Сенат одобрил в первом чтении поправки в законодательство по вопросам госрегистрации юридических лиц - отклик читателя
Сенат одобрил в первом чтении поправки в законодательство по вопросам госрегистрации юридических лиц - отклик читателя
Сенат одобрил в первом чтении поправки в законодательство по вопросам госрегистрации юридических лиц - отклик читателя
Прочитала сегодня новость, законопроект и заключения всех государственных и негосударственных учреждений на этот законопроект и поразилась. Этот законопроект по сути "родили" только для того, чтобы заменить в законе слово "десяти" на "три". И то при условии, что субъекты среднего и крупного бизнеса изъявят желание работать на основании Типового устава. Частнопрактикующие юристы, работающие в сфере регистрации юридических лиц, знают, что таковых практически нет, поскольку все субъекты бизнеса не желают работать на основании Типового устава. Везде требуют Устав, поскольку на Типовой устав смотрят как ...на новые ворота, те же нотариусы, члены тендерной комиссии...Намыкавшись с этим типовым уставом в форме Заявления о государственной регистрации юридического лица, предприниматели бегут снова, чтобы им сделали нормальный Устав. Поэтому, этот законопроект не принесет никакой пользы бизнесу. Для предпринимателей неважно, в течение какого срока именно органы юстиции зарегистрируют у себя юрлицо (3,5, или 10 дней),потому что есть еще и другие сроки регистрации этого юрлица в органах статистики (2-3 рабочих дня), в налоговых органах (3 рабочих дня), поэтому говоря в законе о сроках регистрации юрлица нужно иметь ввиду не только 3 рабочих дня, которые необходимы органам юстиции, но нужно учесть и сроки регистрации в статистике и налоговых органах. Поэтому, в законопроект нужно закладывать реальное время, необходимое для регистрации юрлица. А "реальность" такова, что эти документы на регистрацию юрлица возможно получить не раньше одного, полутора месяца, если же не получишь отказ или же перерыв в сроке. А ведь при "сильном желании" эти документы реально получить и в течении 2-3 дней...Ведь платим мы за ускоренное получение удостоверений личности и др.документов, и ничего. Почему же нет узаконенной ускоренной регистрации юрлица, допустим за сумму, равной ....300 долларам? Кому-то видимо ЭТО сильно не нужно...
Поддерживаю уменьшение сроков регистрации ССБ и СКБ с 10 до 3-х, но при условии, что это распространяется и на тех ССБ и СКБ, кто желает работать и без Типового устава. Но даже при этом, данный законопроект никак не повлияет на своевременное получение предпринимателями учредительных документов. При сдаче документов в ДЮ или через ЦОНЫ сотрудники устанавливают свои сроки (2 недели для СМБ, 3 недели- для ССБ и СКБ). Но ни в указанный сроки, ни после, документов, как правило, вы не получите, поскольку Департаменты юстиции их задерживают. Причин задержки у ДЮ много: не поступила статкарта, ..нет РНН, ...не присваивается БИН и т.д. и т.п. И никто (ни ЦОН, ни ДЮ, ни НК, ни статорганы, либо конкретный работник госоргана) за это не несет никакой ответственности.
Но если же случится так, что ДЮ направит хотя бы за день до даты, указанной в Расписке ЦОНа учредительные документы юрлица, получить их можно только с разрешения начальника ЦОН. Эта видимая своеобразная борьба с коррупцией ... Вот бы так боролись с просроченными документами...
АФК в своем заключении поднимает этот вопрос " ....предлагаем прописать ответственность должностных лиц регистрирующего органа за незаконный отказ в регистрации юридического лица и учетной регистрации и перерегистрации филиала, либо указать ссылку на соответствующие нормы законодательства Республики Казахстан...". Надо наказывать не только за необоснованный отказ, но и за за срыв сроков представления документов, как сотрудников МЮ, так и ЦОН, НК, статистики, неправильное заполнение данных в компьютерную базу, повлекших невозможность в срок присвоить БИН и т.д.
И при отказе, и при перерыве сроков, срок регистрации юрлиц начинается сызнова. Хотя после устранения замечаний юстиции, рассмотренные по существу до отказа либо перерыва, документы можно было бы рассматривать в ускоренном режиме на предмет устранения замечаний юстиции.
Вся беда в том, что действующий "принцип одного окна" в котором задействованы несколько госорганов позволяет им безнаказанно нарушать все установленные сроки и футболить предпринимателей. ЦОН винит ДЮ, ДЮ кого-то еще, и так по замкнутому кругу. С недавних пор органы юстиции стали отказывать в массовом порядке в регистрации (перерегистрации) юрлиц на основании ст.11 Закона о госрегистрации юрлиц, если учредитель либо руководитель регистрируемого (перерегисрируемого) юрлица значится в "черном списке" налоговиков, куда заносятся сведения по всем бездействующим предприятиям. Если бы эта мера касалась только нерадивых первых руководителей, приведших предприятие в такое состояние, это было бы понятно- он не должен быть 1 руководителем другого юрлица. И только. При чем тут участники ТОО, которые по закону "О ТОО и ТДО" не отвечают по обязательствам созданных ими товариществ. К тому же "бездействие предприятия" не есть "лжепредприятие".
Действующий закон по регистрации юрлица ...требует кардинального пересмотра, и было бы полезно обсудить его с прктикующими юристами, занимающимися этим ежедневно, а не ограничиваться такими "косметическими" законопроектами, бесполезными по существу...
Усенова Гульнар Бакытовна, директор Юридической фирмы "АқБақыт", тел.гор.3173897.