Лента новостей
0

Как планируют разрешать социально-трудовые конфликты в Казахстане

Разработан Комплексный план по предупреждению социальной напряженности и разрешению социально-трудовых конфликтов на 2024-2028 годы, фото - Новости Zakon.kz от 23.10.2023 12:34 Фото: freepik
Министерство труда подготовило проект Комплексного плана по предупреждению социальной напряженности и разрешению социально-трудовых конфликтов на 2024-2028 годы, сообщает Zakon.kz.

В пояснительной записке говорится, что Комплексный план разработан в целях предупреждения и снижения социальной напряженности на предприятиях страны в предстоящие пять лет.

Принятие проекта повлечет положительные социально-экономические последствия, будет способствовать предупреждению и снижению трудовых споров и конфликтов в трудовых коллективах страны.

Комплексный план содержит три приоритета:

  • Постоянный мониторинг и меры профилактики трудовых конфликтов на предприятиях
  • Вовлечение представителей работодателей на республиканском, отраслевом, региональном, областном, городском, районном уровнях в деятельность по предупреждению трудовых конфликтов и продвижение принципов социальной ответственности
  • Вовлечение республиканских, отраслевых, территориальных, локальных профессиональных союзов в работу по предупреждению трудовых конфликтов

В рамках первого приоритета разработан блок мер по мониторингу ситуации в трудовой сфере.

В частности, будут проводить ежедневный мониторинг социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов в рамках работы Ситуационного центра, в том числе мониторинг интернет-пространства, СМИ на предмет распространения негативных материалов и публикаций, способных спровоцировать массовые протестные акции в трудовых коллективах с принятием мер реагирования.

По итогам мониторинга проблемные предприятия будут вносить в Карту трудовых рисков с дальнейшим принятием мер по урегулированию проблемных вопросов.

Кроме того, в первый блок включен Алгоритм принятия мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов на базе Групп мониторинга по прогнозированию и оценки ситуации в регионе, включая мероприятия по:

  • выделению наиболее авторитетных и влиятельных лиц, участвующих в трудовом конфликте для проведения с ними точечной работы по переводу конфликта в правовое поле;
  • проведению переговоров с инициативной группой с дальнейшим освещением итогов переговоров среди целевой аудитории;
  • формированию в случае необоснованности требований работников соответствующего общественного мнения;
  • закреплению практики по выработке протокольных мер по рассмотрению требований работников с освещением результатов работы в информационном поле и разъяснением сути принимаемых мер.

Информация о ходе и результатах работы будет предоставляться в Министерство труда.

Помимо этого, в рамках мониторинга предусмотрены следующие мероприятия:

  • Проведение работы по интеграции в систему Е-Otinish дочерних и зависимых компаний АО ФНБ "Самрук-Казына"
  • Проведение в рамках Ситуационного центра мониторинга исполнения работодателями положений коллективных договоров, отраслевых и региональных соглашений
  • Совершенствование системы раннего выявления проблемных предприятий на основе скоринговой модели по данным информационных систем
  • Проведение социологических опросов среди работников крупных и средних предприятий регионов для оценки социального самочувствия и морально-психологического климата в трудовых коллективах.
  • Проведение работы с работодателями крупных и средних предприятий по повышению и индексации заработной платы работников в рамках социального партнерства
  • Осуществление работы в рамках отраслевых комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений по развитию социального диалога в отрасли
  • Заслушивание на заседаниях региональных трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию трудовых отношений руководителей проблемных предприятий.

Еще один блок мер в рамках мониторинга включает меры по недопущению задолженности по заработной плате, социальным отчислениям, ОПВ, ОСМС.

В частности это:

  • Проведение сверки данных информационных систем государственных органов на предмет соблюдения работодателями обязательств по своевременному перечислению обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов по ОСМС.
  • Обмен информацией по выявленным фактам задолженности по заработной плате и принятым по ним процессуальным решениям между местными органами по инспекции труда и правоохранительными органами
  • Мониторинг за деятельностью государственных и частных судебных исполнителей по своевременному исполнению предписаний государственных инспекторов труда о выплате работодателями задолженности по заработной плате

Помимо этого в рамках первого блока мер будет проводиться мониторинг предприятий, подверженных риску высвобождения работников:

  • Ежедневный мониторинг крупных и средних предприятий, планирующих высвобождение работников, с включением их в Ситуационный центр МТСЗН
  • Регулярное освещение в СМИ информации о имеющихся вакансиях и мерах по трудоустройству высвобождаемых работников
  • Ряд мер по обеспечению социальной стабильности работников сервисных организаций при закупе услуг подрядных организаций

Следующий блок мер в рамках проводимого мониторинга включает законодательные меры предупреждения трудовых споров:

  • Усиление роли общественного контроля за соблюдением трудового законодательства путем законодательного закрепления порядка проведения общественного контроля
  • Усиление административной ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства
  • Проработка вопроса внедрения государственной статистики трудовых конфликтов
  • Внесение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих должности "Конфликтолог"
  • Разработка типового положения о трехсторонних комиссиях по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений всех уровней

В соответствии со вторым приоритетом, который заключается в вовлечении представителей работодателей в деятельность по предупреждению трудовых конфликтов, предусмотрены:

  • Заключение отраслевых соглашений в отраслях, не охваченных социальным диалогом, с установлением в них положений об основных принципах системы оплаты труда отрасли, в том числе:
    • о минимальных тарифных ставках (окладах) в отрасли;
    • о минимальных значениях межразрядных коэффициентов;
    • об едином порядке установления доплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • Проведение обучающих тренингов по повышению управленческой и конфликтологической компетентности топ-менеджеров организаций и руководителей профсоюзных организаций

Третий приоритет, который состоит в том, чтобы вовлечь в работу по предупреждению трудовых конфликтов профсоюзы, предусмотрено:

  • Продолжение работы Центров примирения в вопросах раннего выявления трудовых конфликтов и проведения примирительных процедур
  • Внедрение системы внутренней вертикальной коммуникации от первичной профсоюзной организации до республиканского объединения профсоюзов для выстраивания оперативной обратной связи
  • Проведение анализа заработных плат в нефтесервисных предприятиях нефтегазовой отрасли для выработки единых подходов к системам оплаты труда их работников
  • Проведение форумов рабочей молодёжи, круглых столов, семинаров с представителями молодёжи трудовых коллективов, с целью воспитания культуры ведения правильного социального диалога.

Какие результаты ожидают разработчики по итогам реализации Комплексного плана:

  1. снижение рисков возникновения трудовых конфликтов;
  2. раннее выявление и устранение факторов, способствующих возникновению трудовых конфликтов;
  3. повышение эффективности и конкретизация деятельности трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;
  4. разработка законодательных мер по принятию финансовых мер к работодателям, допустивших нарушение трудового законодательства, в том числе связанные с вопросами оплаты труда;
  5. повышения правовой грамотности сторон трудовых отношений;
  6. повышения уровня менеджмента.

Проект размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 ноября 2023 года.

Ранее мы писали, что Министерство труда разработало проект Концепции развития рынка труда до 2030 года, центральной идеей которого является создание качественных рабочих мест.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: