Жители пострадавшей от паводка Токаревки требуют гарантий по возврату земель
Zakon.kz
Больше сотни человек собрались на площади перед акиматом Бухар-Жырауского района.
В поселке имени Г. Мустафина (Токаревка) Карагандинской области местные жители требуют от представителей акимата разъяснений по поводу передачи их частных земель в собственность государства, передает корреспондент Informburo.kz.
Больше сотни человек собрались на площади перед акиматом Бухар-Жырауского района. Сельчане, дома которых пошли под снос как аварийные, требуют разъяснить, почему им раздают уведомления об отказе от земельных участков. Накануне жителям пострадавшего региона вручили образцы заявлений, которые они должны подписать и предоставить в акимат.
Бумажные войны
Особо сельчан тревожит текст документа, который гласит, что люди должны отказаться от земли "без намерения сохранить за собой право на землю". Все это вызвало панику в поселке.
"Мне кажется, что мы сейчас подпишем заявление об отказе от земли, а потом, когда дом построят нам, будем платить деньги за аренду своей же земли. Почему не предупредили сразу, что нужно будет от земли отказываться, сначала снесли дома, а теперь ставят перед фактом",- возмущается пришедший на собрание Ермек Джалаиров.
"Почему вы делаете все в одностороннем порядке? "Государству надо", "вы должны" - только и слышим, а нам никто ничего не должен? По чьей вине пришла вода? Значит, мы должны подписывать отказ от земли нотариально, а вы нам обещаете вернуть землю просто на словах. Где гарантия, что вас потом не уволят или вы не уйдете на другую должность, или, вообще, все не изменится? – негодуют жители, обращаясь к руководству поселка. - А мы уже от всего отказались, и все подписали".
Исполняющий обязанности заместителя акима Бухар-жырауского района разъяснил, что отказ от земли – мера вынужденная. Законом прописано, что дома на бюджетные деньги строить на частных территориях нельзя.
"По действующему законодательству, если производится строительство домов за счет бюджетных средств, то обязательно данный земельный участок должен находиться в собственности государства. После строительства домов произведут оформление, и безвозмездно будут переданы жителям в частную собственность и жилье, и земля", - заверил Руслан Нурмуханбетов.
Он также отметил, что есть постановление правительства Казахстана от 12 ноября 2014 года, согласно которому пострадавшим жителям будет предоставляться жилье безвозмездно вместе с земельным участком.
Но сельчане представителю власти не верят, многие из них уже успели сходить к нотариусу, которые заявили, что земля временно передаваться государству не может. Человек либо является собственником земли, либо, если отказывается от участка, потом оформляет её на себя, совершая ряд необходимых юридических этапов по земельному законодательству. Поэтому подписывать документ об отказе от земельного участка жители не спешат.
Нет денег даже на аренду жилья
Семья Куралай Абил проживала в доме по улице Пионерская на станции Нуринск, родители в прошлом году сделали в доме ремонт, поменяли кровлю, вставили пластиковые окна, провели канализацию, отремонтировали ванную комнату и туалет. Для благоустройства дома взяли кредит, который выплачивают до сих пор. Дом после наводнения признали аварийным и снесли, земля - единственное, что осталось у семейства Абил, отдавать её они не хотят.
"Мы в растерянности и не знаем, как быть, почему нас не предупредили заранее, что предстоит такая процедура отказа от земли? Почему ничего толком не объясняют? Многие и не верят уже, потому что посмотрите, сколько людей без жилья, многие сейчас квартиры снимают. Власти обещали проплатить аренду квартир пострадавшим, но денег до сих пор никто не получил. Квартировладельцы жилье без предоплаты не дают, люди перебиваются, как могут, платим из своего кармана за съем квартиры уже второй месяц, а денег все нет. Мы видим, что слова расходятся с делом", - говорит Куралай Абил.
Как рассказали в местном акимате, деньги за аренду квартир пострадавшим сельчанам должны выплатить уже в конце месяца. Правда, сколько сельчан снимают квартиры в поселке, представители власти сообщить не смогли.
"На сегодня в районе в штаб по ликвидации последствий паводков поступило 679 заявлений на возмещение ущерба и ремонта жилья. Проходят выплаты по возмещению ущерба, порядка 400 миллионов тенге уже выплатили, деньги перечислены на счет пострадавших. Официально в районе признаны пострадавшими 673 человека, по остальным списки уточняются", - говорит Руслан Нурмуханбетов.
Компенсацией не довольны
По словам сельчан, многие в поселке выплатами компенсации ущерба остались недовольны. На деньги, которые получили пострадавшие, всего необходимого не купить, потерявшим бытовую технику и мебель начислили около трехсот тысяч тенге. Заново благоустроить дом на эти деньги невозможно.
"Получается, как в сказке: до пенсии дожила и осталась у разбитого корыта. Сколько нажила своим трудом - все потеряла. Я живу тут, в Токаревке , 59 лет, и такого у нас никогда не было, по чьей вине нас затопило, не знаю, на природу валить проще всего",- говорит Ольга Хронусова.
Дом Ольги Хронусовой до сих пор утопает в воде. Полностью подтоплен и огород, так что в этом году женщина останется без урожая. На сухих островках перед домом раскиданы вещи и ковры, которые пенсионерка надеется привести в порядок. Растерянная, она ходит вокруг дома и боится заходить внутрь здания.
"Вы знаете, у меня на днях обвалилась стена в доме. До этого меня убедили, что дом в порядке и, как высохнет, его можно будет ремонтировать. Но я вижу, что он рушится. После того, как упала стена, по стенам поползли трещины, и я теперь боюсь вообще заходить. Здесь опасно - придавит или меня, или сына", - плачет Ольга Константиновна.
Женщина проживает в доме по улице Альмагамбетова с несовершеннолетним сыном–инвалидом, говорит, что не может добиться качественной экспертизы на пригодность жилья. В паводки вода в её доме стояла до полутора метров, после этого саманная постройка стала рушиться на глазах. Но то, что дом в аварийном состоянии и долго не простоит, доказать она не может.
"Вызвала эксперта, он пришел и говорит: "Стена не могла у вас сама рухнуть, углы вы сами молотком долбили". Мне так стало обидно, слез не могу сдержать. Я звоню в этот штаб, прошу - придите, посмотрите. У меня стены из песка и камня, они намокли и падают, возьмите соскобы со стены на анализ, дом в аварийном состоянии, а они его аварийным не признают", - расстраивается Ольга Хронусова.
Сейчас Ольга Константиновна намерена вызывать экспертов из Караганды, чтоб те дали качественное заключение по состоянию жилья. Пока же она с сыном живет у знакомых.
Между тем, в поселке быстрыми темпами идет строительство двух первых показательных домов по улице Футбольной. Строители надеются сдать их уже к 1 июня, и если дома примут, начнут возводить жилье другим. Один из домов возводит ТОО "Компания "Казкурылыс Курастыру", которая строила жилье в поселке Кокпекты для пострадавших от наводнения в прошлом году.
Напомним, этой весной поселок им Габидена Мустафина пострадал от паводков больше других подтопленных населенных пунктов Карагандинской области. Всего в Бухар-Жырауском районе признаны аварийными порядка 198 домов, принято решение их снести и построить на их месте равноценное новое жилье. До 1 июня все аварийные дома будут снесены, к этому же времени должны появиться и два новых дома.
Ольга Князь
Фото Миланы Степановой
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript