Меры господдержки окажут казахстанским торговым организациям
Мерами господдержки являются субсидирование и гарантирование по кредитам субъектов внутренней торговли, выданным банками второго уровня.
Субсидирование используется для возмещения части расходов, уплачиваемых субъектами внутренней торговли в качестве вознаграждения по кредитам, и осуществляется через эффективные механизмы взаимодействия государства с бизнесом.
Гарантирование является инструментом финансовой поддержки субъектов внутренней торговли и используется для расширения и обеспечения доступа к кредитным ресурсам.
Условия предоставления субсидий
Участниками субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам являются субъекты внутренней торговли, в том числе осуществляющие деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации "магазинов у дома", реализующие и (или) планирующие реализовать проекты для развития внутренней торговли, создания торговой инфраструктуры, в регионах страны, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, с учетом места реализации проекта.
Субсидирование части ставки вознаграждения осуществляется по кредитам, выдаваемым для реализации проектов, направленных на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, субъектов внутренней торговли, в том числе осуществляющих деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации "магазинов у дома".
Под проектами понимаются проекты, предусматривающие обязательное увеличение уплачиваемых налогов (КПН/ИПН) на 10% после двух финансовых лет с даты решения финансового агентства. Однако данное требование не распространяется по кредитам субъектов внутренней торговли, направленным на пополнение оборотных средств.
По каким проектам допускается субсидирование части ставки вознаграждения:
- строительство, расширение/реконструкция/модернизация торговых центров, торговых рынков, торговых объектов современного формата и многофункциональных комплексов в торговой деятельности, а также приобретение объекта недвижимости для организации торговой деятельности, за исключением объектов недвижимости, которые на момент приобретения уже используются под торговую деятельность;
- на пополнение оборотных средств субъектами внутренней торговли, в том числе осуществляющими деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации "магазинов у дома", за исключением приобретения подакцизных товаров;
- на приобретение торгового оборудования субъектами внутренней торговли;
- на приобретение оборудования, предназначенного для соответствующего хранения и (или) выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и (или) иных операций с продовольственными товарами;
- на приобретение нематериальных активов субъектами внутренней торговли, осуществляющими деятельность в форме кооперативных магазинов/ кооперации "магазинов у дома", для автоматизации совместных закупок и учета запасов;
- разработка программного обеспечения и его сопровождения для электронных торговых площадок.
В городах областного значения поддерживаются проекты по следующим видам экономической деятельности:
- ОКЭД 46.90.3 "Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации в торговых объектах с торговой площадью более 2000 квадратных метров (две тысячи квадратных метров и выше), включая оптово-распределительные центры";
- ОКЭД 47.11 "Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, напитками и табачными изделиями";
- ОКЭД 47.19 "Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах";
- ОКЭД 47.91.0 "Розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет";
- ОКЭД 68.20.3 "Аренда (субаренда) и управление собственным или арендованным торговым рынком";
- ОКЭД 68.20.4 "Аренда и управление собственной торговой недвижимостью и многофункциональными комплексами в торговой деятельности", за исключением ТРЦ;
- ОКЭД 68.20.5 "Аренда (субаренда) и управление арендуемой торговой недвижимостью и арендованными многофункциональными комплексами в торговой деятельности", за исключением ТРЦ.
В моно- и малых городах, сельских населенных пунктах поддерживаются проекты по следующим видам экономической деятельности:
- 46 "Оптовая торговля, за исключением торговли автомобилями и мотоциклами";
- 47 "Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами";
- 68.20.3 "Аренда (субаренда) и управление собственным или арендованным торговым рынком";
- 68.20.4 "Аренда и управление собственной торговой недвижимостью и многофункциональными комплексами в торговой деятельности", за исключением ТРЦ;
- 68.20.5 "Аренда (субаренда) и управление арендуемой торговой недвижимостью и арендованными многофункциональными комплексами в торговой деятельности", за исключением ТРЦ.
Обязательные условия для субъектов внутренней торговли, получивших одобрение финансового агентства по инструменту субсидирования:
- обеспечение размещения для реализации, на торговой площади и (или) полочном пространстве не менее 20% от общей торговой площади и (или) полочного пространства непродовольственных товаров отечественного производства с маркировкой "Сделано в Казахстане";
- обеспечение дополнительного размещения на торговой площади и (или) полочном пространстве не менее 20% от общей торговой площади и (или) полочного пространства, продовольственных товаров отечественного производства с маркировкой "Сделано в Казахстане";
- реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе социально значимых продовольственных товаров;
- применение национального каталога товаров.
Обязательными условиями для электронных торговых площадок в сфере электронной торговли являются:
- установление отличительного знака маркировки "Қазақстанда жасалған" на товары, произведенные в РК;
- создание отдельного раздела товаров с отличительным знаком маркировки "Қазақстанда жасалған" на электронных торговых площадках;
- предоставление приоритета товарам с отличительным знаком "Қазақстанда жасалған" при выводе результатов поиска товаров на электронных торговых площадках.
Сумма кредита по проектам в городах областного значения с учетом всех действующих кредитов для одного субъекта внутренней торговли не превышает 3 миллиарда тенге и рассчитывается без учета задолженности по кредиту аффилированных/связанных с ним лиц/компаний.
В случае, если нескольким аффилированным/связанным субъектам внутренней торговли предоставляется кредит для реализации одного бизнес-проекта, то данная сумма не превышает 3 миллиарда тенге.
Одним бизнес-проектом считается совокупность двух и более проектов, соответствующих следующим двум критериям одновременно:
- проект реализуется как один объект (является единым зданием/сооружением/объектом неразрывно связанные физически или технологически);
- проект реализуется в рамках одного подкласса ОКЭД.
По проектам в населенных пунктах, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, сумма кредита с учетом всех действующих кредитов не превышает 1,5 миллиарда тенге для одного субъекта внутренней торговли и рассчитывается без учета задолженности по кредиту аффилированных/связанных с ним лиц/компаний.
В случае, если нескольким аффилированным/связанным субъектам внутренней торговли предоставляется кредит для реализации одного бизнес-проекта, то данная сумма не превышает 1,5 миллиарда тенге.
Одним бизнес-проектом считается совокупность двух и более проектов, соответствующих следующим двум критериям одновременно:
- проект реализуется как один объект (является единым зданием/сооружением/объектом, неразрывно связанным физически или технологически);
- проект реализуется в рамках одного подкласса ОКЭД.
Срок субсидирования составляет:
- на инвестиционные цели со сроком субсидирования не более 5 лет без права пролонгации;
- на пополнение оборотных средств со сроком субсидирования не более трех лет без права пролонгации.
Срок реализации инвестиционных проектов не может превышать 24 месяца с даты решения финансового агентства. Допускается предоставление дополнительного срока на основании решения финансового агентства не более чем на один финансовый год после истечения срока.
Финансовое агентство представляет дополнительные сроки по проектам субъектов внутренней торговли при наличии следующих основных объективных причин:
- на дату проведения мониторинга кредит не освоен или освоен частично (линия освоена не полностью, средства находятся на расчетном счете для последующей оплаты за товар/работу/услугу);
- не поставлены товары/работы/услуги, приобретенные в рамках кредита и не произведен монтаж оборудования;
- не завершены строительные/реконструкционные/ремонтные работы, проведенные в том числе на средства кредита;
- не получен акт приемки/акт ввода в эксплуатацию объекта, построенного в том числе на средства кредита;
- не представлены в полном объеме документы, подтверждающие соответствие субъекта внутренней торговли /кредита/ проекта условиям Правил и целевое использование кредита (счет-фактуры и накладные) (при наличии обоснований их непредставления субъектом внутренней торговли на момент проведения мониторинга);
- не осуществлена реализация (запуск) проекта.
По кредитам с суммой свыше 500 миллионов тенге для одного субъекта внутренней торговли без учета задолженности по кредиту аффилированных/связанных с ним лиц/компаний, предъявляется требование по запрету на выплаты дивидендов в период субсидирования. В случае неисполнения условий настоящего пункта выплата субсидий прекращается, и субъект внутренней торговли возмещает сумму выплаченных субсидий в полном объеме.
Субсидирование осуществляется по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения не превышающей базовую ставку, установленную Национальным банком и увеличенную на 5 процентных пунктов, из которых 10,75% субсидируется государством, а разницу оплачивает субъект внутренней торговли.
Банк принимает обязательства не взимать и не устанавливать для субъекта внутренней торговли какие-либо комиссии, сборы и (или) иные платежи, связанные с кредитом за исключением:
- связанных с изменением условий кредитования, инициируемых субъектом внутренней торговли;
- взимаемых по причине нарушения субъектом внутренней торговли обязательств по кредиту;
- платежей по расчетно-кассовому обслуживанию.
Порядок предоставления субсидии
Субъект внутренней торговли обращается в банк с заявлением:
- по новому кредиту;
- по действующему кредиту.
Банк проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта и, в случае положительного решения о предоставлении кредита или понижении ставки вознаграждения по кредиту до размера, установленного Правилами, в течение трех рабочих дней направляют письменный ответ субъекту внутренней торговли с уведомлением финансового агентства.
Субъект внутренней торговли с положительным решением банка обращается в финансовое агентство с заявлением-анкетой, к которому прилагаются:
- для ИП – талон о регистрации уведомления о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, для юридических лиц – справка о государственной о регистрации (перерегистрации) юридического лица, учетной регистрации филиала (представительства);
- документы, подтверждающие создание кооператива, в случае подачи заявления – анкету от кооперативного магазина;
- бизнес-план проекта субъекта внутренней торговли, содержащий этапы по увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) на 10% после 2 финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании и соблюдение срока реализации инвестиционных проектов не более 24 месяца. На момент подачи заявки-анкеты субъектом внутренней торговли требуется наличие справки об отсутствии налоговой задолженности за запрашиваемый период;
- положительное решение банка (выписку из протокола решения банка).
Уполномоченный орган финансового агентства рассматривает проекты только в случае наличия бюджетных средств для субсидирования в соответствующем финансовом году.
Проект субъекта внутренней торговли рассматривается уполномоченным органом финансового агентства в течение 5 рабочих дней с даты поступления информации с пакетом документов. При этом в случае принятия положительного решения уполномоченным органом финансового агентства в решении указываются:
- обязательство субъекта внутренней торговли по увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог) в бюджет на 10% после двух финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства;
- обязательство субъекта внутренней торговли по наличию торговых мест для реализации продовольственных и непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по реализации на территории объекта продовольственных товаров, в том числе социально значимых продовольственных товаров;
- требование по запрету на выплаты дивидендов в период субсидирования;
- условие по сроку реализации инвестиционных проектов.
После получения банком от финансового агентства решения уполномоченного органа финансового агентства и при положительном решении о субсидировании между финансовым агентством, банком и субъектом внутренней торговли заключается договор субсидирования, согласно которому финансовое агентство осуществляет выплату банку части ставки вознаграждения в соответствии с графиком погашения к договору субсидирования.
Дата выплаты субсидируемой части ставки вознаграждения определяется субъектом внутренней торговли и банком самостоятельно. В случае, если начисление вознаграждения по кредиту начинается со дня, следующего за днем начала срока субсидирования, указанного в подписанном финансовым агентством договоре субсидирования, в период субсидирования не включается первый день начала срока субсидирования.
Финансовое агентство после подписания договора субсидирования выплачивает субсидии. Субсидии по проектам выплачиваются при наличии средств от уполномоченного органа.
Правилами также определены условия приостановления, прекращения и возобновления субсидирования.
Условия предоставления гарантий
Участниками гарантирования по кредитам являются субъекты внутренней торговли, в том числе осуществляющие деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации "магазинов у дома", реализующие и (или) планирующие реализовать проекты для развития внутренней торговли, создания торговой инфраструктуры, в регионах страны, в том числе в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, с учетом места реализации.
Кредит субъекту внутренней торговли, по которому предоставляется гарантирование, выдается в национальной валюте.
Размер гарантий зависит от периода осуществления деятельности субъектом внутренней торговли и суммы кредита в рамках проекта.
Допускается гарантирование по проектам:
- строительства, расширения/реконструкции/модернизации торговых центров, торговых рынков, торговых объектов современного формата и многофункциональных комплексов в торговой деятельности, а также приобретение объекта недвижимости для организации торговой деятельности, за исключением объектов недвижимости, которые на момент приобретения уже используются под торговую деятельность;
- на пополнение оборотных средств субъектами внутренней торговли, в том числе осуществляющие деятельность в форме кооперативных магазинов/кооперации "магазинов у дома", за исключением приобретения подакцизных товаров;
- на приобретение торгового оборудования субъектами внутренней торговли;
- на приобретение оборудования, предназначенного для соответствующего хранения и (или) выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и (или) иных операций с продовольственными товарами;
- на приобретение нематериальных активов субъектами внутренней торговли, осуществляющими деятельность в форме кооперативных магазинов/ кооперации "магазинов у дома", для автоматизации совместных закупок и учета запасов;
- разработки программного обеспечения и его сопровождения для электронных торговых площадок.
Условия гарантирования для действующего субъекта внутренней торговли:
- сумма кредита в рамках проекта в городах областного значения, по которому осуществляется гарантирование, не превышает три миллиарда тенге.
Для субъектов внутренней торговли, реализующих проекты в моно- и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областного значения, сумма кредита не превышает 1,5 миллиарда тенге для одного субъекта внутренней торговли или на один кооператив.
При этом сумма кредита в рамках проекта рассчитывается для субъекта внутренней торговли с учетом задолженности по кредиту аффилированных/связанных с ним лиц.
- максимальный размер гарантии не превышает 1,5 миллиарда тенге до 50% от суммы кредита.
При этом субъект внутренней торговли предоставляет обеспечение по кредиту залоговой стоимостью в размере не менее 50% в зависимости от предоставляемой гарантии (при расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ);
- срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита;
- номинальная ставка вознаграждения по кредиту, по которому осуществляется гарантирование, не превышает базовую ставку Национального Банка, увеличенную на 5 процентных пунктов на дату принятия решения банком по проекту субъекта внутренней торговли.
Условия гарантирования для субъекта внутренней торговли, срок государственной регистрации которого в качестве ИП или юридического лица составляет на момент обращения в банк за кредитом менее трех лет:
- сумма кредита в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не превышает 360 миллионов тенге.
При этом сумма кредита в рамках проекта рассчитывается для субъекта внутренней торговли с учетом задолженности по кредиту аффилированных/связанных с ним лиц;
- максимальный размер гарантии не превышает 306 миллионов тенге включительно, до 85% от суммы кредита.
При этом субъект внутренней торговли предоставляет обеспечение по кредиту залоговой стоимостью в размере не менее 15% в зависимости от предоставляемой гарантии (при расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ);
- срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита;
- номинальная ставка вознаграждения по кредиту, по которому осуществляется гарантирование, не превышает базовую ставку Национального Банка, увеличенную на 5 процентных пунктов на дату принятия решения банком по проекту субъекта внутренней торговли.
Обращение субъекта внутренней торговли в финансовое агентство за гарантией и последующее обращение в банк за кредитом осуществляется в следующем порядке:
- субъект внутренней торговли обращается в финансовое агентство с заявлением на получение гарантии;
- финансовое агентство после получения документов от субъекта внутренней торговли в течение 10 рабочих дней рассматривает их и выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа финансового агентства для принятия решения о предоставлении/непредоставлении гарантии;
- в случае принятия решения финансовым агентством о предоставлении гарантии, субъект внутренней торговли получает предварительное гарантийное письмо о возможности гарантирования с указанием условий предоставляемой гарантии, а также условий предоставления банком кредита, в соответствии с которыми возможно предоставление гарантии;
- субъект внутренней торговли обращается в банк для получения кредита под гарантию;
- банк самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, в срок не более 20 рабочих дней, рассматривает заявление субъекта внутренней торговли и принимает решение о возможности предоставления кредита;
- в случае принятия банком положительного решения по кредиту на условиях, отраженных в письме финансового агентства о возможности гарантирования, банк направляет в финансовое агентство копии необходимых документов, включая подписанный договор банковского займа.
- Финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет банку. Банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание субъектом внутренней торговли и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство;
- в случае принятия банком иного решения, не соответствующего условиям гарантии и кредита, указанным в письме финансового агентства о возможности гарантирования, процедура рассмотрения гарантирования проводится в соответствии с пунктом 105 Правил.
Договор гарантии заключается на бумажном носителе/в электронной форме, при этом электронная форма договора гарантии подписывается ЭЦП.
К функциям финансового агентства относятся:
- мониторинг целевого использования нового кредита субъектом внутренней торговли, с которым заключен договор субсидирования/гарантирования на основании данных и документов, представляемых банком;
- мониторинг платежной дисциплины субъекта внутренней торговли на основании данных, представляемых банком;
- мониторинг соответствия проекта и (или) субъекта внутренней торговли условиям настоящих Правил и (или) решению финансового агентства.
Финансовое агентство при выявлении фактов нецелевого использования кредита принимает решение о снижении суммы гарантии пропорционально сумме кредита, использованного по нецелевому назначению.
В случае, если субъектом внутренней торговли не достигнуты показатели по увеличению уплачиваемых налогов (КПН/ИПН) в бюджет на 10% после 2 финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа финансового агентства, отсутствии торговых мест для реализации продовольственных и непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по реализации на территории объекта продовольственных товаров договор гарантии не аннулируется.
В случае полного нецелевого использования кредита финансовое агентство аннулирует гарантию.
Приказ вводится в действие с 6 июля 2024 года.