Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Организация деятельности
уголовно-исполнительных инспекций
Начальник факультета послевузовской и дополнительной подготовки Костанайского юридического института КУИС МЮ РК к.ю.н., доцент, полковник юстиции Б.Шнарбаев и старший преподаватель кафедры Уголовно-исполнительного права и Организации исполнения наказания Костанайского юридического института КУИС МЮ РК подполковник юстиции С.Корнейчук на основе исследований проведенных со слушателями проходящими повышение квалификации на факультете послевузовской и дополнительной подготовки Костанайского юридического института КУИС Министерства юстиции Республики Казахстан проанализировали перспективы совершенствования взаимодействия и профилактической деятельности УИИ УИС и ОВД в отношении лиц, осужденных к мерам наказания не связанным с лишением свободы.
В Костанайском юридическом институте с декабря 2005 по ноябрь 2007 года прошли повышение квалификации 80 сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, в ходе обучения было проведено анкетирование сотрудников, результаты анкетирования использованы при обсуждении на «круглых столах» (декабрь 2005 года, октябрь и ноябрь 2007 года) по вопросам деятельности уголовно-исполнительных инспекций Республики Казахстан и их взаимодействия с ОВД. Исследования свидетельствовали о неудовлетворительной организации деятельности данных подразделений на местах, но сложившаяся ситуация не менялась, не предпринимались попытки исправить ситуацию. В результате проведенной работы были выявлены некоторые проблемы и разработаны предложения в виде рекомендаций по улучшению работы Уголовно-исполнительных инспекций на современном этапе, которые направлялись в КУИС МЮ РК.
В настоящее время принята Программа развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2007-2009 годы. Ряд положений в Программе акцентирует внимание на состоянии сложившемся в системе Уголовно-исполнительных инспекций. А именно.
1. Отсутствует система адаптации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, служба пробации, которая могла бы функционировать на базе уголовно-исполнительных инспекций и охватывать, наряду с исполнением уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы, осуществление полномочий по социальному исследованию правонарушителей на досудебной стадии уголовного процесса с предоставлением отчета социального исследования в суд.
Применение служб пробации в организации исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и постпенитенциарного контроля за осужденными давно и успешно используется в странах Америки, Западной Европы и Японии. Вследствие широкого развития этих служб доля наказаний, не связанных с лишением свободы, в общей структуре наказаний занимает значительную часть - от 70 процентов в Швеции и Англии, до 90 процентов в Японии, тогда как в Казахстане этот показатель составляет 52 процента.
2. В целях создания условий для эффективного исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества, необходимо проработать вопрос об увеличении штатной численности уголовно-исполнительных инспекций на 1183 единицы.
Расширить функции уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, создать на их основе службу пробации в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Разработать инструкцию по исполнению наказаний и иных мер уголовно-
правового воздействия, не связанного с лишением свободы.
Прогрессивные шаги предусмотренные в Программе позволят улучшить работу Уголовно-исполнительных инспекций. Запланированные мероприятия требуют скорейшего претворения, т.к. предусмотренные в Программе меры по созданию службы пробации на основе Уголовно-исполнительных инспекций необходимо воплощать в условиях организационно подготовленной структуры, иначе хорошая идея внедрения передового зарубежного опыта будет дискредитирована, если не будет адаптирована по причине слабости Уголовно-исполнительных инспекций, как материально, так и при отсутствии достаточной правовой поддержки деятельности инспекторов Уголовно-исполнительных инспекций. Подтверждением сложившейся ситуации в Уголовно-исполнтельных инспекциях КУИС МЮ РК является анализ проблемных вопросов подготовленных на основе проведенных исследований в период обучения инспекторов Уголовно-исполнительных инспекций с рекомендациями по повышению эффективности деятельности.
Проведенные опросы выявили ряд организационных проблем, связанных с обеспечением Уголовно-исполнительных инспекций служебными помещениями, материально-техническим оснащением, низким статусом и снижением имиджа данного подразделения. Опрошенные респонденты считают, что такая ситуация сложилась в результате передачи УИИ из ОВД в Уголовно-исполнительную систему, в связи с этим к сожалению имеют место устойчивые мнения о необходимости возврата данной структуры в МВД РК.
Отдельные респонденты высказывают мнения о необходимости приведения материального обеспечения и технического оснащения Уголовно-исполнительных инспекций хотя бы до уровня участковых инспекторов полиции, что будет достаточным на современном этапе.
Подтверждением сложившейся ситуации является проведенный сравнительный анализ отдельных организационных критериев деятельности участковых инспекторов полиции и инспекторов Уголовно-исполнительных инспекций (приложение №1).
На заседаниях «круглого стола» также обсуждалось предложение исходящее от инспекторов УИИ носящее крайний характер - сократить в УИС службу УИИ, а в административной полиции (на местах ПОБ) ввести должности УИП с линейно-зональными функциями по исполнению наказаний в отношении осужденных не связанных с лишением свободы. В ПОБ ввести должности по руководству УИП по исполнению наказаний. Такой вариант по мнению инспекторов УИИ выглядит экономичнее, проще и позволит избавиться от многих проблем. Для местного бюджета будет не заметно увеличение 2-3 штатных единиц, зато имидж УИП по исполнению наказаний заметно поднимется. Снимаются вопросы обеспечения взаимодействия. УИП по исполнению наказаний автоматически приобретут административно-юрисдикционные полномочия и право заниматься ОРД.
Во всех рекомендациях обоснована необходимость принятия Постановления Правительства (по аналогии с постановлением №1598-1996 года по УИП), которое будет обязательным для выполнения всеми ведомствами РК, появятся основания поступления ассигнований не только с республиканского, но и с местного бюджета. Например, на «круглом столе» сотрудник УИИ из г. Талды-Коргана поделился положительным опытом, что подразделение УИИ дислоцируется в участковом пункте полиции. Следует признать, что это удачное расположение. Подучетные лица, приходящие к инспектору, видят, что это полицейское подразделение, видят сотрудников в полицейской форме, и это их дисциплинирует. Также рядом находятся УИП и УИП ПДН, что способствует тесному взаимодействию между ОВД и УИИ. Если совместным приказом МВД и КУИС закрепить данное положение, чтобы УПП и УИИ находились в одном здании, то низовым подразделениям останется только выполнять его, что будет способствовать эффективности общей работы. Так как такого совместного приказа нет, то вопрос о наличии помещений всегда будет зависеть от того каково отношение (в том числе и личное чиновников) местных исполнительных органов и руководства ДВД к УИС на местах.
До настоящего времени не разработаны основные показатели оценивающие работу инспекторов УИИ. Отсутствует ведомственная Инструкция закрепляющая основные приоритеты деятельности подразделения и критерии оценки их деятельности. Следует разработать Правила по организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Разработка новой инструкции по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с лишением свободы предусмотрена по плану исполнения мероприятий Программы дальнейшего развития УИС только в 4 квартале 2009 года.
Остро стоит вопрос о соблюдении постановления Правительства РК № 1053 от 20 октября 2005 года «Об утверждении нормативов нагрузки для сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы органов юстиции Республики Казахстан». Опросы показали, что во всех регионов нагрузка на одного УИИ превышает в два и более раз.
20-30% респондентов признались, что никакого взаимодействия с ОВД нет и более 50% говорят, что это взаимодействие существует формально. ОВД не реагируют на запросы, уклоняются от проведения совместных мероприятий, ограничиваясь ежемесячными отписками по проверке подучетного контингента по месту жительства.
Обсуждался вопрос о применении методов оперативно-розыскной деятельности в выполнении традиционных задач, стоящих перед УИИ. ОРД осуществляется только на территории исправительных учреждений, хотя ранее (когда УИИ находились в системе ОВД) за Инспекциями был закреплен сотрудник уголовно розыска, который выполнял линейные функции по профилактике, предупреждению и розыску методами ОРД. О том, что такая деятельность необходима высказываются 100% опрошенных инспекторов. 18-25% за то, чтобы такими правами наделили самих инспекторов УИИ, но около 80% за то, чтобы ввести в штаты оперуполномоченных.
Актуальность наделения сотрудников УИИ правом производства ОРД вытекает из функций сотрудников данных подразделений. При исполнении наказаний в виде исправительных работ, привлечения к общественным работам, в случае уклонения осужденного от отбывания наказания или скрывшихся от отбывания наказания, инспекцией проводится работа по обеспечению обязательного отбывания наказания. В этих целях в отношении осужденного проводятся розыскные мероприятия, направленные на сбор сведений о его местонахождении. Но эти мероприятия носят ограниченный характер. В случае, если местонахождение осужденного в результате оперативно-розыскных мероприятий не установлено, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об объявлении его в розыск. После вынесения судом постановления об объявлении осужденного в розыск материалы розыскных мероприятий для дальнейшего розыска передаются в органы внутренних дел. Такая затянутая процедура объявления в розыск лица находящегося на учете в УИИ не способствует организации работы. Более того в отношении лиц стоящих на оперативном (текущем) учете в УИИ, в случае злостного уклонения от отбывания общественных работ, Инспекция в отношении данной категории лиц может принять решение об их задержании, а также в случае необходимости внести в суд представление об объявлении в розыск. Фактически сам инспектор УИИ ничего реально сделать не может.
Низкая заработная плата сотрудников УИИ создает не только питательную среду для коррупции, но заметно подрывает имидж подразделения. В то же время у участкового инспектора полиции зарплата больше на 30-35%. Количество подучетного контингента у инспекторов УИИ в среднем больше на 20-30 % чем у УИП ОВД, тем более общественную опасность категории, осужденных к мерам наказания не связанных с лишением свободы, представляют большую, чем профилактируемые лица состоящие на учете у участкового инспектора ОВД. И это происходит в условиях постоянно идущих инфляционных процессов и роста цен. В то же время зарплата остается прежней. Сотрудники УИИ высказывают мнение, что на современном этапе зарплата должна быть или такой же, как у участкового инспектора полиции, с такими же льготами как у него или не менее 80 тысяч тенге.
При передаче УИИ из ОВД в КУИС МЮ РК, инспекторский состав УИИ потерял юрисдикционные полномочия по возбуждению административного производства в отношении правонарушителей общественного порядка и общественной безопасности. Опрошенные сотрудники жалуются, что на улицах и иных общественных местах встречают лиц, состоящих на учетах в УИИ в нетрезвом виде, оскорбляющем и позорящем человеческое достоинство и общественную нравственность, и не могут принять к ним никаких мер. Им приходиться идти и просить участкового инспектора полиции принять к таким лицам меры, а УИП имеет право сам составлять административный протокол и сам может налагать административное взыскание. Почти все опрошенные (94%) высказались за то, чтобы вернуть такие полномочия путем внесения изменений и дополнений в КРК оАП.
В ходе опроса было выявлено, что УИИ не обеспечены специальными средствами и не смотря на то, что в служебных удостоверениях имеется запись «Разрешено хранение огнестрельного оружия», за ними даже не закрепляют табельного оружия. Сотрудники не могут реализовать свои полномочия, предусмотренные ст. 30, 31 и 32 Закона РК «Об органах юстиции». У инспектора нет общественного и аттестованного помощника, и он осуществляет контролирующие функции самостоятельно, чем подвергает себя опасности. Инспектор имеет дело с преступниками и в случаях осложнения оперативно обстановки он не сможет защитить не только граждан но и себя. Данную ситуацию следует исправлять путем принятия вышеупомянутого постановления Правительства Республики Казахстан.
Опросы показали, что с целью повышения позитивного имиджа сотрудника УИИ следует:
-увеличить полномочия;
-повысить заработную плату;
-обеспечить службу УИИ служебными помещениями, офисной техникой, связью;
-обеспечить новым обмундированием;
-обеспечить служебным автотранспортом;
-обеспечить всем требуемым для осуществления своих служебных обязанностей хотя бы по нормам положенности УИП ОВД;
-оплачивать командировки, когда выезжает с проверками;
-решить жилищную проблему молодым специалистам, особенно семейным;
увеличить штаты подразделений УИИ.
Актуальность и своевременность представленного исследования вытекает из того, что на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит около 17000 человек. И количество этих лиц будет расти, т.к. только в 2006 году было осуждено к наказаниям не связанным с лишением свободы 40 тысяч человек, соответственно все указанные проблемы будут расти в пропорциях, поэтому их необходимо решать с учетом меняющейся ситуации.
Приложение № 1.
Сравнительная таблица
организационных критериев работы инспектора УИИ УИС и УИП ОВД
№ п/п |
наименование |
УИИ УИС |
УИП ОВД |
1 |
Заработная плата |
35-40 МРП |
55-60 МРП |
2 |
Служебная автомашина |
Не предусмотрена |
У каждого УИП сельской местности и одна на УПП в городе |
3 |
Нагрузка подучетных лиц |
50 - в городе 30- сельской местности |
35 - в городе 15- сельской местности |
4 |
Компенсация за коммунальные услуги |
нет |
Да |
5 |
Юрисдикционные полномочия по возбуждению дел административного производства |
нет |
По 117 статьям КРКоАП |
6 |
Имеют право налагать административные взыскания |
нет |
По 18 статьям КРКоАП |
7 |
Применять специальные меры пресечения |
Не обеспечены специальными средствами |
Обеспечены специальными средствами и постоянное ношение оружия |
8 |
Имеют аттестованных помощников |
нет |
1 на УПП в городе и 1 на каждого УИП сельской местности |
9 |
Имеют общественных помощников |
нет |
ОП на платной основе (10 МРП), количество по согласованию с местным бюджетом |
10 |
Взаимодействуют с общественными организациями правоохранительной направленности |
КПЗПН |
РОСП (сарбазы, Кара-Батыр), МОСП (в ВУЗах, колледжах, училищах), КПЗПН, общины |
11 |
Обеспеченность канцтоварами |
нет |
50-60% |
12 |
компьютеры |
Есть, но нет ИБД, АБД |
На каждом УПП, обеспеченность ИБД посредственная |
13 |
Оперативная работа |
нет |
Да если стаж работы свыше 5 лет или 2 года стажа ОРД (плюс доплата за опер. Работу) |
14 |
Право подписывать официальные документы, запросы |
Только начальники УИИ |
См.: Приложение № 2. |
Сокращения:
УИИ - уголовно-исполнительные инспекции;
УИП - участковый инспектор полиции;
ИБД - интегрированный банк данных;
АБД - автоматизированная база данных;
КПЗПН - комиссия по защите прав несовершеннолетних;
МОСП, РОСП - молодежные и рабочие отряды содействия полиции;
УПП - участковый пункт полиции;
КРКоАП - Кодекс РК об административных правонарушениях.
Приложение №2.
Полномочия участкового инспектора полиции подписывать и направлять:
а) запросы в информационные центры - о проверке граждан, проходящих по уголовным делам и материалам протокольной формы, а также лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, о наличии у них судимостей или сведений о совершенных ими административных правонарушениях; по месту работы правонарушителей - о выдаче на них характеристик, справок и других документов, необходимых для проверки заявлений граждан, исполнения запросов предприятий, учреждений и организаций, проведения профилактической работы; в наркологические, психоневрологические диспансеры и другие учреждения органов здравоохранения - о нахождении на медицинском учете правонарушителей и профилактируемых лиц, наличии у них заболеваний алкоголизмом или наркоманией, их отношении к лечению; в травматологические пункты, бюро судебно-медицинской экспертизы и другие медицинские учреждения - о представлении сведений о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему;
б) ответы об исполнении запросов предприятий, учреждений, организаций о местонахождении лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, привлекаемых к административной ответственности, допризывников, уклоняющихся от явки в военкоматы;
в) сообщения по месту работы поднадзорных об установлении административного надзора и необходимости в их отношении проведения воспитательной работы;
г) предложения в трудовые коллективы и общественные объединения об обсуждении поведения профилактируемых лиц и проведении с ними воспитательной работы
Программа разработана во исполнение Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» и пункта 195 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства от 20 апреля 2007 года № 319.