Почему в Казахстане жертвы изнасилований подвергаются давлению и преследованию
Zakon.kz
Камнем преткновения является возможность примирения сторон.
В Восточном Казахстане идет следствие по делу об изнасиловании 19-летней Елены Ивановой. Девушка, как и многие другие жертвы насилия, была вынуждена публично сообщить о случившемся, так как есть угроза того, что виновник может избежать ответственности. Это во-первых. Во-вторых, на нее пошло давление со стороны экс-депутата Е.С., которого Елена обвиняет в изнасиловании. По последним данным он уже был допрошен в качестве подозреваемого. Однако, в какую сторону могут повернуть следствие, неизвестно. И этому есть ряд причин, передает корреспондент Zakon.kz.
Интересы девушки представляет небезызвестный адвокат Айман Умарова. Не так давно она побывала в ВКО, где принимала участие в следственных действиях. Пока некоторые факты по делу не подлежат публичному оглашению. Но сейчас известно, что уже получены результаты судебно-биологической экспертизы, и экс-депутат был допрошен в качестве подозреваемого.
"Дело по изнасилованию еще расследуется, проводятся очные ставки с работниками, которые ничего не видели и не слышали... ... Исходя из очной ставки между Леной и экс-депутатом, он не отрицает, что вступал с ней в половую связь. Единственное, он говорит, что это было добровольно... ...Есть основания полагать, что он совершил изнасилование. А мы считаем, что он совершил. Теперь осталось следствие", - рассказала Айман Умарова.
В последних публикациях о данной истории сообщалось, что Елена Иванова сначала без вести пропала. Через несколько дней начальник РОВД Усть-Каменогорска сообщил, что девушку нашли. Ее удерживали какие-то мужчины. Сейчас Елена находится под защитой полиции в качестве свидетеля по другому уголовному делу, в котором фигурирует экс-депутат.
"Лена с первых дней, когда все это случилось, с августа месяца, требовала защиту. В самих протоколах видно, когда ей задают вопрос: "Нуждаетесь ли вы в защите?", она говорит: "Я нуждаюсь в защите". Но защиту ей никто не обеспечил... ... Наше предположение о том, что Лена в опасности, оно действительно подтвердилось... ... Мы боимся, что этот человек избежит ответственности. Поэтому мы следим за этой ситуацией", - отметила адвокат.
Сейчас экс-депутат на свободе.
"Это преступление средней тяжести, по которому, как правило, не избирают меру пресечения "арест". Но этот человек известен, известен везде, он был в центре скандала по многим делам. Это не простой человек. Поэтому очень сложно работать, когда насильником является человек, у которого есть деньги, или связи", - отметила Айман Умарова.
Здесь адвокат указывает на проблему, связанную с диспозициями статей 120 ч.1 (изнасилование) и 121 ч.1 (насильственные действия сексуального характера) УК РК, которые предполагают до 5 лет лишения свободы и относятся к преступлениям средней тяжести, по которым возможно примирение сторон. Оно и является камнем преткновения. Как отметила Айман Умарова, насильник, понимая, что может примириться, начинает действовать. Если не получается, то начинает действовать через полицейских. На жертву идет давление, она повторно подвергается дискриминации.
"Примирение сторон - это цена, будем говорить, за что борется сторона насильника, и полицейские, зачастую. Полицейские начинают доводить дело до такой степени, давят тем, что постоянно какие-то действия проводят. Жертва от них испытывает психологическое давление. Делается это для того, чтобы ей уже все надоело, и она сказала: "все, я готова примириться". То же самое и насильник. Начинает ходить, просить прощения, потом угрожать, потом говорить, что сама виновата. Потом заявляет, что она деньги захотела, старается подставить", - говорит адвокат, отмечая, что на примирении сторон в данных случаях зарабатывают полицейские. А для насильника примирение - это своего рода откуп.
"Поэтому здесь проигрывает только жертва. Когда идет преступление против половой неприкосновенности, неправильно, что есть примирение. Мы считаем, что его нужно исключить. Изменить законодательство", - сказала Умарова.
Свою позицию в этом вопросе высказала и основатель движения "Не молчи" Дина Смаилова.
"Каждое примирение - это давление на жертву. И когда девушка идет до конца и хочет посадить преступника, она сталкивается вот с такого рода преследованием. Это дискриминация прав женщин и статья, имеющая коррумпированный характер. Мы подняли эти вопросы в ООН. Направили письма и подчеркнули, в какой опасности находятся жертвы насилия из-за отсутствия страха неотвратимости наказания у преступников", - отметила Дина.
Ирина Капитанова
фото: Аргументы и Факты
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript