В Казахстане обновили стандарт оказания медицинской помощи в стационарах
В частности, стандарт оказания медицинской помощи в стационарных условиях изложен в новой редакции.
Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности:
- государственными организациями здравоохранения или их структурными подразделениями;
- научными организациями на республиканском уровне;
- организациями здравоохранения частной формы собственности.
Количество коек в разрезе профилей и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках ГОБМП и системе ОСМС, на районном, городском и областном уровнях, определяется местными органами государственного управления здравоохранением областей и городов.
Ежегодно с учетом результатов мониторинга за предыдущий год и регионального перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения проводится корректировка коечного фонда на предстоящий год.
Основными задачами и направлениями деятельности организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарах, являются:
- оказание медицинской помощи, предусматривающей круглосуточное медицинское наблюдение, лечение, уход, а также предоставления койко-места с питанием, в том числе при случаях терапии и хирургии "одного дня", предусматривающих круглосуточное наблюдение в течение первых суток после начала лечения;
- оказание специализированной медицинской помощи пациентам в стационарных условиях с применением современных технологий и методов диагностики и лечения, в том числе ВТМУ, основанных на принципах доказательной медицины, с соблюдением преемственности на всех этапах оказания медицинской помощи.
Рекомендуемые штаты работников и оснащение медицинскими изделиями организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, устанавливаются в соответствии со стандартами в области здравоохранения.
Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается:
- в рамках ГОБМП;
- в системе ОСМС;
- на платной основе;
- в рамках добровольного медицинского страхования;
- в рамках вмененного медицинского страхования.
Медицинская помощь в стационарах оказывается пациентам, нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении, в экстренной и плановой формах на вторичном и третичном уровнях оказания медицинской помощи.
Прием и регистрация пациентов для получения медицинской помощи осуществляется:
- в плановой форме в рабочее время в течение 60 минут с момента обращения;
- в экстренной форме круглосуточно.
Медицинская помощь в стационарах на третичном уровне оказывается организациями здравоохранения, имеющими заключение о соответствии к предоставлению высокотехнологичной медицинской помощи.
Медицинская помощь в рамках ГОБМП и в системе ОСМС осуществляется в соответствии:
- с перечнем заболеваний по кодам международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра, подлежащих лечению в стационаре с круглосуточным наблюдением;
- с перечнем операций и манипуляций по кодам МКБ-9 для лечения в стационаре с круглосуточным наблюдением.
Медицинская помощь в стационаре оказывается после получения информированного согласия пациента или его законного представителя.
Информированное согласие пациента оформляется в соответствии с вкладным листом 3 к медицинской карте стационарного пациента по утвержденной форме.
При обнаружении признаков употребления психоактивных веществ в медицинской карте оформляется запись с последующим забором биологических материалов на определение содержания психоактивного вещества с занесением результатов в медицинскую карту.
По месту оказания медицинской помощи пациент получает исчерпывающую информацию о состоянии здоровья, включая:
- данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения;
- сведения о возможных последствиях отказа от лечения;
- информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме;
- разъяснения о причинах выписки или перевода в другую организацию здравоохранения.
Врач осматривает пациента в день поступления в больницу, назначает лечебно-диагностические мероприятия согласно клиническим протоколам.
Клинический диагноз устанавливается совместно с заведующим отделения не позднее трех рабочих дней с момента госпитализации пациента. При госпитализации в организацию здравоохранения, оказывающую медико-социальную помощь лицам с психическими, поведенческими расстройствами (заболеваниями), клинический диагноз устанавливается не позднее 10 рабочих дней.
При наличии показаний для проведения дополнительных диагностических исследований и консультаций в медицинской карте указывается причина задержки постановки диагноза.
Пациентам, ожидающим результаты исследований с длительными сроками выполнения (более 10 дней), клинический диагноз устанавливается после получения результатов исследований.
При затруднениях в постановке диагноза, неэффективности проводимого лечения, заведующий отделением или заместитель руководителя стационара по медицинской части организовывает консилиум, в том числе дистанционно. В вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни консилиум организовывает ответственный дежурный врач по стационару.
В день установления клинического диагноза оформляется запись в медицинской карте.
Пациенты, находящиеся в стационаре, ежедневно осматриваются лечащим врачом. Результаты осмотра заносятся в медицинскую карту. Записи отражают конкретные изменения в состоянии пациента, обоснование коррекции обследования и лечения, оценку и интерпретацию полученных результатов, эффективность проводимого лечения.
При тяжелых состояниях пациент осматривается каждые три часа, по показаниям чаще, запись в медицинской карте оформляется с указанием времени осмотра и оказания неотложной помощи по часам и минутам.
В вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни осмотр осуществляется дежурным врачом. Результаты осмотра и назначения дежурного врача оформляются в медицинской карте.
При ухудшении состояния пациента дежурный врач корректирует лечение, оповещает заведующего отделением и (или) лечащего врача и согласовывает внесение изменений в назначения.
Заведующий отделением осматривает пациента в день поступления (за исключением выходных и праздничных дней), в последующем по показаниям и перед выпиской. Осмотр тяжелых пациентов заведующий отделением проводит ежедневно в рабочие дни. Результаты осмотра с рекомендациями заведующего отделением заносятся в медицинскую карту.
При лечении детей в условиях стационара в возрасте до пяти лет, а также больных детей старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться с ним в медицинской организации и выдается лист или справка о временной нетрудоспособности.
Предусматривается, что кормящая мать ребенка до одного года жизни обеспечивается бесплатным питанием в медицинской организации на период пребывания по уходу за ребенком.
Пациентам детских отделений в составе стационаров или многопрофильных детских стационаров создаются условия для игр, отдыха.
При длительном пребывании детей школьного возраста создаются условия для непрерывного образования.
Критериями выписки из стационара являются:
- общепринятые исходы лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, смерть, перевод в другую медицинскую организацию);
- письменное заявление пациента или его законного представителя об отказе от лечения при отсутствии непосредственной опасности для жизни пациента или для окружающих.
Перевод осуществляется при выявлении заболевания, требующего лечения в другой медицинской организации по профилю, в том числе научной организации здравоохранения, по согласованию с организацией здравоохранения по месту перевода.
Транспортировка при переводе осуществляется на санитарном автотранспорте организации, откуда переводится пациент в сопровождении медицинского работника. При отсутствии санитарного автотранспорта транспортировка осуществляется в том числе с привлечением медицинской авиации.
В день выписки пациенту или законному представителю выдается выписка из медицинской карты с данными о результатах проведенного обследования, лечения и рекомендациями по дальнейшему наблюдению.
Данные о выписке из стационара заносятся в медицинские информационные системы в течение суток, с указанием фактического времени выписки.
Правила также устанавливают порядок организации оказания медицинской помощи в стационарах в экстренной форме, которая оказывается:
- при самообращении;
- при доставке пациента:
- бригадами станции скорой медицинской помощи или отделениями скорой медицинской помощи организации ПМСП;
- мобильной бригадой медицинской авиации;
- в случаях доставки пациентов сотрудниками органов в сфере гражданской защиты, правоохранительных органов или гражданами.
В приемном отделении стационара осуществляется медицинская сортировка поступающих экстренно пациентов, по завершению которой пациентам первой группы (красная зона) экстренная медицинская помощь оказывается в палате или блоке интенсивной терапии приемного отделения, при состояниях, требующих экстренного оперативного вмешательства, в операционной.
После стабилизации состояния или операции пациент переводится в профильное отделение или в отделение анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии организации здравоохранения.
Пациенты второй группы (желтая зона) в сопровождении медицинского работника госпитализируются в диагностическую палату. По показаниям для динамического наблюдения пациент находится в диагностической палате до 24 часов. Пациентам проводится полный объем необходимых лечебно-диагностических мероприятий (терапия и хирургия "одного дня").
После постановки диагноза пациент по показаниям переводится в профильное отделение или в другой стационар для дальнейшего лечения. При отсутствии показаний к госпитализации пациенту выдается справка об отказе в экстренной госпитализации.
Пациенты третьей группы (зеленая зона), состояние которых не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья и не требует госпитализации, направляются в смотровой кабинет приемного отделения. В смотровом кабинете проводится необходимый объем лечебно-диагностических мероприятий до установления диагноза.
Врач приемного отделения или дежурный врач выдает пациенту справку об отказе в госпитализации.
Медицинской сестрой приемного отделения передается актив в организацию ПМСП по месту прикрепления негоспитализированного пациента по телефону или электронной почте в течение трех рабочих дней с момента обращения. При отсутствии прикрепления актив передается в организацию ПМСП по месту жительства.
Пациенты, доставленные мобильной бригадой медицинской авиации, госпитализируются в профильное отделение по предварительному уведомлению стационара.
Регистрация пациентов при экстренной госпитализации в портале осуществляется специалистами приемного отделения стационара по месту госпитализации. В портале также регистрируются данные о негоспитализированных пациентах, обратившихся в приемное отделение, для учета отказов в госпитализации.
В правилах также определен порядок организации оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме.
Приказ вводится в действие с 11 июля 2024 года.
Ранее мы рассказали, что в Казахстане обновили правила размещения госзаказа на подготовку медицинских кадров в резидентуре.