Вопросы лекарственного обеспечения обсудили в Сенате
Вопросы лекарственного обеспечения обсудили в Сенате
Предметный разговор по вопросам лекарственного обеспечения населения состоялся на площадке Комитета по социально-культурному развитию и науки Сената Парламента РК.
Депутатов интересовали проблемы закупа лекарств, оснащения скорых, качества ввозимых препаратов, мер государственной поддержки отечественных производителей и другие. В дискуссии участвовали Вице-министр здравоохранения Камалжан Надыров, руководитель СК-Фармация и Национального центра экспертизы лекарственных средств. Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева выступила по вопросу государственной поддержки отечественного фармпроизводства:
«Вопрос лекарственного обеспечения очень чувствительный для населения. Людей интересует три простые вещи - это цена, качество и доступность препаратов. В этой связи все передовые страны мира стараются развивать собственную фармацевтическую промышленность. И хотя доля импортных препаратов еще значительна, линейка продукции отечественной фармации уже составляет порядка 2000 наименований. Сегодня в Казахстане производятся препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы, пищеварительного тракта и обмена веществ, мочеполовой системы, костно-мышечной системы, дерматологических заболеваний, противопаразитарные и противоопухолевые препараты. Налажен выпуск антибиотиков и противовирусных лекарств и т.д. Не выпускаются только гормональные препараты, вакцины и сыворотки», - отметила Юлия Якупбаева.
Во многом такой результат достигнут за счет долгосрочных договоров с Единым дистрибьютором - СК «Фармацией». Всего за десять лет заключено долгосрочных договоров на сумму порядка 1 триллиона тенге. И долгосрочные договора объективно стали ориентиром для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.
«Но проблемы сегодня есть, и мы их обсуждали на уровне Заместителя Премьер-Министра буквально перед Новым годом. Во-первых - вопрос неправильного планирования закупа. Корректировка объема закупа может доходить до 25%. Но это огромные суммы. Убытки, которые в результате неправильного планирования организаций несет бизнес, не позволяют нормально функционировать, планировать работу, оплачивать заработную плату работникам, не говоря уже о вопросах развития предприятия», - подчеркнула заместитель Председателя Правления.
Во-вторых - нечеткие условия договоров. Имеются жалобы от производителей, когда существенным образом меняются не только объемы, но и цены закупа. Инвесторские риски не закрыты, притом, что требования к производству и экспертизе очень жесткие.
«Для того, чтобы начать производство лекарственных препаратов требуется от 3 до 5 лет. Необходимо построить завод, выстроить процессы по наилучшим международным практикам, провести соответствующую сертификацию, получить лицензию на производство, зарегистрировать препарат. Провести мероприятия по экспертизе/оценке безопасности/маркетингу и т.д. И это только «крупными мазками». В результате для инвестора, заключившего долгосрочный договор с государством и прошедшего весь этот «тернистый путь», становится неожиданностью, что препараты в итоге не закупаются, возвращаются, а произведенные препараты вовремя не оплачиваются», - добавила Юлия Якупбаева.
Эти факторы негативно влияют на желание инвесторов вкладываться в этот сегмент, замедляют процесс импортозамещения в фармотрасли.
Отечественные производители работают не только на государственный закуп. По итогам 2018 года экспорт составил почти 30 млн.долларов, растет представленность и в рознице.
«Совместно с Министерством индустрии, Миннздравом и бизнесом разработан проект Дорожной карты мер государственной поддержки для ОТП. В нем содержатся и решения вышеуказанных проблем, и мероприятия по частичному субсидированию части затрат на финансирование, клинические исследования и т.д. Если эти меры будут поддержаны, то, соответственно, снизится себестоимость выпускаемой продукции, повысится доступность для населения и вырастут объемы экспорта», - сказала спикер.
Еще одна мера повышения доступности лекарств для населения - это повсеместное развитие цифровизации. Кодексом «О здравоохранении» уже закреплена норма о необходимости указания в рецепте не торгового наименования (например, пенталгин), а активного действующего вещества. Но не все о ней осведомлены. В мобильном же приложении должна быть возможность узнать, где и какие препараты по данному активному веществу продаются, сколько они стоят, и кто их производитель. В результате пациент сам сможет, ориентируясь на свои финансы и локацию выбрать лекарство из представленного ассортимента.
«Уверены, что в 21-м веке акцент в ценовом регулировании должен делаться на цифровые технологии, а не на человеческий фактор и приказы из 47 страниц», - резюмировала Юлия Якупбаева.