Декларация о парламентской открытости как ориентир для казахстанского парламента
Декларация о парламентской открытости как ориентир для казахстанского парламента
Лоскутов И.Ю.,
Генеральный директор
ТОО «Компания «ЮрИнфо»
Избрание Республики Казахстан в Совет Организации Объединенных Наций по правам человека, состоявшееся на этой неделе, вновь обращает нас к вопросу о том, как используется в нашей стране передовая международная практика при развитии национальной системы защиты прав человека. Как заявил в комментарии к данному событию Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар Шакиров: «Членство в Совете по правам человека позволит Казахстану принять более активное участие в деятельности ООН в рамках одного из ее важнейших правозащитных органов, ускорить интеграцию в международное правозащитное сообщество и способствовать обмену положительным опытом в этой сфере».
Безусловно, одним из таких положительных примеров является Декларация о Парламентской открытости, принятая 29 августа 2012 года. Она получила поддержку и вклад от 76 организаций из 53 стран (включая Европейский Союз и Латинскую Америку) и опирается на различные справочные документы, одобренные международным парламентским сообществом. Данный документ был принят по итогам конференции, проходившей с 30 апреля по 2 мая 2012 года, в которой приняли участие организации по мониторингу Парламентов из 38 стран по всему миру. Но, к сожалению, по имеющейся информации, от Казахстана никто не принимал участие в работе над столь важным документом.
Декларация о Парламентской открытости является призывом гражданских организаций, занимающихся мониторингом Парламента к национальным парламентам и международным законодательным органам для повышения открытости, вовлечения граждан в работу Парламента.
Широкое участие общественных организаций в подготовке Декларации показывает, что отсутствие прозрачности при разработке новых законов имеет большое распространение в мире. Многие чиновники, по-прежнему, сохраняют мнение, что только они лучше знают, что нужно для страны. Они считают, что избиратели не должны беспокоиться обо всех утомительных подробностях законотворческого процесса, которые обсуждаются в кулуарах государственных ведомств, и что, публика должна увидеть результат уже в виде готового закона.
Тем не менее, в мире это мнение уже начинает меняться, во многом под влиянием общественного движения за доступ к парламентской информации.
Последние пару лет наблюдается появление целого ряда сайтов, которые используются для мониторинга состояния законодательной деятельности. По последним данным, существует уже более 75 таких платформ для парламентского мониторинга, среди которых, такие успешно функционирующие, как TheyWorkForYou в Великобритании, OpenCongress в США, OpenParliament.ca в Канаде и ProDemos в Нидерландах.
Общественные организации, ратующие за парламентскую открытость, исходят из того, что поскольку парламентская информация создается общественным институтом, она принадлежит обществу. Тем не менее, парламентская информация может использоваться гражданами наиболее эффективно только в контексте широкой культуры открытости. Парламент обязан создавать законы, которые распространяют культуру открытости, включая законы, поощряющие активность гражданского общества. Более того, Парламент обязан обеспечить эффективную реализацию этих законов, которые гарантируют открытость и прозрачность правительственной и парламентской информации посредством общественного наблюдения и предоставления законных средств, позволяющих гражданам реализовывать их права на доступ к публичной информации. Парламент также должен обеспечивать вовлечение граждан и гражданского общества в деятельность государства, поддерживая гражданское обучение, взаимодействия с НКО и уважая права граждан на получение полной, аккуратной и своевременной Парламентской информации.
Права граждан на участие в управлении и доступ к государственной информации, включая парламентскую информацию, являются признанными фундаментальными компонентами, утвержденными международными соглашениями о правах человека. Сильный, доступный и ответственный Парламент является ключом к демократизации по причине его конституционных обязанностей в принятии законодательных актов, наблюдении за реализацией исполнительных функций и представлением интересов граждан.
В свою очередь, парламентская открытость позволяет парламентариям вовлекать избирателей в дискуссии о вопросах регулирования, информировать граждан о работе Парламента и образовывать их, предоставляет гражданам доступ к информации, необходимой для получения их отклика на законотворческий процесс, позволяет гражданам призывать Парламентариев к ответу и сохранять уверенность, что интересы граждан и демократии представлены в полном объеме.
На основании этого, Декларация о Парламентской открытости предлагает следующие принципы парламентской открытости, практически все из которых, актуальны и для нашего, казахстанского парламента.
Продвижение культуры открытости
1. Общественное владение парламентской информацией
Парламентская информация принадлежит обществу; граждане имеют право использовать и публиковать такую информацию; любые исключения или ограничения этих принципов должны быть исчерпывающе определены законом.
2. Продвижение культуры открытости через законодательство
Парламент обладает обязанностью в установлении законов - так же, как и внутренних процедур и кодексов поведения, которые гарантируют права общества на государственную и парламентскую информацию, продвигают культуру открытости власти, обеспечивают прозрачность политического финансирования, охраняют свободы выражения мнений и собраний и стимулируют вовлечение гражданского общества и граждан в законодательные процессы.
3. Продвижение культуры открытости через надзор
Для исполнения собственных функций надзора от лица и вместе с гражданами, Парламент должен обеспечивать то, чтобы законы, реализующие государственную открытость, применялись эффективно, что государство действует прозрачным образом, и что государство также работает над продвижением культуры открытости.
4. Продвижение гражданского образования
Парламент несет ответственность за активное распространение гражданского образования в обществе (и особенно молодежи) через вовлечение в дискуссии, облегчающие понимание роли Парламента, его правил и процедур, его работы и функций и обязанностей парламентариев. Это также включает предоставление детальной парламентской информации, так же, как и выдержек и разъяснений «простым языком» парламентской работы, что могут эффективно использовать граждане, обладающие различным образованием и жизненным опытом.
5. Поощрение участия граждан
Парламент несет ответственность за активное вовлечение всех граждан и гражданского общества в парламентские процессы и принятие решений в целях эффективного представления интересов граждан и придания силы праву граждан написания петиций их правительствам. Вовлечение включает граждан всех полов, рас, этносов, возрастов, языков, политических убеждений и людей с ограниченными возможностями.
6. Защита независимого гражданского общества
Парламент несет ответственность за поощрение развития активного, вовлеченного и энергичного гражданского общества и должен обеспечивать организациям гражданского общества возможность действовать свободно и без ограничений.
7. Создание условия для эффективного мониторинга Парламента
Парламент должен признавать право и обязанность гражданского общества, медиа и общества в целом, осуществлять мониторинг Парламента и парламентариев. Парламент должен участвовать в консультациях с обществом в целом и организациями гражданского общества, которые осуществляют мониторинг Парламента в целях развития эффективного мониторинга и снижения барьеров для доступа к парламентской информации.
8. Обмен передовым опытом
Парламент должен активно участвовать в международном и региональном обмене лучшими практиками и опытом с другими парламентами и организациями гражданского общества для повышения открытости и прозрачности парламентской информации, улучшения использования информации и коммуникационных технологий и усиления приверженности демократическим принципам.
9. Обеспечение правовой защиты
Парламент должен устанавливать нормы для обеспечения эффективного доступа граждан к отправке юридических и судебных обращений в случаях, когда доступ к государственной или парламентской информации является спорным.
10. Предоставление полной информации
Парламентская информация, доступная обществу, должна быть столь полной, сколь это возможно, отражая полностью парламентское действие, за исключением лишь специальных ситуаций, определяемых законом и парламентскими правилами.
11. Своевременное предоставление информации
Парламентская информация должна предоставляться обществу своевременно. В качестве общего правила информация должна предоставляться в реальном времени, а в случаях, когда это невозможно, парламентская информация должна публиковаться, как только это станет возможным.
12. Обеспечение достоверной информации
Парламент должен контролировать процесс сохранения официальных записей и гарантировать, что данные, публикуемые для общества, точны.
Обеспечение прозрачной парламентской информации
13. Принятие норм по парламентской прозрачности
Парламент должен принять нормы, которые обеспечивают постоянную и активную публикацию и раскрытие парламентской информации, включая нормы о форматах, в которых информация должна публиковаться. Нормы по парламентской прозрачности должны быть публично доступны и должны описывать условия для их периодического пересмотра в целях использования технологических инноваций и внедрения лучших практик. В тех случаях, когда у Парламента нет возможности для публикации исчерпывающей парламентской информации, Парламент должен выстроить партнерство с гражданским обществом, чтобы обеспечить широкий публичный доступ к парламентской информации.
14. Предоставление информации о ролях Парламента и его функциях
Парламент должен предоставлять информацию о его конституционной роли, его структуре, его функциях, его правилах и его рабочих процессах, так же, как и аналогичную информацию о его комитетах.
15. Предоставление информации о членах Парламента
Парламенты должны предоставлять достаточную и регулярно обновляемую информацию через Интернет и другими способами для граждан, чтобы они могли знать о мандатах депутатов, партийной принадлежности, ролях в Парламенте, правилах назначения, информацию о личных сотрудниках и любую иную информацию, которую члены Парламента готовы раскрыть о себе и своих мандатах. Рабочая контактная информация офисов членов Парламента также должна быть доступна для общества.
16. Предоставление информации об администрации Парламента
Парламент должен предоставлять информацию о его административной деятельности и структуре парламентской администрации, которая управляет и руководит парламентскими процессами. Контактная информация персон, ответственных за предоставление информации общественности, должна быть публично доступной.
17. Информирование граждан о парламентской повестке
Документация, относящаяся к планированию парламентских мероприятий, должна быть доступна для общественности и включать: календарь сессий, информацию о запланированных голосованиях, порядке процесса и графике комитетских слушаний. За исключением редких случаев, затрагивающих срочное принятие законов, Парламент должен предоставлять заблаговременное срочное уведомление для общественности и гражданского общества, чтобы предоставить возможность получения их отклика и комментариев.
18. Вовлечение граждан в разработку законопроектов
Проекты законов должны предоставляться общественности и публиковаться сразу же после их представления. Признавая потребность граждан в полной информации о законопроекте и для получения отклика на рассматриваемые вопросы, Парламент должен предоставлять общественности результаты анализа и предпосылки для широкого понимания дискуссий о нормах предлагаемого закона.
19. Публикация записей комитетских слушаний
Отчеты о комитетских слушаниях, включая созданные документы, свидетельства очевидцев на публичных слушаниях, стенограммы и журналы действий комитетов, должны быть предоставлены общественности.
20. Данные парламентского голосования
Для обеспечения подотчетности и для информирования граждан о своем выборе при голосованиях, Парламент должен искать способы минимизации использования устного голосования на пленарных заседаниях и должен использовать поименное или электронное голосование. Тем самым, поддерживая и предоставляя общественности данные об индивидуальном выборе при голосовании каждого из членов Парламента на пленарных заседаниях и комитетах. Кроме того, Парламент должен свести к минимуму практику передачи своего голоса другим членам Парламента и убедиться, что это не подрывает нормы прозрачности и демократической подотчетности.
21. Публикация данных пленарных заседаний
Парламент должен создавать, поддерживать и своевременно публиковать данные пленарных заседаний в виде аудио- и видеозаписей, которые будут постоянно храниться на домашней странице Парламента, а также и в виде письменных стенограмм и отчетов.
22. Публикация отчетов, подготовленных Парламентом или предоставленных для него
Все отчеты, подготовленные Парламентом или же запрошенные или востребованные Парламентом, его комитетами, должны быть доступными для общественности, за исключением узко определенных случаев, указанных в законе.
23. Предоставление информации о бюджете и расходах
Парламент ответствен за предоставление общественности исчерпывающей, детальной и легко понимаемой информации о национальном бюджете и расходах, включая прошлые, текущие и предполагаемые доходы и расходы и информацию, касающуюся собственного бюджета Парламента, включая информацию о его собственном исполнении бюджета, заказов и контрактов и иных фондах. Эта информация должна быть доступна общественности в цельном виде, на доступном языке с разъяснениями или отчетами, помогающими гражданам понять информацию.
24. Раскрытие информации об имуществе и обеспечение целостности
Парламент должен обеспечивать доступность достаточного объема информации, чтобы граждане имели возможность принимать решения касательно честности и неподкупности отдельных членов Парламента, включая информацию об их имуществе, непарламентских доходах и расходах, включая проценты по вкладам, дивиденды и добровольные пожертвования.
25. Раскрытие информации о конфликте интересов и неэтическом поведении
Парламент должен принять четко определенные правила, чтобы обеспечить раскрытие информации необходимую для защиты от действительного или предполагаемого конфликта интересов и этических нарушений, включая информацию о взаимодействии его членов с лоббистами и группами влияния. Парламент должен также обеспечить публикацию информации о финальных результатах всех судебных или парламентских расследованиях неэтичного поведения, конфликта интересов или коррупции.
26. Предоставление доступа к исторической информации
Парламентская информация всех предыдущих сессий должна быть оцифрована и предоставляться общественности в электронном виде. Цифровая информация должна храниться вечно, и продолжать быть доступной для общественности. Для случаев, когда Парламент не может оцифровать и сделать доступной собственную информацию, он должен взаимодействовать с внешними организациями для содействия в распространении Парламентской информации без ограничений. Парламент должен обеспечить доступ к Парламентской библиотеке, чтобы члены Парламента и общественность могли использовать историческую парламентскую информацию.
Обеспечение легкого доступа к парламентской информации
27. Обеспечение многоканального доступа к информации
Парламенты должны предоставлять информацию о своей работе через множество каналов, включая, но не ограничиваясь наблюдениями через физический доступ на слушания, печатные СМИ, радио и телевещание и через использование Интернета и технологий мобильных устройств.
28. Обеспечение физического доступа в Парламент
Парламент и его слушания должны быть доступны и открыты для всех граждан с ограничениями только в вопросах безопасности и доступности свободного пространства.
29. Гарантированный доступ для СМИ
Парламент должен обеспечивать возможность для медиа и независимых наблюдателей доступа к парламентским слушаниям; критерии и процесс предоставления доступа для СМИ должны быть четко определены и публично доступны.
30. Предоставление вещания в виде прямого эфира и по запросу
Должны быть приложены усилия к тому, чтобы предоставить гражданам доступ к парламентским слушаниям через радио, телевидение и Интернет в реальном времени и по запросу через архивы записей.
31. Гарантированная доступность по всей стране
Насколько это возможно, доступ к парламентской информации не должен быть ограничен географическими барьерами. Хотя использование парламентских веб-сайтов обеспечивает доступ к парламентской информации без географических ограничений, в странах, где доступ к интернету и его использование ограничены, парламенты должны искать иные способы обеспечения доступности избирателей к парламентской информации по всей стране.
32. Использование доступного языка
Парламенты должны гарантировать, что правовой и технический языки не будут служить барьером для граждан, ищущих возможности доступа к парламентской информации. Парламент обязан разрабатывать обобщения и изложения на простом и понятном языке и иные инструменты для предоставления парламентской информации, легко доступной и понимаемой широкими слоями граждан.
33. Использование нескольких национальных и рабочих языков
В тех случаях, когда Конституция или парламентские правила требуют использования множества национальных или рабочих языков в Парламенте, Парламент должен предпринять все усилия для предоставления синхронного перевода слушаний и своевременного перевода парламентских отчетов и данных.
34. Гарантия бесплатного доступа
Парламентская информация не должна иметь ограничения в доступе для граждан и должна предоставляться бесплатно.
Обеспечение электронного доступа к парламентской информации
35. Предоставление информации в открытом и структурированном формате
Парламентская информация должна собираться и публиковаться в открытом и структурированном формате, таком как структурированный XML, который может быть прочтен и обработан компьютерами, так что парламентская информация может быть легко использована повторно и проанализирована гражданами, гражданским обществом, частными компаниями и государственными структурами.
36. Снижение технологических барьеров
Парламент должен искать способы уменьшения технологических барьеров в использовании парламентской информации, представляя информацию в легко доступных форматах и предоставляя четкие инструкции по использованию любых онлайн-баз данных или инструментов, которые позволяли бы гражданам извлекать парламентскую информацию из парламентских веб-сайтов. Для этой цели Парламент должен предоставить понятный пользовательский интерфейс для максимизации удобства пользователей.
37. Защита конфиденциальности гражданина
Парламентские веб-сайты должны иметь ясную и лаконичную политику защиты личных данных, чтобы граждане могли знать, как используется их персональная информация. Парламенты не должны внедрять требования членства или регистрации, которые ограничивают публичный доступ к информации на парламентских веб-сайтах или разрешать отслеживание пользователей без существенных обоснований.
38. Использование свободного и общедоступного программного обеспечения
Парламенты должны отдавать предпочтение по использованию свободного и открытого программного обеспечения при цифровом раскрытии парламентской информации.
39. Предоставление данных для скачивания и повторного использования
Парламентская информация должна иметь простой способ скачивания, в том числе массовый, и хорошо документированный, чтобы обеспечить легкость в повторном использовании информации для различных целей.
40. Поддержание парламентских сайтов
Даже в странах с ограниченным доступом в Интернет, поддержание и регулярное обновление полных парламентских сайтов - это важный аспект парламентской открытости в современном мире. Парламент должен гарантировать доступ к парламентской информации в электронном формате и должен уделять внимание онлайн распространению информации, как важному направлению коммуникаций.
41. Поддержание простых и стабильных механизмов поиска информации
Учитывая объемы информации, которые часто предоставляются парламентами, возможность быстрого и простого поиска интересующей информации безусловно необходима. Парламенты должны создавать пригодные для поиска базы с архивной и текущей парламентской информацией, предоставляя простые и сложные системы поиска. Информация должна быть доступна в местах, которые остаются фиксированными, например, веб-страницы - по постоянным URL'aM.
42. Связывание парламентской информации гиперссылками
Парламент должен искать возможности улучшения доступа граждан к важной парламентской информации через связывание парламентской информации с другой информацией, например, через предоставление ссылок на исторические версии закона, связанные отчеты комитетов, выступления экспертов, поддерживаемые поправки и итоговые отчеты, содержащие записи парламентских дебатов.
43. Создание систем уведомления
В тех случаях, когда это возможно, Парламент должен предоставлять гражданам возможность подписки на сервисы для информирования избирателей о важных парламентских событиях через электронную почту, текст-SMS и другие технологии.
44. Способствовать двусторонним коммуникациям
Парламент должен прилагать усилия для использования интерактивных технологических инструментов, чтобы предоставить возможности гражданам давать комментарии по проектам законов и по парламентской деятельности и способствовать общению с депутатами и сотрудниками парламентской администрации.