5 способов сделать Центры занятости эффективнее
5 способов сделать Центры занятости эффективнее
Вопрос поколения NEET (Not in education, employment or training) вновь актуализировался, в том числе и на высшем уровне. О росте числа данной категории молодёжи высказался недавно президент Токаев на закрытии Года молодежи в Казахстане.
Что такое NEET? Проще говоря, непристроенная, безработная, инертная, а главное - не стремящаяся ни к чему молодежь.
На сегодня молодежи NEET в Казахстане почти 250 тысяч по данным статистики (или 2,7% от трудоспособного населения страны). Это сопоставимо с населением казахстанского города Костанай или португальского Порту. Или все сотрудники компаний Google и Microsoft вместе взятые.
Проблема молодежной безработицы и увеличения доли молодежи категории NEET также остро стоит и перед правительствами многих стран. Например, в Италии отмечается наиболее высокий показатель NEET молодежи по сравнению с другими странами Европейского союза (24,3% в 2018 году).
Япония же сегодня сталкивается с более серьезной социальной проблемой - хикикомори или социальные отшельники. Они в молодом возрасте изолируют себя от общества, месяцами, а то и годами не выходят из дома и живут за счет родителей. По оценкам экспертов, число японских хикки может достигать 1,5 миллиона. Старшему поколению хикикомори сейчас около 40 лет. Это означает, что они провели в изоляции примерно 20 лет. Причем, хикикомори взрослеют, и возможность их интеграции в общество с каждым годом снижается.
Германия стала одной из немногих стран Европы, которая смогла сохранить достаточно низкую долю категории молодежи NEET (9,2% в 2018 году). Как подсчитали эксперты PricewaterhouseCoopers (PWC), если страны ОЭСР смогли бы повторить успех Германии в сокращении числа молодежи без образования и работы, то общий ВВП этих стран вырос бы на 1,2 триллиона долларов.
Немецкая модель государственной поддержки молодежи остается почти идеальным примером с точки зрения предоставления молодым людям возможностей для хорошего старта на рынке труда. Так, к примеру, дуальная система профессионального образования, которая сочетает в себе обучение в учебном заведении и на предприятии, создает наиболее гладкий переход молодежи на рынок труда. Около 50% молодых людей, заканчивающих общее школьное образование, в дальнейшем обучаются по программам дуального обучения.
Что же делается в Казахстане, чтобы вовлечь длительно безработную и отчаявшуюся молодежь в трудовую или образовательную деятельность? Одним из немногих социальных инструментов государства, который предлагает большое число возможностей, является Центры занятости населения (ЦЗН). Сейчас таких центров около 200 по стране.
Летом 2019 года был проведен небольшой онлайн-опрос столичной молодежи. Согласно его результатам, ЦЗН не пользуется большой популярностью при поиске работы. Только 12,9% из числа опрошенной молодежи обращались за трудоустройством в ЦЗН.
Можно отметить 5 барьеров, устранение которых позволит ЦЗН вовлечь больше молодежи в трудовую жизнь.
Качество предлагаемых вакансий в ЦЗН не устраивает молодых специалистов
Найти работу по специальности - это тот вопрос, с которым сталкивается каждый. Поход в ЦЗН также не гарантирует наличие подходящих вакансий по полученной профессии. Так, участникам опроса, которые имели опыт обращения в ЦЗН, предлагалось дать оценку работы ЦЗН. Такие индикаторы, как возможность поиска работы по специальности и качество предлагаемых вакансий были оценены удовлетворительно (2,6 балла из 5).
Не привлекает молодых людей и предлагаемая в ЦЗН заработная плата. Как отмечают в столичном Центре занятости, молодежь неохотно соглашается на работу в 100 тысяч тенге. Это в 2 раза меньше среднемесячной заработной платы в целом по столице.
Привлечение работодателей к сотрудничеству с Центрами занятости и, самое главное, стимулирование бизнеса к трудоустройству безработных - важная задача, способная снизить число NEET.
Например, один из способов вовлечения частных работодателей согласно мировой практике - снижение социальных отчислений работодателей для новых сотрудников либо субсидирование тех компаний, которые нанимают длительно безработную, малоквалифицированную молодежь.
Критерии отбора сотрудников работодателями - преграда для трудоустройства молодежи
Любой работодатель подбирает себе работников, исходя из различных требований. Многие молодые люди не имеют навыков и опыта работы, нужных работодателям. Причем, шансов трудоустроиться у молодежи, к примеру, которые имеет судимость либо длительный перерыв после декретного отпуска, также немного.
«Образование недостаточное. Либо высшее требуется. Знание языков. Возраст. Наличие детей, то есть их отсутствие. Стаж, опыт. То есть в 18 лет я должна закончить два высших образования и стаж у меня должен быть лет десять».
Девушка, 28 лет, г. Нур-Султан
С точки зрения работодателя небольшой опыт работы или долгий перерыв в работе кандидата — это зона риска, который не все компании способны себе позволить. Учитывая необходимость дополнительного обучения, наем молодых специалистов может обойтись намного дороже.
При работе с молодежью, в том числе и категорией NEET, необходимо индивидуально подходить к консультированию и оказанию услуг по трудоустройству. И адаптировать свои услуги ЦЗН конкретным потребностям и трудностям молодежи. Вместе с тем, важен и индивидуальный подход к работодателям в поиске подходящего работника.
Административные барьеры и чрезмерный бюрократизм в ЦЗН
Как показали результаты онлайн-опроса, большинство столичной молодежи, которые обращались в ЦЗН за поддержкой, были не удовлетворены качеством работы сотрудников и излишним бюрократизмом.
Мониторинг и оценка - это те инструменты, которые обеспечивают качество предоставляемых услуг. Как показывает мировой опыт, все большее число стран создают собственную систему оценки воздействия государственной поддержки. Например, как программы занятости влияют на заработок трудоустроенных в течение первого года. ЦЗН также могут использовать такие методы оценки для совершенствования своей работы.
Кроме того, улучшение электронного формата работы ЦЗН может стать положительным фактором, который сократит «бумажную волокиту». Например, в Южной Корее широко используется мобильные приложения для регистрации безработных. В Мексике службы занятости регулярно организуют онлайн-ярмарки вакансий.
Слабая информированность молодежи о возможностях ЦЗН
Центры занятости используют различные способы вовлечения населения в активные формы занятости - ярмарки вакансий, информационные мобильные группы. Однако, как показал онлайн-опрос, незнание о возможностях Центров занятости - одна из причин, по которой столичная молодежь не обращается за трудоустройством. 23,7% молодых респондентов совершенно не информированы о Центрах занятости и 35,5% опрошенных ответили, что «кое-что слышали» о них.
Большинство опрошенных, которые имели опыт обращения в ЦЗН, узнали о мерах господдержки через знакомых и друзей. При этом, информацию о программах занятости можно узнать только непосредственно в ЦЗН от сотрудников Центров.
Большей информированности молодежи о программах занятости и, в целом, о ситуации на рынке труда может способствовать усиление сотрудничества ЦЗН с Центрами содействия трудоустройству молодежи в колледжах и вузах. ЦЗН также могли бы предоставлять больше информации о трендах на рынке труда, о профессиях и навыках, которые необходимы работодателям.
Необходимо и проведение исследований и консультаций, которые могли бы помочь ЦЗН выявить наиболее эффективные каналы распространения информации как для соискателей, так и работодателей.
Низкий уровень доверия к ЦЗН.
Для молодежи государственные ЦЗН не самый приоритетный способ поиска работы. По данным онлайн-опроса, у каждого четвертого опрошенного сложилось устойчивое мнение, что в Центры занятости обращаются неконкурентоспособные компании, которые предлагают низкооплачиваемую и непрестижную работу. И каждый четвертый считает Центры занятости неэффективными и «не верит в их реальную помощь». Также, участники опроса не обращаются в Центры занятости, потому как «не видят смысла» либо думают, что «они бесполезны», а также в целом из-за «отсутствия доверия к государственным институтам».
Стоит сказать, что ребрендинг и проведение различных имиджевых проектов не дадут достаточного стимула для безработных регистрироваться в Центрах занятости. Заработать доверие граждан, в том числе и молодежи, можно, только если ЦЗН будут предоставлять услуги более высокого качества.
Это требует более тесного сотрудничества между государственными органами, работодателями, учебными заведениями, молодежными ресурсными центрами. Также необходимы и дополнительные инвестиции на развитие электронных услуг и снижение нагрузки на сотрудников Центров занятости. Все это позволит ЦЗН быстро реагировать на проблемы рынка труда и адаптировать свои услуги под нужды молодежи без работы и образования.
Анна Альшанская