Заглянем под этикетку: как проверить продукты перед покупкой
Однако для осведомленного покупателя эти аспекты имеют первостепенное значение, ведь от них зависит не только качество товара, но и наше здоровье.
Чтобы помочь потребителям лучше ориентироваться в этих нюансах, представители ОО "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" регулярно проводит закупки методом тайного покупателя, анализируя различные товары народного потребления, реализуемые в Казахстане, на безопасность и соответствие законодательным нормам. ОО "МОО по ЗПП" делится результатами исследований с гражданами через СМИ, повышая уровень их осведомленности и давая полезные рекомендации для более уверенного выбора.
Фото: Жанна Биятан
С июня по октябрь 2024 года в рамках социального проекта общественники по всей стране закупили десятки различных товаров – от продуктов питания до непродовольственных изделий. Например, в октябре в Атырау были приобретены три мясных продукта: варено-копченая колбаса "Сервелат мраморный" известного российского бренда (330 г) и мясные консервы – Баранина тушеная "Российская" и "Мясо цыпленка в собственном соку", также российского производства (обе банки по 325 г). Все образцы были переданы в аккредитованную лабораторию филиала РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" КСЭК МЗ РК по Атырауской области, где прошли исследования на безопасность и состав.
Фото: Жанна Биятан
Согласно результатам экспертизы, товары подтвердили соответствие требованиям безопасности: в них не было обнаружено ДНК кошек и собак, а также токсичных примесей, что, несомненно, свидетельствует о высоких стандартах производства. Однако на обоих мясных консервах отсутствовала обязательная информация на государственном языке, что важно для соблюдения прав потребителей в Казахстане.
Фото: Жанна Биятан
"Отсутствие маркировки на казахском языке на импортных продуктах не только нарушает законодательные нормы, но и ограничивает права наших граждан. Такая информация необходима не только для понимания состава, условий хранения, но и для поддержания единства казахстанского рынка. Важно, чтобы предприниматели, особенно те, кто ввозит товары из-за рубежа, понимали, что ответственность за соответствие товара требованиям лежит и на них".Эксперт-правозащитник Алия Алибекова
Алия Расбековна рекомендует потребителям быть особенно внимательными при покупке продуктов, обращая внимание на следующие моменты:
- Наличие маркировки. На этикетке товара должна быть информация как на русском, так и на казахском языке. Кроме того, обратите внимание на знак ЕАС, который гарантирует, что продукция прошла необходимую сертификацию и соответствует требованиям Таможенного союза.
- Состав и условия хранения. Это особенно важно для мясных и молочных продуктов, кондитерских изделий и других товаров с ограниченным сроком хранения. Четкие условия хранения и сроки годности помогут убедиться, что продукт свежий и безопасный.
Также, эксерт напоминает, что для удобства современных покупателей в Казахстане существует реестр сертифицированных товаров, доступный онлайн, а также Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийской экономической комиссии. Использование такого инструмента особенно полезно для выявления фальсификатов и подделок еще до покупки.
Для предпринимателей и импортеров соблюдение норм маркировки – это шаг к укреплению доверия потребителей. Несоответствующая маркировка может привести к проблемам с реализацией товара и штрафным санкциям. Алия Алибекова советует предпринимателям, особенно импортерам, регулярно обновлять свои знания о требованиях к маркировке, консультироваться со специалистами и внимательно проверять товары перед выпуском на казахстанский рынок. Это не только снижает риски, но и повышает конкурентоспособность продукции в глазах казахстанских покупателей.
На данном примере мы еще раз убедились: внимание к маркировке и легкий доступ к современным сервисам проверки могут стать надежной защитой потребителей от некачественной продукции. Однако предпринимателям важно помнить, что соблюдение стандартов и правильная маркировка – это реальная забота о своих покупателях, которая укрепляет доверие к бренду и помогает избежать юридических рисков.
Проверка товаров народного потребления, проводимая ОО "МОО по ЗПП", – это поддержка и потребителей, и бизнеса на пути к более качественной продукции и прозрачному рынку. Соблюдение простых правил маркировки и стандартов, следование принципам честной конкуренции и желание заботиться о потребителях – вот что делает продукт действительно востребованным. А забота о безопасности – это шаг к уверенному будущему как для покупателей, так и для бизнеса.
ОО "МОО по ЗПП", подготовившее данный материал, напоминает, что грамотная маркировка и доступные технологии проверки продукции – надежные инструменты для защиты покупателей от некачественных товаров. А для предпринимателей соблюдение стандартов и корректная маркировка – это возможность проявить заботу о клиентах, повысить доверие к своему бренду и избежать потенциальных юридических сложностей.
При возникновении вопросов по данному обзору, обращайтесь через Instagram OZPP.KZ, либо по телефону 87054222739.