защиту от всех форм дискриминации, включая доступ к правосудию. Проблема, на взгляд представительства Международной тюремной реформы в Центральной Азии заключается в создании эффективного механизма обеспечения этих прав, в котором должны функционировать как администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, так и институты гражданского общества.
По данным КУИС МВД РК, на 1 января 2017 года в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы Казахстана содержалось 2762 лица женского пола, или 7,6% от тюремного населения страны. Среди них - 31 заключенная, являющаяся матерью малолетних детей.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о доступе заключенных женщин к судебной защите. Как отмечено в анализе, для них должны быть предусмотрены гарантии для обеспечения возможности подачи заявления или жалобы безопасным и конфиденциальным путем, без какого-либо риска мести, запугивания или иного негативного воздействия, но при сегодняшних условиях обеспечить реальную конфиденциальность жалобы или обращения осужденного, невозможно. В любом случае, администрация будет в курсе, что жалоба направляется в прокуратуру, общественную наблюдательную комиссию или участникам национального превентивного механизма.
Не решает данную проблему и положение ч.2 ст.14 УИК РК, говорится в анализе. Оно предусматривает, что «в учреждениях и органах, исполняющих наказание, обеспечивается функционирование специальных почтовых ящиков для подачи осужденными обращений на неправомерные действия их должностных лиц. С периодичностью один раз в неделю указанные обращения изымаются прокурором с участием представителей администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о чем составляется акт. Специальные почтовые ящики устанавливаются на территории и в помещениях учреждений и органов, исполняющих наказание, в доступных для осужденных местах». Ни единым словом законодатель не упоминает об условиях конфиденциальности подобных обращений.
Более того, не подлежат контролю обращения осужденных, адресованные в государственные органы, обеспечивающие надзор и контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы. Как быть, если обращение осужденного направляется в негосударственную организацию, например, в общественную наблюдательную комиссию? Выходит, даже законодатель не дает гарантии конфиденциальности такого обращения. Но и в случае жалобы осужденного в государственный орган никакого механизма соблюдения конфиденциальности такого документа статья 14 УИК РК не создает. Ничего не сказано в ней о запрете присутствия должностных лиц УИС при опускании в эти ящики писем, об их обязанности обеспечить конфиденциальность подачи жалоб и обращений осужденных, а также об ответственности за необеспечение соответствующих условий. Как результат подобного расхождения уголовно-исполнительной нормы национального законодательства с рекомендациями международно-правовых актов становится пустота «специальных почтовых ящиков», отмечаемая в ряде отчетов общественных наблюдательных комиссий по результатам посещений исправительных учреждений. Осужденные не слишком доверяют закрепленному в ст. 14 УИК РК порядку принесения жалоб и обращений, что делает их «безгласными» и порождает многочисленные риски нарушений прав осужденных в процессе отбывания наказания. Это в полной мере относится ко всем категориям уязвимых заключенных, включая лиц женского пола.
Законодательство Казахстана пока не создает эффективных гарантий беспрепятственного и по возможности наиболее быстрого обращения этих заключенных в судебные органы и надлежащего доступа к правосудию в разумный срок. В вышеупомянутом деле Слекишиной лишь вмешательство правозащитных структур привело к тому, что оно попало в поле зрения уголовной юстиции, и один из обвиняемых был осужден.
Торгын Нурсеитова