Правительство Казахстана утвердило Национальный инфраструктурный план до 2029 года
Основные подходы отбора проектов плана:
- обеспечение межрегиональной, территориальной связанности посредством интеграции регионов в единое экономическое пространство через укрепление внешнего и внутреннего инфраструктурного каркаса;
- сокращение межрегиональных разрывов и неравенства инфраструктурного обеспечения, мониторинговыми инструментами которого могут стать национальный рейтинг качества жизни в городах и региональный индекс благосостояния Казахстана;
- максимальное вовлечение существующего и перспективного отечественного промышленного потенциала.
Основные критерии отбора проектов плана:
- экономическая жизнеспособность – проект должен способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики, стимулировать создание качественных рабочих мест, оказывать мультипликативный эффект на другие отрасли экономики, применять новые технологические достижения в области эффективности использования ресурсов;
- улучшение внешней и межрегиональной связанности;
- экологическая ответственность – проект соответствует изменению климата и принципу предупреждения стихийных бедствий, ориентирован на восстановление окружающей среды и защиту биоразнообразия;
- увеличение доли внутристрановой ценности – проект обязан обеспечивать максимальное использование и развитие отечественных возможностей в области научно-технических разработок и производства или внутристрановую ценность;
- страновой масштаб.
План предусматривается четыре направления инфраструктуры, по которым сформирован перечень из 204 проектов:
- энергетическая инфраструктура – 46 проектов;
- транспортная инфраструктура – 59 проектов;
- инфраструктура водоснабжения и водоотведения – 89 проектов;
- цифровая инфраструктура – 10 проектов.
В частности, планом предусмотрена реализация проектов по внедрению новых мощностей, направленных на покрытие растущего потребления электроэнергии. Проекты по строительству новых и модернизации существующих электростанций отнесены к перечню А по нескольким причинам:
- обеспечивают надежное электро– и теплоснабжение населения;
- обеспечивают работу жизненно важных объектов;
- являются ключевым элементом для развития экономики страны;
- позволяют снизить зависимость страны от импортируемой энергии, тем самым повышая энергетическую безопасность;
- снижают риски возникновения аварийных ситуаций.
Кроме того, до 2029 года планируется завершить реализацию крупных объектов ВИЭ, которые реализуются с участием стратегических международных партнеров, таких как Total Eren, Masdar, ACWA Power и Сhina Power International Holding. Эти компании, являющиеся ведущими в области ВИЭ, проявили заинтересованность в инвестировании в проекты Казахстана, что способствует экономическому развитию страны и увеличению доли ВИЭ.
Также предусмотрена реализация проекта по модернизации теплосетей на территории Казахстана, что окажет положительный эффект на показатель изношенности тепловых сетей.
Как ожидается, реализация плана в энергетике приведет к:
1) снижению износа генерирующих мощностей к 2029 году до 47% (2024 год – 53%);
2) исключению дефицита электрической мощности к 2029 году;
3) доля электроэнергии от ВИЭ к 2029 году составит 12,5% от общего объема производства (2024 год – 6%);
4) объем вводимых электрических мощностей с накоплением достигнет 14,785 ГВт к 2029 году (2024 год – 0,695 ГВт);
5) снижение износа сетей теплоснабжения к 2029 году дойдет до 43% (2024 год – 52%).
Планируется расширение нефтепровода "Кенкияк – Атырау" в режиме реверс с 6 млн тонн до 15 млн тонн в год, расширение нефтепровода "Кенкияк – Кумколь" с 10 млн тонн до 20 млн тонн в год.
В железнодорожной инфраструктуре для стимулирования роста объемов транзитных перевозок и удовлетворения внутренних потребностей в транспортных услугах будет осуществлена реализация инвестиционных проектов: строительство, реконструкция и модернизация ключевых участков, таких как железнодорожные линии "Достык – Мойынты", "Дарбаза – Мактарал", а также обводная ветка вокруг города Алматы, железнодорожный переход "Бахты" на границе с КНР и иные проекты.
В авиационной инфраструтуре предусматривается реконструкция аэровокзальных помещений, взлетно-посадочных полос в нескольких аэропортах, включая аэропорт города Шымкента, который является одним из ключевых хабов.
Кроме того, планируется реализация 67 проектов по строительству и модернизации очистных сооружений, что будет способствовать сохранению качества водных ресурсов и поддержанию состояния окружающей среды. Также запланировано строительство 19 новых водохранилищ.
В плане также заложены мероприятия по обрабатывающей промышленности, в цифровой сфере и т. д.
Потребность финансирования 204 проектов составляет 40,1 трлн тенге, из них за счет:
- республиканского бюджета – 1 трлн тенге;
- национального фонда – 0,5 трлн тенге;
- местного бюджета – 2 трлн тенге;
- внебюджетных средств – 36,6 трлн тенге.
Конкретные источники финансирования реализации проектов будут определены после получения соответствующих экспертиз и заключений в рамках инвестиционной фазы проектов.
Ожидаемые экономические эффекты плана
- Общий эффект от вклада в валовую добавленную стоимость (ВДС) от реализации проектов плана оценивается в 24,6 трлн тенге.
- Вклад в рост ВВП ожидается в среднем на уровне 2,3% (в 2024 году – 1,6%).
- Одним из мультипликативных эффектов плана является создание порядка 150 тыс. рабочих мест, из них постоянных – 26 582, временных – 120 355.
Также в каждом из разделов направлений инфраструктуры предусмотрены целевые индикаторы доли внутристрановой ценности.
"Выполнение индикаторов внутристрановой ценности будет способствовать сокращению зависимости от мировых рынков, а регламентация вышеуказанных материалов, планируемых к использованию при реализации проектов плана, позволит стимулировать обрабатывающую промышленность на создание новых и дополнительных производств, а также прорабатывать возможности заключения офтейк-контрактов на инвестиционных и реализационных стадиях проектов плана", – считают разработчики документа.
В целом план направлен на надежность системы жизнеобеспечения населения и обеспечение экономического роста страны.