Осужденный имеет право на звонок адвокату, считают в Конституционном суде
Суть дела
В Конституционный суд (КС) обратился гражданин с просьбой проверить на соответствие Конституции части 2 статьи 109, подпункта 2) части 1 статьи 134 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) и пункта 104 Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МВД РК от 17 ноября 2014 года № 819.
Поводом для обращения в Конституционный суд послужил отказ осужденному в получении адвокатской помощи по телефону во время нахождения в дисциплинарном изоляторе исправительного учреждения.
Жалоба казахстанца была оставлена судом первой инстанции без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие сотрудников учреждения в части неотправления в суд жалоб заявителя, а в остальной части постановление суда первой инстанции оставлено без изменения.
Казахстанец считает, что указанные им нормы в части запрета на телефонные переговоры нарушают его конституционное право защищать себя всеми не противоречащими закону способами, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В ходе заседания КС гражданин просил рассмотреть данные нормы также с учетом защиты конституционного права на охрану здоровья и ограничений на телефонные переговоры для осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания.
Что решил КС
КС признал соответствующими Конституции РК часть 2 статьи 109, подпункт 2) части 1 статьи 134 Уголовно-исполнительного кодекса РК и пункт 104 Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы в следующем истолковании:
"Перечень случаев предоставления возможности телефонных переговоров, изложенный в рассмотренных нормах и направленный на поддержание социальных связей осужденных, не является исчерпывающим. Указанные нормы в соответствии с Конституцией и во взаимосвязи с подпунктами 7) и 8) статьи 10, частью 6 статьи 106 и частью 2 статьи 107 УИК, пп. 8) ст. 1 и пп.1) и 2) п.1 ст. 45 закона "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" не ограничивают право осужденного на телефонный разговор в целях получения квалифицированной юридической или медицинской помощи в период нахождения в строгих условиях отбывания наказания, а также содержания в дисциплинарном изоляторе в порядке взыскания.
При применении положений части 2 статьи 109, подпункта 2) части первой статьи 134 УИК и пункта 104 Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы исключается иное их истолкование".
Как КС мотивировал свою позицию
Осужденные имеют право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в рамках оказания гарантированной государством юридической помощи, в виде консультаций, справок, составления документов правового характера, а также при подготовке документов, представляемых в ходе исполнения приговоров и постановлений судов в случаях, предусмотренных УПК, а также ином виде в порядке, установленном законами РК.
Для получения осужденными квалифицированной юридической помощи по письменному или устному заявлению им предоставляются свидания с адвокатами без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность
Закрепленное Конституцией право каждого на получение квалифицированной юридической помощи ни в каких случаях не подлежит ограничению.
Закрепление в УИК ограничений прав осужденных, нарушивших установленный порядок отбывания наказания, не противоречит Конституции при условии, что они не унижают человеческого достоинства и устанавливаются только на уровне законов, а также являются соразмерными совершенному нарушению.
КС указал, что не может быть ограничено право осужденного, на которого наложено то или иное взыскание, на получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом, а также квалифицированной юридической помощи, в том числе в форме консультирования по правовым вопросам путем телефонных переговоров с лицом, с которым у него заключен договор на оказание такой помощи либо который оказывает гарантированную государством юридическую помощь, или с использованием иных средств связи.
Кроме того, в КС обратили внимание на необходимость конкретизации отдельных положений Правил, регламентирующих процедуру получения осужденными квалифицированной юридической помощи и создание условий для деятельности лиц, оказывающих такую помощь, в целях исключения ошибок в правоприменительной практике.
Следует обеспечить согласованность положений и терминологии, используемых в УИК и Правилах. Так, в части 2 статьи 109 УИК сказано об "иных исключительных личных обстоятельствах", перечень которых не является исчерпывающим. При этом в абзаце 4 пункта 104 Правил дан исчерпывающий перечень дополнительных обстоятельств, но обобщенное наименование таких случаев не раскрывает их сути.
В частности, согласно указанному абзацу пункта 104 Правил при наступлении перечисленных случаев осужденный имеет право на телефонный разговор только с близкими родственниками и лишь один раз в месяц. Вместе с тем часть 2 статьи 109 УИК не устанавливает ограничений по количеству телефонных разговоров при наступлении тех или иных исключительных личных обстоятельств и не запрещает телефонные переговоры с супругом, который согласно используемой в УИК терминологии не относится к понятию "близкий родственник".
В связи с этим МВД РК указано в шестимесячный срок внести поправки в Правила внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда.
Нормативное постановление вступило в силу с 27 декабря 2024 года, является общеобязательным на всей территории РК, окончательным и обжалованию не подлежит.