Мы выбираем сложный путь: логика реформ Касым-Жомарта Токаева
В этой же предвыборной гонке Касым-Жомарт Токаев четко обозначил свой грядущий политический курс – бескомпромиссные реформы во всех сферах государственного управления. Сегодня, когда Казахстан прошел довольно бурный турбулентный период, связанный с сопротивлением прежней системы новым веяниям, имеет смысл подвести итоги уже реализованных изменений, инициированных Касым-Жомартом Токаевым.
Реформы в политической сфере – а если быть точнее, то в области, охватывающей весь спектр взаимоотношений власти, финансово-промышленных групп и общества – принимались пакетами. Во многом это было связано с тем, что часть реформ должны были не только заложить фундамент здоровых отношений внутри государства, но и снять обострившиеся до максимума противоречия. В 2019 году особенно остро стояла проблема отсутствия обратной связи между властью и обществом, а ее наличие буквально имитировалось чиновничеством категории А.
Поэтому Касым-Жомарт Токаев первым делом внедряет концепцию "слышащего государства", буквально в ручном режиме сведя "разгневанных казахстанцев" и представителей власти в социальных сетях и в офлайн. Тогда же появляется Национальный совет общественного доверия, где лидеры мнений доносят до президента то, что волнует различные слои казахстанского социума. А уже в 2020 году пересмотру подвергается порядок проведения массовых акций – он становится уведомительным, любители протестов получают в своих населенных пунктах определенные площадки для проведения своих акций.
Острота проблемы "неслышащей" власти снимается, одновременно в фундамент публичной политики в Казахстане, которой до 2019 года попросту не было, закладывается краеугольный камень. Ведь политика – это искусство достигать консенсуса, а как договориться, если стороны друг друга элементарно не слышат? "Слышащее государство" с одной стороны и свобода критиковать это государство с другой – и на сегодняшний день мы имеем целую плеяду новых публичных политиков, часть из которых уже прошла сито парламентских выборов.
"Слышащее государство" – это в первую очередь свободное государство, во главе которого стоит свобода слова. В основе такой системы – возможность гражданам открыто высказываться по любым вопросам, а представителям СМИ – спокойно работать, не боясь преследований со стороны властей. Прежде подобная парадигма развития общества казалась нам скорее несбыточной мечтой, однако Касым-Жомарт Кемелевич сумел воплотить ее в реальность. Именно в этом и заключается феномен Токаева – он заложил фундамент сильного государства, во главе которого объединенный национальной идеей народ, а опорой выступает свобода слова и плюрализм мнений.
Следующие пакеты политических реформ приводили в порядок институты и ветви государственного управления. В рамках перераспределения президентских полномочий Касым-Жомарт Токаев инициировал принятие новой конституционной нормы. Согласно ей полномочия главы государства в Казахстане продлены до семи лет, но ограничены одним сроком. При этом никакого "обнуления" полномочий самого Касым-Жомарта Токаева не произошло – его второй и последний семилетний срок из-за того, что президентские выборы были проведены досрочно, закончится в том же 2029 году, в котором завершилась бы и вторая пятилетка, пройди перевыборы в срок.
Не менее важным было создать условия для справедливой партийной конкуренции, поэтому президент Казахстана в период осуществления своих полномочий теперь не может состоять в политических партиях. Своеобразной защитой от повторения негативных практик тридцатилетнего периода суверенитета стала норма о том, что близкие родственники президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Одновременно с этим из Конституции исключены все нормы, касающиеся полномочий и статуса первого президента.
"Существенно ограничив свои и последующих президентов полномочия, Касым-Жомарт Токаев перераспределил их по законодательной и судебной ветвям власти, а также на региональном уровне. Так, отныне исключены полномочия президента по отмене либо приостановлении полностью или частично действий актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы, а также его возможности снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов. Назначения региональных акимов приобрели интригу, поскольку президент теперь должен рекомендовать несколько персон на эти должности, выбор из которых делают депутаты областных маслихатов".
Из 50 депутатов Сената президент теперь назначает не треть, а пятую часть – 10 человек, причем пять из них – по предложению Ассамблеи народа Казахстана. К слову, эту функцию АНК получила потому, что лишилась депутатской квоты в Мажилисе. Но о Мажилисе чуть ниже.
Сенаторы, лишившись возможности принимать законы – они могут только одобрять либо не одобрять те, что приняты Мажилисом, получили возможность контроля над судебной системой. Теперь именно Сенат формирует состав Высшего Судебного Совета, а также согласует кандидатуры на посты председателей ВСС и возрожденного по инициативе Касым-Жомарта Токаева Конституционного суда.
27 марта 2023 года президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О судебной системе и статусе судей РК". Предлагается внедрить элементы выборности председателей судов самими судьями через расширенные пленарные заседания областных судов.
Кроме того, говоря о реформах в судебной системе, нельзя не отметить гуманизацию в сфере наказаний. В частности, приняты поправки в законодательство по вопросу отмены смертной казни. В Уголовном кодексе РК смертная казнь как исключительная мера наказания полностью исчезла.
Но вернемся к нижней палате парламента. Счетный комитет стал Высшей Аудиторской палатой. Председатель палаты должен отчитываться в Мажилисе о работе этой структуры дважды в год.
Совершен переход к смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе формирования Мажилиса в соотношении 70/30. Такая же система, но в соотношении 50/50, принята при формировании областных маслихатов, а на районном и городском уровнях введена полностью мажоритарная система.
Избиратели получили возможность отзывать депутатов-самовыдвиженцев.
При этом сами выборы постарались максимально очистить от влияния чиновников на местных уровнях, а также поставить заслон иностранному влиянию. 5 ноября прошлого года были приняты поправки в законодательство РК, которыми введены ограничения для председателей и членов Конституционного Суда, ЦИК, Высшей Аудиторской палаты, акимов и их заместителей по членству в политических партиях. Также установлен законодательный запрет акимам и их заместителям занимать должности в филиалах партии и определены пределы размеров пожертвований в избирательные фонды.
Регистрационный порог для партий понижен с 20 тыс. до 5 тыс. членов, что уже привело к появлению новых политических организаций, которые приняли участие в парламентских выборах.
Серьезные изменения произошли и в административном делении регионов. В Казахстане в прошлом году появились три новых области – Абайская, Улытауская и Жетысуская, при этом город Капчагай получил имя Конаев и стал административным центром Алматинской области.
Словом, система политического управления страной претерпела с 2019 года разительные изменения, а возврат к старым порядкам – или так называемый реванш, попытку которого мы наблюдали в январе 2022 года – значительно осложнен.
А чтобы он стал невозможен, его надо было лишить возможной подпитки коррупционными деньгами. Так, в прошлом году начался крестовый поход за незаконно выведенными из страны активами, а также борьба с теневой экономикой и необоснованными государственными расходами. В рамках этой задачи введен мораторий на создание квазигоскомпаний.
Что же до возврата активов, то благодаря работе Генеральной прокуратуры в бюджет уже поступило 760 млрд тенге, незаконно выведенных за пределы страны. В госсобственность вернули 4,5 тыс. га земель, которые ранее были предоставлены под проекты, а также 6,3 млн га неиспользуемых и выданных с нарушениями сельхозугодий. В фонд государства были возвращены месторождения золота, угля, железа, меди, бокситов, полиметаллов. В дальнейшем они были выставлены на аукцион для передачи стратегическим инвесторам. По итогам аукционов, проведенных в 2022 году, в бюджет страны уплачен подписной бонус в 26 млрд тенге.
Согласно официальным данным, за последние три года доля теневой экономики снизилась с 27% до 19,75% к ВВП, что обеспечило 2 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.
Работа по демонополизации экономики продолжается. Возвращающиеся средства государство использует на социальные нужды общества. Так, по поручению Касым-Жомарта Токаева был создан фонд "Қазақстан халқына", который оказывает материальную помощь нуждающимся гражданам. В этот фонд ежегодно АО "ФНБ "Самрук-Казына" будет перечислять не менее 7% от своего чистого дохода.
Незаконно выведенные и возвращенные в Казахстан активы подпитывают национальный проект "Комфортная школа".
Реформы в социально-экономической сфере последовательно приближают главную цель – рост благосостояния казахстанцев. Для этого используются различные инструменты. Так, по инициативе Касым-Жомарта Токаева закрома открыл Единый накопительный пенсионный фонд. 1,7 млн казахстанцев использовали свои пенсионные накопления на покупку жилья и лечение. С января 2021 года по 1 июня 2022 года ЕНПФ исполнены 1 323 432 заявления вкладчиков (получателей) на использование пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий. На спецсчета казахстанцев, открытые в банках-уполномоченных операторах, ЕНПФ переведено более 3,1 трлн тенге. Средняя сумма единовременных пенсионных выплат составила порядка 2,4 млн тенге.
Закредитованным казахстанцам была предоставлена возможность объявить о банкротстве – принят соответствующий закон.
Врачи, учителя, студенты и представители научного сообщества стали главными бенефициарами изменений в социальной сфере. В Казахстане принят уникальный для постсоветского пространства закон "О статусе педагога" для защиты прав учителей. С января 2020 года заработная плата педагогов ежегодно повышается на 25%. В 2022 году средняя заработная плата врачей увеличена на 30% (416 тыс. тенге), средних медицинских работников – на 20% (208 тыс. тенге). С 1 сентября 2022 года стипендия студентов казахстанских вузов повышена на 20%, магистрантов и докторантов – на 15%. Вновь получила государственный статус Национальная Академия наук Казахстана.
После подписания президентом закона "О республиканском бюджете на 2023-2025 годы" с 1 января этого года увеличились базовые и социальные выплаты: минимальный расчетный показатель вырос до 3450 тенге, минимальная заработная плата – с 60 000 до 70 000 тенге, прожиточный минимум – до 40 567 тенге, базовая пенсионная выплата – до 24 341 тенге и минимальная пенсия – до 53 076 тенге.
С января 2024 года заработает проект "Национальный фонд – детям", согласно которому половина инвестиционного дохода Нацфонда будет поступать на спецсчета всех юных казахстанцев до 18 лет. Так начнет реализацию новая конституционная норма о том, что недра страны принадлежат народу Казахстана.
"Оглядываясь на прошедшие в режиме экстрима годы – катастрофы стихийные и рукотворные, пандемия, январские события, удивляешься не тому, что наша республика выстояла перед лицом не самых простых вызовов. Страна начала путь к серьезным изменениям, и сейчас благодаря стараниям главы государства и при абсолютной поддержке народа закладывается основа, которая даст плоды в будущем. Будущее начинается уже сегодня. Хотя с 2019 года был не один раз предоставлен самой судьбой повод свернуть реформы, закрутить гайки и на все возражения отвечать репрессиями. Касым-Жомарт Токаев выбрал сложный путь изменений и совершенствования – и казахстанцы пошли за ним".