Казахстан смотрит на Восток – западные СМИ
По мнению журналиста, казахстанское руководство поддерживает усиление роли Америки и Европы в Центральной Азии, чтобы способствовать безопасности и экономическому развитию региона, не подрывая при этом многовекторный внешнеполитический подход Астаны.
"Казахстан официально начал строительство третьего железнодорожного сообщения с Китаем. Ожидается, что двухпутная железная дорога увеличит грузовые перевозки между Казахстаном и Китаем более чем на две трети, с 28 до 48 миллионов тонн в год. Строительство железной дороги, завершение которого ожидается в 2027 году, также снизит загруженность двух существующих пограничных переходов, являясь частью 1300-километровой железнодорожной линии, профинансированной правительством Казахстана", – говорится в статье.
Китай – главный экономический и торговый союзник Казахстана
Харун Карчич отмечает, что это хорошо для Китая, который влил миллиарды долларов в свою знаменитую инициативу "Один пояс и один путь" (ОПОП). В рамках этого Нового Шелкового пути Казахстан может выступать в качестве центрального транзитного узла и безопасного сухопутного коридора, минуя неопределенность, связанную с морскими путями. Вследствие этого значение Казахстана в мировой торговле неуклонно растет, открывая рынки для миллионов потенциальных потребителей. В настоящее время Китай является главным экономическим и торговым союзником Казахстана.
"Объем двусторонней торговли между Казахстаном и Китаем достиг беспрецедентного роста, увеличившись до 32,7 миллиарда долларов в первые десять месяцев 2023 года. В настоящее время предпринимаются активные усилия по диверсификации экспорта и увеличению объемов поставок в Китай. Кроме того, Китай в настоящее время является одним из наиболее значительных участников экономического развития Казахстана, а совокупные инвестиции с 2005 года достигли 24 миллиардов долларов", – пишет журналист.
По его мнению, стратегическое географическое положение Казахстана, расположенного между Востоком и Западом, а также имеющего общую границу с Китаем, открывает широкие перспективы для транзита китайских товаров. Введение безвизового режима между Казахстаном и Китаем имеет жизненно важное значение, поскольку в настоящее время граждане Казахстана освобождены от визовых требований при посещении Китая.
"Однако на некоторых наземных пограничных переходах отмечаются длительные задержки. По данным Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", грузовики, пересекающие пограничный пункт "Нур Жолы", проводят в ожидании в среднем одиннадцать дней. Эти грузовики часто подвергаются повторным проверкам со стороны таможенников "без объяснения причин", – заявила бизнес-группа, ссылаясь на жалобы водителей. Чтобы решить эту проблему, власти недавно начали круглосуточную работу контрольно-пропускного пункта "Нур Жолы", – обращает внимание Харун Карчич.
Он отметил, что положительным моментом стало сообщение о том, что бывший директор Пограничной службы Казахстана Дархан Дильманов после обвинений в коррупции и злоупотреблении властью был осужден за "злоупотребление властью" и приговорен к четырем годам лишения свободы за участие в схеме, включавшей незаконную перевозку товаров из Китая в Казахстан.
Казахстан постепенно ускорит экономическое отсоединение от России
Западный журналист отмечает, что ожидается, что Казахстан также ускорит свое экономическое отсоединение от России, хотя и постепенно.
"Экономические реалии второй по протяженности общей сухопутной границы в мире с Россией предполагают, что Казахстан, даже соблюдая санкции и удвоив усилия по борьбе с контрабандой, будет продолжать торговать с Россией, пытаясь уменьшить свою зависимость. Эти попытки в основном будут направлены на обеспечение расширения Транскаспийского энергетического коридора, также известного как Срединный коридор, через Каспийское море на запад через Азербайджан и Грузию. Казахстан больше не будет подвержен риску того, что Россия задушит его импорт или экспорт, а также будет работать над диверсификацией своей экономики и привлечением туристов", – пишет он.
В заключении журналист подчеркнул, что руководство страны разработало долгосрочную стратегию по преодолению советской транспортной и транзитной зависимости и формированию независимой политической и экономической политики.
"Внешняя политика Казахстана направлена на диверсификацию торговых партнеров страны, чтобы избежать чрезмерной зависимости от какого-либо игрока в мировой экономике. Однако масштабы китайской экономики и ее сырьевой голод могут привести к замене Москвы Пекином в качестве регионального гегемона и сорвать попытки Казахстана превратиться из нефтегазозависимой в более диверсифицированную экономику", – считает он.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подтвердил заинтересованность РК в расширении сотрудничества с ООН.