Социальная помощь нуждающимся гражданам будет оказываться через Госкорпорацию

Тенге, деньги, Казахстан, фото - Новости Zakon.kz от 29.05.2024 09:09 Фото: Zakon.kz
Министерство труда подготовило проект поправок в Типовые правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан, сообщает Zakon.kz.

Назначение и получение социальной помощи, предоставляемой местными исполнительными органами отдельным категориям нуждающихся граждан, будет организовано через некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" и портал "электронного правительства".

В соответствии с этим расширяется понятийный аппарат правил. Будет добавлен ряд новых терминов:

  • веб-портал "электронного правительства" – информационная система, представляющая собой единое окно доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, и к государственным услугам, услугам по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услугам субъектов квазигосударственного сектора, оказываемым в электронной форме;
  • уполномоченная организация по выплате социальной помощи – банки второго уровня, организации, имеющие лицензии уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на соответствующие виды банковских операций, территориальные подразделения акционерного общества "Казпочта";
  • АИС "Е-Собес" – автоматизированная информационная система "Е-Собес" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
  • АИС "ЦБД" – автоматизированная информационная система "Централизованная база данных выплат пенсий и пособий" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
  • акционерное общество "Центр развития трудовых ресурсов" (ЦРТР) – юридическое лицо, создаваемое по решению Правительства Республики Казахстан при уполномоченном государственном органе, обеспечивающее информационно-аналитическое сопровождение рынка труда, активных мер содействия занятости, методологическую поддержку служб занятости, развитие и сопровождение единой информационной системы социально-трудовой сферы.

Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся являются:

  • причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия;
  • причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие пожара;
  • наличие социально значимого заболевания;
  • наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами в кратном отношении к прожиточному минимуму;
  • сиротство, отсутствие родительского попечения;
  • неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
  • освобождение из мест лишения свободы, нахождение на учете службы пробации.

Вносится уточнение, согласно которому социальная помощь отдельным категориям нуждающихся граждан в случаях причинения ущерба имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара оказывается по месту нахождения пострадавшего имущества.

Социальная помощь к праздничным дням и памятным датам оказывается без истребования заявлений от получателей.

Категории получателей социальной помощи определяются МИО, после чего формируются их списки путем направления запроса в Государственную корпорацию либо иные организации.

Для получения социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан заявитель от себя или от имени семьи обращается в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи, акиму поселка, села, сельского округа или на портал с заявлениями.

Сведения документа, удостоверяющего личность заявителя, сведения о регистрации по месту жительства, сведения о номере банковского счета, указанные в электронном заявлении заявителя получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" в соответствии с запросами в информационные системы государственных органов и (или) организаций.

При обращении заявителя через портал уведомление об оказании социальной помощи (отказе в оказании) отправляется в автоматическом режиме посредством передачи sms-оповещения на мобильный телефон заявителя. Sms-оповещения регистрируются в электронном журнале sms-оповещений.

Заявитель получает информацию о статусе оказания социальной помощи в режиме удаленного доступа посредством "личного кабинета" портала.

Поправками расширяется перечень оснований для отказа в оказании социальной помощи:

  • выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
  • отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
  • превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи), установленного местными представительными органами порога для оказания социальной помощи;
  • отрицательного ответа уполномоченного государственного органа на запрос о согласовании, который требуется для оказания социальной помощи, а также отрицательного заключения экспертизы, исследования либо проверки;
  • отсутствия согласия заявителя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 закона "О персональных данных и их защите", на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания социальной помощи;
  • представления заявителем неполного пакета документов в соответствии с законодательством РК и (или) документов с истекшим сроком действия;
  • получения из информационной системы уполномоченного государственного органа сведений, подтверждающих факты назначения, осуществления выплат, подачи заявления на назначение социальной помощи по данному основанию;
  • нахождения заявителя на полном государственном обеспечении.

Выплата социальной помощи производится за счет средств местных бюджетов уполномоченным органом по оказанию социальной помощи через Государственную корпорацию путем зачисления на банковские счета в уполномоченной организации по выплате социальной помощи.

Финансирование расходов на предоставление социальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) на текущий финансовый год.

Помимо прочих оснований социальная помощь прекращается в случае выявления в отношении получателя социальной помощи лишения оснований на оказание социальной помощи.

При этом выплата социальной помощи прекращается с даты наступления указанных обстоятельств.

В Правила добавят новую главу, которой регламентирован порядок выплаты социальной помощи.

В частности, установлено, что для формирования категорий получателей на выплату социальной помощи к памятным датам и праздничным дням, уполномоченным органом по оказанию социальной помощи в АИС "Е-Собес" инициируется запрос в АИС "ЦБД" на получение данных граждан, являющихся (активных) получателями пенсий и пособий.

АИС "ЦБД", согласно запросу АИС "Е-Собес", формирует данные (активных) по получателям пенсий и пособий на назначение социальной помощи и направляет в АИС "Е-Собес" в следующем формате:

ИИН, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, код отделения, код выплаты, пол, адрес прописки, банковские реквизиты, номер телефона (при наличии), данные опекуна (для детей с инвалидностью до семи лет, дети с инвалидностью с семи до 18 лет – первой, второй, третьей групп).

Процесс осуществления выплаты социальной помощи через Государственную корпорацию инициируется уполномоченным органом по оказанию социальной помощи в АИС "Е-Собес" при подписании решения об оказания социальной помощи.

После подписания решения об оказании социальной помощи руководителем отдела уполномоченного органа по оказанию социальной помощи данные, содержащиеся в решении об оказании социальной помощи, автоматически передаются в АИС "ЦБД" для постановки на выплату.

После передачи данных статус в АИС "Е-Собес" автоматически переходит в статус "Отправлено в ЦБД".

На основании решений об оказании социальной помощи Государственная корпорация формирует потребность в бюджетных средствах на выплату социальной помощи:

  • по единовременным выплатам – ежедневно, за 10 дней до наступления памятной даты или праздничного дня;
  • по ежемесячным и ежеквартальным выплатам – к 20 числу месяца, предшествующего месяцу выплаты.

После формирования потребности Государственная корпорация не позднее следующего рабочего дня направляет заявку о сумме потребности на выплату социальной помощи в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.

Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 2 рабочих дней после поступления заявки о сумме потребности на выплату социальной помощи перечисляет в Государственную корпорацию денежные средства в пределах сумм, предусмотренных заявкой о сумме потребности на выплату социальной помощи.

По заявкам, поступившим после 27 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи перечисляет в Государственную корпорацию денежные средства в пределах сумм, предусмотренных заявкой о сумме потребности на выплату социальной помощи не ранее 1 числа месяца выплаты.

При возврате суммы социальной помощи из банков второго уровня Государственная корпорация не позднее следующего рабочего дня после возврата направляет сведения о возврате в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.

Государственная корпорация ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным:

  • подписывает с уполномоченным органом по оказанию социальной помощи акт сверки о поступивших трансфертах на выплату социальной помощи;
  • направляет в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи сведения по произведенным выплатам социальной помощи в разрезе банков второго уровня и АО "Казпочта".

Полноту, подлинность, достоверность, а также защиту передаваемых персональных данных обеспечивает сторона ИС (владелец сервиса), передающая информацию.

ЦРТР обеспечивает требования законодательства в сфере информатизации, информационной безопасности и неизменность сведений, сформированных пользователями информационных систем, и своевременность установлений форматно-логического контроля, а также подтверждение получения согласия услугополучателя на сбор и обработку персональных данных, в том числе посредством государственного сервиса "Контроль доступа к персональным данным" МЦРИАП РК.

В свою очередь Госкорпорация несет ответственность за правильность выбора кодов выплат пенсий и всех видов пособий, требуемых для формирования категорий получателей в случае наступления трудной жизненной ситуации, а также к памятным датам и праздничным дням.

Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи и Госкорпорация при оказании услуги обеспечивают соблюдение порядка и сроков, предусмотренных законами РК и иными нормативными правовыми актами.

Проект размещен на портале "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 11 июня 2024 года.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Комментарии (2)
Maksat FF zz 10 месяцев назад
Ассалаумағалейкум мен бірінші топ мүгедегі бала күннен, социальный помочь қалай ала аламын, аудандық сабезден сұрасам үнемі ешқандай көмек жоқ деген жауап аламын, мен квартирада тұрамын, пенсиямды квартира мен тамаққа әзер жеткіземін, дәрі дәрмек, киім кешекке мүлде жетпейді, көмек беріңіздерші, жек басты баспаналы болуыма көмек беріңіздерші, квартира дан квартираға шаршадым, бір мүмкіндігі шектеулі жандыды қуантуға мемлекеттің шамасы келетін шығар.
Ответить
Балтабек Алмасович zz 10 месяцев назад
Мен сотталганмын жакындагана шыктым бала шагам бар квартирада турамын 80 000 айына Ен арзаны Калай Уй алсам болады бала шагамды киндиремин ба или квартира толеймин ба билмеймин комектесиниздершы Калай Уй алсам болады хотябы Уй жагынан комек керек болып тур 🥺🥺🥺🥺
Ответить
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: