Денис Кривошеев: Инициативы Президента — серьезный шаг к либерализации системы госуправления
Сегодня, 1 сентября 2020 года, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил со своим вторым посланием народу, где предложил ряд конкретных мер, призванных усовершенствовать систему государственного управления, повысить эффективность работы различных госорганов и улучшить благосостояние рядовых казахстанцев. Своим мнением о наиболее важных инициативах, озвученных главой государства, с журналистом Zakon.kz поделился экономический обозреватель Денис Кривошеев.
По словам спикера, его чрезвычайно заинтересовала озвученная Президентом инициатива о финансировании профессионального спорта. Его слова о том, что нам важно гармонично развивать нацию, а не привлекать иностранных спортсменов платя им миллионы долларов за то, что они выступают за наши команды.
Глава государства впервые за многие годы подчеркнул, что здоровая нация – это в первую очередь спорт. Он говорит о том, что нужно развивать массовый спорт, сделать усилия на привлечение детей к спорту. Механизмы, названы не были, но они очевидны. Понятно, что речь идет об элементарном финансировании массового спорта, которого за последние годы, к сожалению, не было. Потому что все деньги спортивных бюджетов, так или иначе, уходили на финансирование региональных команд – футбольных, хоккейных и т. д. А на обычных людей и детей денег не оставалось, – отметил Денис Кривошеев.
Также, на его взгляд, принципиально важно такое решение, как отмена института ответственных секретарей.
Это глубинное решение, которое имеет очень важные и далеко идущие последствия. Оценить принятие подобного решения в перспективе достаточно сложно. Но мы видим институционально другое правительство. Вот что самое важное. У института ответсекретарей в государстве была определенная функция, и очень часто министры не могли договориться с ответственными секретарями. Из-за этого очень многие реформы и решения министров «буксовали». А сейчас мы видим, что на фоне роста ответственности исполнительной ветви власти расширяются и ее полномочия. То есть убираются те аспекты, которые мешали развитию, – пояснил спикер.
Еще одним важным аспектом послания, по его мнению, является программа субсидирования аренды.
Это очень сложный вопрос, и Президент, можно сказать, его только вскользь коснулся. Но так как я был знаком с этой программой еще до того, как она была озвучена в послании, могу сказать, что это, на мой взгляд, уникальная и необходимая мера. Ведь проблема в том, что государство, по сути, не имеет права дарить людям квартиры. И при этом оно не может в опережающем темпе строить достаточное количество домов, чтобы предоставлять арендное жилье. И было принято это решение, очень похожее на то, что придумали в свое время для полицейских и военных. Так называемые «квартирные». То есть, государство предлагает возместить часть затрат на аренду жилья малоимущим, многодетным семьям, нуждающимся в жилье, – сказал Денис Кривошеев.
Суть программы он разъяснил на конкретном примере.
Например, грубо говоря, у человека есть 30 тысяч тенге на аренду жилья, государство доплачивает ему определенную сумму и он может снять нормальную квартиру, чтобы его семья и дети не ютились в этих времянках, как это происходит сейчас. На мой взгляд, это принципиально важное решение, и мы впервые можем создать грамотные социальные условия для уязвимых слоев населения. Ведь очень часто, особенно зимой, малоимущие казахстанцы, вынуждены арендовать практически любое дешевое жилье для того, чтобы было, где жить. А потом мы читаем истории о том, что это обернулось трагедией. И, возможно, с принятием этой программы такая практика уйдет в прошлое, – дополнил Денис Кривошеев.
В целом, по его словам, можно долго и подробно обсуждать каждый тезис послания Президента, но очень важно то, что изменился тон послания. То есть сейчас это больше беседа с указаниями приоритетов важных точек роста, направления по которым должны направляться усилия государства. И это уже очень серьезный шаг к либерализации самой системы государственного управления. То есть Президент говорит о том, что нужно менять саму структуру взаимоотношений между государством и человеком.
Также хочу отметить очень важный момент, который сейчас будет активно обсуждать гражданское общество, это вопрос петиций. Президент поднял вопрос о том, что должен появиться определенный механизм, который позволил бы эффективно, и скажем так, без мошенничества, замерять общественное мнение. Мы с вами знаем и видели не раз, как «накручиваются» петиции. Как люди, условно говоря, создают онлайн-обращения и собирают десятки тысяч подписей путем использования элементарных компьютерных программ. Эта манипуляция общественным мнением, это попытка влиять на принятие важных для государства решений недопустима. И то, что глава государства обратил внимание в принципе на эту проблему, что нужно проводить мини-референдумы, замерять отношение граждан к тому или иному вопросу, что нужно продумать для этого определенные механизмы – абсолютно верно. И, к слову, такой механизм уже есть. Это можно сделать путем использования возможностей электронного правительства, где можно организовывать сбор подобных подписей и иметь уже легитимную, подтвержденную площадку, – продолжил Денис Кривошеев.
В завершение спикер подчеркнул, что это послание Президента было очень плотным, информативным и тезисным. И оно, можно сказать, еще не расшифровано до конца, и возможно, уже в ближайшее время мы увидим расширенное разъяснение каждого пункта послания, о котором говорил Президент.
В частности, хотелось бы подробнее понять, как будут бороться с детским буллингом, как будет проводиться реформа судейского корпуса, как будет выглядеть структурно реформа МВД, создание МЧС и т. д. Я думаю, что нам следует ждать, во-первых, глубинных расшифровок того, что хотел сказать Президент. А, во-вторых, мы будем свидетелями, так сказать, преемственной реструктуризации государственного аппарата. То есть, когда на основе уже имеющихся институтов государства будут создаваться новые и трансформироваться и совершенствоваться старые, – подытожил Денис Кривошеев.
Подготовил Владимир Демидов.