Ерлан Карин: За пять лет в нашей стране произошли кардинальные необратимые изменения
Текст размещен на сайте "Казправды".
В первую очередь Карин раскрывает суть Справедливого Казахстана.
В сфере внутренней политики информационные повестки всегда быстро сменяют друг друга. В какой-то период в центре дискуссии были политреформы, выборы, кадровые назначения, затем противодействие семейному насилию, борьба с паводками.
Однако, несмотря на то, что все структуры государственного аппарата сконцентрированы на решении текущих задач, в то же время продолжается большая работа по продвижению основного курса госполитики.
Идеологическая платформа страны на новом этапе развития сформулирована президентом Касым-Жомартом Токаевым в его программной речи в марте, на третьем заседании Национального курултая в Атырау. В основе данной идеологии лежит такое универсальное понятие, как "Справедливость". Соответственно, ключевой идеологемой проводимого государственного курса является "Справедливый Казахстан".
"Справедливый Казахстан" – это одновременно стержень государственной идеологии и цель государственной политики, а также образ будущего для общественного сознания. Идея "Справедливого Казахстана" возникла не вчера и не в последние 2–3 года, как может показаться. На основополагающие принципы справедливости Касым-Жомарт Токаев ориентируется с первых дней своего президентства.
Еще в своей первой речи при вступлении в должность президента Касым-Жомарт Токаев сказал: "В этот важный момент развития нашего государства все общество должно сплотиться вокруг идеи дальнейшего строительства процветающего, демократического, справедливого Казахстана".
Впоследствии в своих предвыборных платформах на президентских выборах 2019 и 2022 годов Касым-Жомарт Токаев обозначил "справедливость" ключевым принципом своей политики. После трагических январских событий идея построения справедливого государства стала идеологической доминантой не только в государственной политике, но и во всем обществе.
В идее справедливости совпали запрос общества и видение государства. В этом смысле "Справедливый Казахстан" стал консолидирующей идеей. Здесь стоит отдельно уточнить смысловое значение терминов "справедливость" и "справедливое государство". Справедливость – это совсем не всеобщая уравниловка. Справедливость – это, прежде всего, равное распределение прав и ответственности. Именно такая интерпретация и осмысление понятия "справедливость" является сквозной темой всех направлений реформ.
Поэтому идея справедливости легла в основу многих конкретных государственных решений за последние годы. Например, в рамках конституционной реформы 2022 года в Основном законе было закреплено право собственности народа на землю и ее недра, животный и растительный мир, другие природные ресурсы. На практике этот принцип реализован через программу "Нацфонд – детям", согласно которой теперь половина от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда распределяется на специальные накопительные счета детей.
В качестве примеров практического воплощения принципов справедливости можно также назвать возвращение в страну незаконно полученных активов на общую сумму свыше 1 трлн тенге, возврат в государственную собственность более 5 млн га неиспользуемых земель, а также создание общественного фонда "Қазақстан халқына" и ежегодное перечисление на его счета не менее 7% от чистого дохода фонда "Самрук-Казына".
Другими словами, Справедливый Казахстан – это не искусственный конструкт власти, как некоторые могут опрометчиво предположить, а идейный стержень стратегического курса президента. Касым-Жомарт Токаев не раз подчеркивал, что свою главную миссию видит в построении Справедливого Казахстана. Весь комплекс системных реформ в политической, экономической и социокультурной сферах ориентирован в первую очередь на достижение данной стратегической цели. Именно в этом заключается глубинный замысел Президента по кардинальной и синхронной модернизации нашей страны.
Далее госсоветник ответил на вопросы, которые озвучивают в публикациях и комментариях: "А где же результаты реформ, где обещанные изменения? Где он, ваш Новый Казахстан?".
Во-первых, перемены не происходят в одночасье, невозможно вдруг взять и проснуться в другой стране. Реализация реформ требует колоссальных усилий и времени, которое для обычного наблюдателя, не погруженного во все сложности и нюансы, зачастую кажется неоправданно долгим. Но перемены происходят. Любая реформа – это кропотливая и сложная работа. И кто бы что ни говорил, Казахстан продолжает идти по пути реформ.
Во-вторых, в нашей стране за последние пять лет произошли не просто какие-то локальные преобразования, а кардинальные системные изменения во многих сферах.
Посудите сами – всего за три года была полностью переформатирована вся политическая система. В результате политических реформ 2019-2021 годов, кульминацией которых стала конституционная реформа 2022 года, в стране значительно укрепились статус и роль государственных институтов. Начал работу Конституционный суд, сокращены полномочия президента с одновременным расширением полномочий Парламента, введена смешанная избирательная система, упрощена процедура регистрации партий. Впервые внедрена прямая выборность сельских акимов. По итогам выборов в 2021-2023 годах корпус акимов сельских округов обновился на две трети. В прошлом году в пилотном режиме впервые проведены выборы акимов районов и городов областного значения, которые с 2025 года будут проводиться на постоянной основе. Более того, реформы стали не только уникальным опытом для политической практики Казахстана, но и новацией для широкого геополитического окружения, запустив новый тренд в регионе.
В-третьих, параллельно политическим реформам реализуются важные преобразования в экономической и социально-гуманитарной сферах.
Претворяются в жизнь важные инициативы и конкретные проекты, нацеленные на повышение благополучия граждан. Результаты этой системной и комплексной работы видны уже сейчас. Более чем в два раза вырос размер минимальной оплаты труда, что позитивно отразилось на доходах около 1,8 млн граждан. Повышены статус и престиж учителей, врачей, ученых, существенно усилена их социальная защита и увеличены зарплаты.
По инициативе главы государства введена возможность снятия части пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий и лечения, которой уже воспользовались около одного миллиона граждан. Полным ходом идет реализация масштабных национальных инфраструктурных проектов "Комфортная школа" и "Модернизация сельского здравоохранения", в рамках которых возводятся сотни школ и медицинских объектов во всех регионах страны.
Но самое главное – реформы бесповоротно поменяли характер общественных отношений, изменился политический менталитет нации, усилилась гражданская активность, выросла степень гражданского участия и солидарности, общественное мнение стало весомым элементом политической жизни. И эти перемены политической культуры носят уже необратимый характер.
Таким образом, в стране произошли и продолжают происходить кардинальные перемены, реализуются системные реформы, и их уже не остановить.
Кроме того, в статье Ерлан Карин пишет о том, что основным приоритетом государства в сфере внутренней политики было и остается обеспечение общественной стабильности. В том числе через сохранение национального единства, гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия.
Работа в сфере внутренней политики требует постоянного поиска новых методов, новых инструментов, форм и механизмов для выстраивания точек общественной консолидации и обеспечения внутриполитической стабильности.
Есть распространенное мнение, что внутренняя политика – некий набор политтехнологий и пропаганда. Это глубокое заблуждение. Все это всего лишь сопутствующие инструменты. Никакие политтехнологии не заменят прямую конкретную работу с людьми. Внутренняя политика – в первую очередь, непосредственная работа с населением. Надо просто разговаривать с людьми, поддерживать постоянный диалог. При этом важно не впадать в ошибку, воспринимая самых громогласных как единственных выразителей общественного мнения. Нужен не просто диалог, а конструктивный, содержательный, созидательный диалог. Поэтому для госаппарата сегодня на первый план выходит умение постоянно поддерживать прямую коммуникацию со всеми социальными группами и субъектами гражданского сектора.