Выбирая «железного коня» ребенку
Выбирая «железного коня» ребенку
На сегодняшний день, производители велосипедов разных стран, отвечая требованиям потребителей, предлагают широкий ассортимент продукции с различными характеристиками соответствующим вкусам и предпочтениям любого из нас. Как известно, детские товары должны быть не только удобные и красивые, но качественные и безопасные.
В этой связи, на велосипеды для детей распространяются требования технического регламента «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» - отметила руководитель Департамента Комитета технического регулирования и метрологии по городу Алматы Гульназ Халыкова.
С ее слов, требованиям безопасности должны соответствовать велосипеды для детей дошкольного возраста (велосипеды с высотой седла от 435 мм до 635 мм), дорожные (транспортные) велосипеды для младших школьников и подростков (велосипеды с регулировкой седла на высоту 635 мм и более). При этом масса снаряженного велосипедиста для подростков должна быть не более 50 кг, а для младших школьников - не более 40 кг.
Велосипеды с цепной передачей должны быть оборудованы тормозной системой (тормозными системами). Не допускается набегание цепи на вершины зубьев звездочки и сбрасывание цепи. Велосипеды должны быть оснащены защитным устройством, закрывающим наружную поверхность касания цепи с ведущей звездочкой.
Выступающие края деталей велосипедов, которые могут соприкасаться с телом пользователя в процессе езды, не должны быть острыми. Выступы, длина которых превышает 8 мм, должны быть закруглены. На верхней трубе рамы не должно быть выступов.
Тормозная система должна работать без заеданий.
В велосипедах с ручным тормозом для детей дошкольного возраста сила торможения должна составлять не менее 50 Н при приложении на рукоятку тормоза силы, равной 90 Н.
В велосипедах с ножным тормозом отношение силы, прикладываемой к педалям, к силе торможения не должно превышать отношения соответственно 2:1.
Тормозная система должна срабатывать при испытании тормозной системы велосипедов для подростков при нагрузке 70 кг, для младших школьников - 60 кг. Не допускается полной блокировки колес. После снятия приложенного к тормозу усилия все элементы тормозной системы должны возвратиться в исходное состояние.
Рулевое управление должно обеспечивать устойчивое и надежное управление велосипедом. Концы руля должны быть снабжены ручками или заглушками, выдерживающими силу стягивания не менее 70 Н. Узлы, детали и соединения велосипедов должны быть прочными. При испытаниях узла «руль - передняя вилка» велосипедов не должно быть видимых трещин и разрушений стержня руля.
При испытаниях узла рулевого управления в велосипедах для детей дошкольного возраста остаточная деформация не должна превышать 20 мм на 100 мм длины при приложении крутящего момента, равного 30 Нм, статической нагрузки - 500 Н и не должно быть перемещения руля относительно стержня при приложении с обеих сторон руля нагрузок по 130 Н.
При испытаниях на удар узла «рама-передняя вилка» в велосипедах для младших школьников остаточная деформация не должна превышать 40 мм при приложении усилия к узлу 130 Н и падающей массы не менее 13,5 кг, в велосипедах для подростков - 40 мм при приложении усилия к узлу 200 Н и падающей массы не менее 22,5 кг.
При испытаниях узла рулевого управления на прочность в велосипедах для младших школьников стержень руля не должен разрушаться при приложении крутящего момента не менее 50 Нм, при испытаниях велосипедов для подростков - не менее 108 Нм. При испытаниях велосипедов для младших школьников не допускаются трещины, сломы и смещение испытательного вала более 4 мм при приложении крутящего момента к узлу «стержень руля - передняя вилка» 15 Нм, велосипедов для подростков - не менее 25 Нм.
При испытаниях велосипедов для детей дошкольного возраста, младших школьников и подростков не допускаются перемещения седла относительно седлодержателя и седлодержателя относительно седла при приложении вертикального усилия к седлу соответственно не менее 300 Н, 600 Н и 700 Н и горизонтального усилия соответственно 100 Н, 150 Н и 200 Н.
При испытании велосипедов для детей дошкольного возраста падающим грузом массой 22,5 кг с высоты 50 мм и свободным падением узла «рама - вилка» с грузом массой 30 кг не должно быть видимых трещин, остаточная деформация узла, измеряемая между наконечником вилки и рамы, должна быть не более 20 мм.
Узел «педаль - шатун» должен быть устойчив к динамическим нагрузкам. Не должно быть перегрева и видимых трещин в резьбе педали или шатуна при динамических испытаниях. При испытании велосипедов для младших школьников привод велосипеда должен оставаться работоспособным после приложения к педали вертикального усилия не менее 600 Н, при испытании велосипедов для подростков - не менее 1500 Н.
У велосипедов для детей дошкольного возраста педали не должны касаться поверхности земли при отклонении ненагруженного велосипеда от вертикального положения на 20°, у велосипедов для младших школьников и подростков - на 25°.
Велосипеды для младших школьников и подростков должны иметь световозвращатели.
Конструкция велосипеда должна обеспечивать возможность установки системы освещения, световозвращающих элементов сигнальных устройств.
Поддерживающие ролики, устанавливаемые на велосипеды для детей дошкольного возраста, при приложении вертикальной нагрузки в 30 кг не должны иметь прогиб более 25 мм и остаточную деформацию более 15 мм.
Расстояние по горизонтали между плоскостью симметрии велосипеда и внутренней торцевой поверхностью каждого ролика должно составлять не менее 175 мм.
Велосипеды должны иметь инструкцию по применению с указанием массы и возраста пользователя, для которого предназначено изделие, рекомендациями по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию, эксплуатации, подбору велосипеда, указаниями по техническому обслуживанию велосипеда. Маркировка велосипедов должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации.
Конечно же, потребитель не может самостоятельно определить, все вышеперечисленные показатели безопасности. В этой связи, производимые и ввозимые в страну велосипеды перед выпуском в обращение на рынок должны быть подвергнуты процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям данного технического регламента.
Для определения степени опасности по каждому из критериев проводятся испытания аккредитованными испытательными лабораториями и в случае соответствия продукции требованиям технического регламента, орган по подтверждению соответствия выдает заявителю сертификат соответствия.
В этой связи, при покупке велосипеда ребенку, покупателю необходимо требовать предоставить документ, подтверждающий безопасность товара, то есть сертификат соответствия.