Омбудсмен Аскар Шакиров затронул вопрос прав людей с инвалидностью
Омбудсмен Аскар Шакиров затронул вопрос прав людей с инвалидностью
Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил в адрес Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева обращение по актуальным вопросам обеспечения прав людей с инвалидностью.
В обращении омбудсмен отметил системную и целенаправленную работу Правительства по созданию условий и расширению возможностей интеграции в общество этой группы сограждан, насчитывающих в настоящее время более 651 тыс. человек. Омбудсмен затронул вопросы проводимой адаптации объектов общественной и транспортной инфраструктуры, в том числе обеспечения доступа людей с инвалидностью к пользованию услугами воздушного транспорта, эффективности принимаемых мер по их трудоустройству.
Омбудсмен разделил тревогу общественных организаций об объектах инфраструктуры, в частности, оборудованных пандусами с нарушением технических норм и требований. Данные обстоятельства не позволяют людям с инвалидностью безопасно пользоваться ими даже с посторонней помощью. Большинство объектов общественной инфраструктуры недоступны для людей с нарушениями зрения или слуха, так как здания и подходы к ним не оборудованы звуковыми, тактильными обозначениями и дорожками, отсутствуют световые индикаторы.
Действующим законодательством предусмотрено привлечение уполномоченного органа социальной защиты населения к надзору и контролю в части обеспечения доступа объектов инфраструктуры для людей с инвалидностью, омбудсмен предложил закрепить обязательное участие данного органа в архитектурно-строительном контроле объектов строительства, а также наделить общественные объединения правом участия в данном процессе. Омбудсмен также сделал акцент на трудностях в пользовании лицами с особыми потребностями услугами общественного транспорта.
Омбудсмен обратил внимание на недоступность остановок, отсутствие в них информации для людей с нарушениями слуха, зрения, а также специальной подготовки водителей данного вида транспорта.
Помимо этого омбудсмен затронул вопрос доступа людей с особыми потребностями к пользованию услугами воздушного транспорта. В частности, в 2016 году ряд авиакомпаний внесли изменения во внутренние правила, согласно которым людям с инвалидностью I группы, если они летят без сопровождающего, продажа билетов не производится. Это объясняется тем, что специальное автокресло для подъема или спуска с самолета (амбулифт), если он пристыкован не к рукаву, не подходит к низким самолетам и в этой связи авиакомпании не могут оказать услуги по сопровождению пассажиров до места в самолете. Однако мировая практика показывает, что в таких случаях транспортировка пассажиров с инвалидностью по трапу производится на специальной межрядной коляске. Сейчас службы специального сопровождения в аэропортах готовы оказать данную услугу, как это практиковалось ранее.
В этой связи омбудсмен обратил внимание на правила организации обслуживания пассажиров в аэропортах Казахстана, утвержденных приказом Министерства по инвестициям и развитию РК от 24.02.2015 года, в соответствии с которыми при перевозке людей, имеющих ограниченные возможности передвижения, после проведения процедур по линии регистрации представитель авиакомпании (аэропорта) должен сопровождать их к (от) воздушному судну и вместе с документами передать непосредственно экипажу.
Также часто поднимаемым людьми с особыми потребностями вопросом является требование авиакомпаний перед полетом подписывать декларацию о взятии такими людьми на себя ответственности за ущерб здоровью или смерть, которые могут произойти во время полета, беря, таким образом, на себя право произвольно оценивать состояние их здоровья.
Вместе с тем законодательство закрепляет ответственность именно перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке, за исключением случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Очевидно то, что ответственность перевозчика должна быть одинакова перед всеми пассажирами рейса, имея в виду то, что все имеют равные права.
Другой актуальный вопрос - реализация людьми с инвалидностью трудовых прав. Анализ складывающейся ситуации показал, что серьезным сдерживающим фактором здесь является необеспечение работодателями специальных условий труда, необходимых для адаптации к рабочему месту этой категории лиц.
Омбудсмен отметил значимость подготовки и обучения как работодателей, так и людей с инвалидностью. Приведены примеры организации стажировок для людей с инвалидностью в США, специальных тренингов в Японии. Так, тренеры по работе, базирующиеся в профессиональных центрах, оказывают поддержку предприятиям и соискателям с инвалидностью, инструктируют будущих наставников и коллег, как обучать методам работы людей с инвалидностью, предоставляют поддержку сотрудникам с инвалидностью на рабочем месте. Нередко инициаторами организации стажировок выступают крупные компании в рамках социальной ответственности бизнеса.
Кроме того, омбудсмен обеспокоен ситуацией на специализированных предприятиях общественных объединений слепых и глухих. Ежегодные мониторинговые посещения сотрудниками учреждения уполномоченного по правам человека в РК таких организаций свидетельствуют о наличии проблем, требующих соответствующего решения.
Речь идет об условиях труда, устаревшем, неприспособленном оборудовании, неудовлетворительных коммунальных и санитарно-гигиенических условиях.
По мнению омбудсмена, в целях повышения конкурентоспособности производимой людьми с инвалидностью продукции, поддержка таких людей и их предприятий могла бы осуществляться при реальном содействии негосударственного сектора, а также местных исполнительных органов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обращении омбудсменом отмечена значимость развития инклюзивного бизнеса, открытия микрокредитных линий, разработки механизма по льготному кредитованию людей с инвалидностью. Как правило, банки, микрокредитные организации отказывают лицам с особыми потребностями в оформлении банковского займа, в том числе и потребительского кредита, так как источником дохода является пособие по инвалидности.
Омбудсмен также предложил создать бесплатную телефонную линию для консультирования людей с инвалидностью по вопросам, касающимся предоставления медицинских, социальных, трудовых услуг, оказания правовой помощи и другим вопросам, проводить системную и регулярную исследовательскую практику о реальном положении людей с инвалидностью, что позволит максимально точно конструировать модели их эффективной интеграции в общество.