К. Сафинов: Подзаконный акт не может выходить за рамки закона на основе которого он был принят
К. Сафинов: Подзаконный акт не может выходить за рамки закона на основе которого он был принят
Председатель Сената Дарига Назарбаева направила обращение в Конституционный Совет о даче официального толкования пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
В этой связи, депутат Сената Парламента РК, секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Канатбек Сафинов, был определен представителем от Сената Парламента Республики Казахстан в конституционном производстве. Он дал пояснения о причинах данного обращения.
Сенатор отметил, что по итогам Парламентских слушаний на тему «Дальнейшее совершенствование законотворческого процесса» (сентябрь 2019 года) депутатами Сената было обращено внимание на наиболее серьезные проблемы в этой сфере. По итогам слушаний были даны рекомендации Министерству юстиции выработать предложения по совершенствованию порядка формирования планов законопроектных работ и разграничению вопросов, подлежащих регламентации на законодательном и подзаконном уровнях.
В настоящее время в законопроекте, находящемся в Мажилисе Парламента, Минюст предложил следующее решение проблемы разграничения предмета регулирования законов и подзаконных актов: законы принимаются для регулирования «важнейших общественных отношений», а для подзаконных нормативных правовых актов предусматривается, что в их преамбуле должно быть указано, на основании каких нормативных правовых актов они были приняты. Представляется, что такое решение является сугубо формальным. Сенатор К.Сафинов полагает, что в целях недопущения регулирования подзаконными правовыми актами общественных отношений, которые могут регулироваться только законами, необходимо установить четкий правовой смысл конституционных норм, посвященных определению предмета регулирования законов, в связи с чем имеется настоятельная необходимость в официальном толковании пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
В настоящее время законодательная практика идет по пути увеличения удельного веса отсылочных норм. Складывается тенденция роста числа подзаконных нормативных правовых актов, а также расширение предусмотренной законами компетенции различных государственных органов по установлению разнообразных норм и правил. При этом в нормативных правовых актах, принимаемых государственными органами, затрагиваются права, обязанности, а иногда даже вопросы ответственности, приватизации и т.д., прямо не предусмотренные законодательными актами.
Закрепление в Конституции, законе или ином нормативном акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также имеющая компетенция в рамках ведомственного нормотворчества и правотворческой компетенции издавать иные виды правовых актов, служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными уполномоченными органами при издании подзаконных нормативных актов
Секретарь Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам подчеркнул, что сегодняшняя ситуация показывает важность публичного обсуждения нормативных правовых актов затрагивающие права и обязанности граждан. В этой связи, депутатам очень важно, чтобы такие нормы были установлены только через закон и принимались Парламентом.
«Вот эти вопросы, которые мы хотим поднять перед Конституционным Советом. Они, я думаю внесут ясность в правоприменительную практику. Мы будем настаивать на уровне Сената, чтобы Правительство разрабатывало законопроекты, прописывало все нормы, которые касаются важнейших общественных отношений, в законе», - сказал сенатор.
Кроме того, депутат Сената выразил общее мнение коллег о том, что подзаконный акт должен приниматься на основе закона, не должен выходить за предмет регулирования самого закона и создавать какие-либо новые условия. «Я надеюсь, что это обращение будет рассмотрено и успешно будет реализовано потом в нашей правоприменительной практике»- резюмировал К.Сафинов.
Читайте также